Получи документы

Проект «Волонтерское движение «Добрые дела дошколят»

Славута Катерина
Проект «Волонтерское движение «Добрые дела дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы

«Волонтерское движение «Добрые дела дошколят»

1. Пояснительная записка

Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.

Публикация «Проект „Волонтерское движение „Добрые дела дошколят“» размещена в разделах

В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.

Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерская деятельность это :

• посадка цветов, кустов и деревьев;

помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды, мигранты, беженцы и другие;

• благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

• помощь животным;

• просветительские беседы;

• благотворительные концерты и театральные выступления;

• экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

• пропаганда здорового образа жизни; и др.

Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В. А. Сухомлинского, П. П. Блонского, А. С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я. З. Неверович, Т. А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.

И. А. Княжева в своей диссертации «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста» рассматривает милосердие как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка.

Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах Л. М. Шипицыной, О. В. Заширинской, Е. И. Кульчицкой. П. Г. Саморукова изучала бережное отношения дошкольников к природе.

Волонтерское движение имеет ряд особенностей при условии его организации в дошкольном образовательном учреждении.

1.1 Номинация «Воспитательная практика, направленная на патриотическое воспитание».

1.2 Волонтерское движение «Добрые дела дошколят»

1.3 Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств:

• ответственности;

• милосердия;

• самостоятельности;

• умение общаться с разными социальными группами людей;

• личностный позитивизм.

Дошкольный возраст характеризуется, как период сензитивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.

Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.

Проблема: Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

1.4 Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.

1. 5 Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

1.6 Цель проекта : Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно – нравственной личности дошкольников.

Организация в детском саду волонтерского движения «Добрые дела дошколят» через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.

1. 7 Задачи:

1. Расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников детского сада;

2. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;

3. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;

4. Воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую работать в команде, проявляющую навыки сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

5. Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2023 – 2024 учебного года.

Вид проекта : образовательный, творческий.

Продолжительность: долгосрочный 2023-2024 уч. г.

Участники: дети, воспитатели, заведующий МБДОУ, старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуры, родители (законные представители) воспитанников.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Тип проекта : Групповой, информационно-просветительский, индивидуально – развивающий.

Наш девиз:

"Людям мы несем добро,

Свет улыбок и тепло.

Помогаем от души:

Мы уже не малыши!»

.

1.8 Участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетентность, без которой человек не может жить – коммуникативную компетентность.

Дети приобретут элементарные навыки: вступать к контакт со сверстниками и взрослыми, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения товарища, вести дискуссию; решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

У детей сформируются духовно-нравственные качества, негативное отношение к плохому, готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, позитивные установки на добровольческую деятельность.

1.9 Методы и приемы технологии «Ровесничество», технологии группового сбора; социальные и благотворительные акции; концертная деятельность, тематические вечера, беседы, творческие мастерские, чтение художественной литературы, организация фотовыставок, выставок рисунков, трудовой десант.

1. 10 Нормативные: разработка локальных актов, регламентирующих реализацию воспитательной практики.

Кадровые (человеческие) : педагоги, родители (законные представители); специалисты социальных учреждений и учреждений образования, культуры, руководители благотворительных некоммерческих организаций г. Белгорода.

Психолого-педагогические: поддержка инициативы детей, возможность выбора видов активности, участников совместной деятельности и общения.

1. 11 Материально-технические: ноутбук, оргтехника, интерактивная панель; материалы для творческих работ; электронный каталог: аудиозаписи, методическая/художественная литература.

Информационные: информирование общественности о ходе реализации воспитательной практики через социальные сети и официальный сайт образовательного Учреждения.

2. Основная часть.

Взрослые по-разному относятся к волонтерской деятельности. Одни считают ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ времяпрепровождения. Несмотря на это, все положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду.

Детский сад - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.

В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:

• работа с детьми 6-7 лет (волонтёрское движение);

• работа с педагогами;

• работа с семьёй.

Рассмотрим основные психолого-педагогические аспекты деятельности в блоке “Работа с детьми” :

• формирование милосердия.

• развитие трудолюбия

• воспитание потребности к здоровому образу жизни.

• Формирование толерантности

• Формирование сознательного, непрагматичного отношения к природе,

• Формирование доброжелательности в общении со сверстниками.

Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у старших дошкольников в волонтерской деятельности возможно в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности.

Таким образом, волонтёры - это, во – первых, дети - старшие дошкольники. Во – вторых, это активные творческие педагоги образовательного учреждения и родители воспитанников.

Работа с педагогами и родителями предполагает 3 этапа:

1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду

2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.

3 этап. Развитие волонтёрского движения.

На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».

На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.

На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.

Руководитель волонтерского движения в нашем детском саду - это воспитатель подготовительной группы, который координирует всю деятельность, организуют работу в детском саду и волонтёров по различным направлениям, обеспечивают связь с городским волонтёрским движением и осуществляют планирование деятельности.

План работы волонтерского движения

детского сада с детьми:

№ п/п

Название мероприятия и цель

Ответственные

Сроки

1.

1.1 Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».

Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами.

1.2 Беседа «Мы – маленькие волонтеры».

Цель: формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

1.3 Торжественное мероприятие «Дорогою добра»

(принятие в ряды волонтерского движения)

Цель: Создание благоприятного эмоционального настроя на участие в волонтёрском движении.

1.4. Участие в акции «Свеча памяти». Воспитатели:

Славута Е. В., Джанашия Р. Н. Июнь 2023г.

2. 2.1. Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально, «Узнай о волонтерстве».

Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

2.2. Создание альбома «Кладовая добрых дел».

Цель: У детей: воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; бережное, внимательное отношение к окружающим, сверстникам, близким, желание совершать для них добрые дела; Развитие представления о понятиях «добро», «зло» их важности в жизни людей; понятие о том, что добрые дела доставляют радость.

2.3Акция «Ромашковое счастье». (Ко Дню семьи, любви и верности).

Цель: Укрепление социального института семьи, развитие практических навыков позитивных внутрисемейных отношений и духовной культуры дошкольников.

Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н. Июль 2023г.

3. 3.1. Встречи с инспекторами ГИБДД.

Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

3.3 Акция «Безопасные дороги детям».

Распространение памяток «Внимание водитель!», «Безопасные дороги детям».

Цель: Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля.

3.4. День флага Белгородской области. Выставка рисунков «Наш флаг – наша гордость».

Цель: Воспитание юных граждан нашей страны через любовь к главным символам малой родины. Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н. Сентябрь – Октябрь 2023г

4. 4.1. Трудовой десант: «Мусору – нет!».

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, приучать детей к соблюдению чистоты на участке.

4.2. Подготовка поздравления ко Дню воспитателя.

Цель: Формировать у детей благоприятную, радостную атмосферу праздника.

4.3. Акция «У старости мудрое лицо» (ко дню пожилых людей).

Цель: Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению.

4.4. Подготовка подарков ко Дню пожилого человека.

Цель: Формировать у детей благоприятную, радостную атмосферу праздника. Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н. Сентябрь-Октябрь

2023г.

5. 5.1. Акция «Корзинка радости». Сбор подарков (игрушек) для «Детей младшей группы».

Цель: Формирование у воспитанников умение правильно оценивать себя и других; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость.

5.3. Всемирный день бабушек и дедушек.

Цель: Информировать о новом празднике в России. Вызвать у детей интерес и добрые чувства к дедушке и бабушке; воспитать уважение, любовь к ним. Развивать у них чувства сострадания, любви, теплоты и нежности по отношению к бабушкам и дедушкам. Воспитывать любовь и уважение к старым людям, побуждать проявлять заботу о своих бабушках и дедушках, желание им помочь.

Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н.

Музыкальный работник:

Реутова И. Ю. Октябрь

2023г.

6. 6.1. Детский забег благотворительного марафона «Добрый город».

Цель: оказание помощи нуждающимся детям,

формирование гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию, позитивная социализация детей дошкольного возраста. (Мероприятие на базе д/с МБДОУ д/с № 58 совместно с МОО «Святое Белогорье против детского рака»).

6.2. Всемирный день приветствия.

Цель: Способствовать повышению воспитанности и культурного уровня дошкольников, формированию навыков позитивного общения, нравственных качеств, созданию положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение и взаимопонимание.

6.3. Подготовка к празднику «День матери»

Цель: формирование у детей интереса к семейным традициям, привязанности к самому близкому человеку – маме. Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н. Ноябрь

2023г.

7. 7.1 «День волонтера». (торжественное вручение памятных значков «Я - волонтёр»)

Цель: Популяризация благотворительности, формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.

7.2. Акция «Игрушка на новогоднюю красавицу».

Цель: Формирование и развитие творческого мышления и творческих способностей детей, желание через свой труд приносить пользу и радость другим людям.

Воспитатель: Славута Е. В. Декабрь

2023г.

8. 8.1 Выпуск видеофильма «Спешите делать добрые дела».

Цель: сформировать потребность в совершении добрых поступков, в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу. Сделать выполнение добрых дел доброй привычкой, заразить этой идеей всех, кто нас окружает.

8.2. Акция «Подари книгу детскому саду».

Цель: пополнение фонда книжных уголков в группах дошкольных учреждений познавательной и детской художественной литературой; формирование бережного отношения к книге, привлечение детей к чтению, воспитание чувств гуманизма и благотворительности.

8.3. Акция «Построй дом для птиц!»

Цель: Вовлечь детей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников для птиц; пропагандировать среди дошкольников знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам.

8.4. Акция «Покормите птиц зимой».

Цель: Оказать посильную помощь птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи; развивать гуманное отношение к птицам, мотивацию и интерес к их охране. Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н. Январь

2024г.

9. 9.1 «День доброты». Акция «Твори добро».

Цель: Оказание помощи нуждающимся детям.

9.2. Участие в спортивном развлечение посвященному 23 февраля.

Цель: Организация активного отдыха детей и поддержание здорового образа жизни; создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

9.3. Подготовка подарка для папы.

Цель: Привлекать детей к активному участию в подготовке к празднику, изготовлению сувениров – подарков папам, дедушкам, братьям. Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н. инструктор по физической культуре

Доронина Н. И. Февраль

2024г.

10. 10.1 Благотворительная акция «Ведерко радости».

Цель: Сбор игрушек для детей, оказавшихся заложниками тяжелого заболевания; создание радостного настроения у малышей.

10.2. Беседа «Легко ли быть добрым

Цель: Создать условия для воспитания доброты,

милосердия. Выявление правильного и ошибочного представлений о доброте и добрых целях.

10.3. «Самый главный человек на земле». (Изготовление подарка для мамы).

Цель: Воспитывать чувство любви и уважения к близким и родным людям - мамам, бабушкам.

10.4. Беседа «Международный день счастья».

Цель: Дать представление о том, что под собой подразумевает понятие «счастье»; развивать эстетические чувства; воспитывать толерантность. Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н. Март

2024г.

11. 11.1. Всемирный день здоровья. Акция «Мы здоровье сбережем».

Цель: Воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.

11.2. Флешмоб «Мы выбираем спорт!».

Цель: Популяризация активного отдыха, здорового образа жизни; пропаганда здорового образа жизни;

11.3. Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья».

Цель: создать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей; развивать физические качества: выносливость, быстроту, силу реакции; осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию детей между детским садом и семьей. Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н.

инструктор по физической культуре

Доронина Н. И. Апрель

2024г.

12. 12.1. Проведение акций «Георгиевская ленточка».

Цель: Формирование чувства сопричастности к общему подвигу и общей памяти.

12.2. Возложение цветов. «Никто не забыт, ничто не забыто…».

Цель: Создать условия для формирования духовно богатого гражданина и патриота России; содействовать воспитанию уважения к культурному и историческому прошлому России, к защитникам Отечества, памяти павшим;

12.3. Участие в «Бессмертном полке».

Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Сохранения в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта; воспитание чувства уважения к героическому прошлому России.

12.4. Итоговое собрание волонтеров и родителей.

Цель: Подведение итогов. «Финиш Кладовой добрых дел». Награждение. Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н. Май

2024г.

План работы волонтерского движения

детского сада с педагогами:

• Организация тематических концертов (День пожилого человека, 9 мая, День матери и т. д.);

• Помощь пожилым людям, детским домам, птицам.

• Пропаганда здорового образа жизни.

План работы волонтерского движения

детского сада с семьями воспитанников:

• Облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту»;

• Участие в акциях «Дари добро», «Безопасные дороги», «День Победы», «День защиты детей», «Свеча памяти», «Бессмертный полк», «Ромашковое счастье», «Всемирный день приветствия».

3. Рекомендации по использованию воспитательной практики в системе работы образовательной организации.

Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».

Спроектированная система волонтерского движения в МБДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.

Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.

4. Дополнительные материалы (отражение материалов на сайте образовательной организации)

Публикации по теме:

«Волонтерское движение». Проект для детей подготовительной к школе группы Вид проекта: Социально - значимый Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 – май 2019 года Участники проекта: дети подготовительной к школе.

Фотоотчет «Добрые дела родителей»Фотоотчет «Добрые дела родителей» На сегодняшний день понятие «субботник» изменилось. Кто-то скажет, что субботник в детском саду - пережиток прошлого. Однако год от года.

Фотоотчет «Добрые дела эколят-дошколят»Фотоотчет «Добрые дела эколят-дошколят» Удивителен и прекрасен мир природы. Он встречает ребенка великолепием звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться,.

Фотоотчет «Добрые дела эколят-дошколят — сбор отработанных батареек на утилизацию для переработки»Фотоотчет «Добрые дела эколят-дошколят — сбор отработанных батареек на утилизацию для переработки» В нашей группе «Солнечные лучики» сложилась традиция по сбору отработанных батареек – это добрые дела наших маленьких Эколят-дошколят.

Фотоотчет «Маленькие волонтеры, или Добрые дела дошколят»Фотоотчет «Маленькие волонтеры, или Добрые дела дошколят» Фотоотчет "Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят". Уважаемые друзья и гости моей странички, предлагаю вашему вниманию фотоотчет.

Проект «Маленькие волонтеры, или Добрые дела дошколят»Проект «Маленькие волонтеры, или Добрые дела дошколят» Проект " Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят" Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай.

Проект «Наши добрые дела» (для младших дошкольников) Паспорт проекта. Тип проекта: информационно - творческий; Участники проекта: дети и родители маломобильной группы, воспитатели. Время проведения:.

Проект в старшей группе «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят»Проект в старшей группе «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят» Проект старшая группа «Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят»Пояснительная записка. В современном мире проблема социального развития.

Познавательно-творческий проект в средней группе «Жизнь дана на добрые дела» Вид проекта: групповой, познавательно-творческий. Автор проекта: воспитатель средней группы № 4 –Воровская С. В. Участники проекта: воспитатель,.

Фотоотчет «Волонтерское движение педагогов нашего ДОУ»Фотоотчет «Волонтерское движение педагогов нашего ДОУ» 2018 год в Российской Федерации объявлен Годом добровольца (волонтера). Первоочередные задачи Года добровольца (волонтера):.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Волонтерское движение «Добрые дела дошколят»
Опубликовано: 31 января 2024 в 21:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Волонтерское движение «Добрые дела дошколят»» (включая файлы) размещена пользователем Славута Катерина (УИ 2216260) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД