Славута Катерина
Проект «Волонтерское движение «Добрые дела дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волонтерское движение «Добрые дела дошколят»
1. Пояснительная записка
Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.
Публикация «Проект „Волонтерское движение „Добрые дела дошколят“» размещена в разделах
В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.
Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерская деятельность это :
• посадка цветов, кустов и деревьев;
• помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды, мигранты, беженцы и другие;
• благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
• помощь животным;
• просветительские беседы;
• благотворительные концерты и театральные выступления;
• экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
• пропаганда здорового образа жизни; и др.
Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В. А. Сухомлинского, П. П. Блонского, А. С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я. З. Неверович, Т. А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.
И. А. Княжева в своей диссертации «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста» рассматривает милосердие как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка.
Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах Л. М. Шипицыной, О. В. Заширинской, Е. И. Кульчицкой. П. Г. Саморукова изучала бережное отношения дошкольников к природе.
Волонтерское движение имеет ряд особенностей при условии его организации в дошкольном образовательном учреждении.
1.1 Номинация «Воспитательная практика, направленная на патриотическое воспитание».
1.2 Волонтерское движение «Добрые дела дошколят»
1.3 Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств:
• ответственности;
• милосердия;
• самостоятельности;
• умение общаться с разными социальными группами людей;
• личностный позитивизм.
Дошкольный возраст характеризуется, как период сензитивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.
Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
Проблема: Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
1.4 Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.
1. 5 Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
1.6 Цель проекта : Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно – нравственной личности дошкольников.
Организация в детском саду волонтерского движения «Добрые дела дошколят» через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.
1. 7 Задачи:
1. Расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников детского сада;
2. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
3. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;
4. Воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую работать в команде, проявляющую навыки сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
5. Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2023 – 2024 учебного года.
Вид проекта : образовательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный 2023-2024 уч. г.
Участники: дети, воспитатели, заведующий МБДОУ, старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуры, родители (законные представители) воспитанников.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Тип проекта : Групповой, информационно-просветительский, индивидуально – развивающий.
Наш девиз:
"Людям мы несем добро,
Свет улыбок и тепло.
Помогаем от души:
Мы уже не малыши!»
.
1.8 Участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетентность, без которой человек не может жить – коммуникативную компетентность.
Дети приобретут элементарные навыки: вступать к контакт со сверстниками и взрослыми, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения товарища, вести дискуссию; решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
У детей сформируются духовно-нравственные качества, негативное отношение к плохому, готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, позитивные установки на добровольческую деятельность.
1.9 Методы и приемы технологии «Ровесничество», технологии группового сбора; социальные и благотворительные акции; концертная деятельность, тематические вечера, беседы, творческие мастерские, чтение художественной литературы, организация фотовыставок, выставок рисунков, трудовой десант.
1. 10 Нормативные: разработка локальных актов, регламентирующих реализацию воспитательной практики.
Кадровые (человеческие) : педагоги, родители (законные представители); специалисты социальных учреждений и учреждений образования, культуры, руководители благотворительных некоммерческих организаций г. Белгорода.
Психолого-педагогические: поддержка инициативы детей, возможность выбора видов активности, участников совместной деятельности и общения.
1. 11 Материально-технические: ноутбук, оргтехника, интерактивная панель; материалы для творческих работ; электронный каталог: аудиозаписи, методическая/художественная литература.
Информационные: информирование общественности о ходе реализации воспитательной практики через социальные сети и официальный сайт образовательного Учреждения.
2. Основная часть.
Взрослые по-разному относятся к волонтерской деятельности. Одни считают ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ времяпрепровождения. Несмотря на это, все положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду.
Детский сад - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:
• работа с детьми 6-7 лет (волонтёрское движение);
• работа с педагогами;
• работа с семьёй.
Рассмотрим основные психолого-педагогические аспекты деятельности в блоке “Работа с детьми” :
• формирование милосердия.
• развитие трудолюбия
• воспитание потребности к здоровому образу жизни.
• Формирование толерантности
• Формирование сознательного, непрагматичного отношения к природе,
• Формирование доброжелательности в общении со сверстниками.
Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у старших дошкольников в волонтерской деятельности возможно в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности.
Таким образом, волонтёры - это, во – первых, дети - старшие дошкольники. Во – вторых, это активные творческие педагоги образовательного учреждения и родители воспитанников.
Работа с педагогами и родителями предполагает 3 этапа:
1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду
2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.
3 этап. Развитие волонтёрского движения.
На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».
На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.
На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.
Руководитель волонтерского движения в нашем детском саду - это воспитатель подготовительной группы, который координирует всю деятельность, организуют работу в детском саду и волонтёров по различным направлениям, обеспечивают связь с городским волонтёрским движением и осуществляют планирование деятельности.
План работы волонтерского движения
детского сада с детьми:
№ п/п
Название мероприятия и цель
Ответственные
Сроки
1.
1.1 Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».
Цель: познакомить детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами.
1.2 Беседа «Мы – маленькие волонтеры».
Цель: формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
1.3 Торжественное мероприятие «Дорогою добра»
(принятие в ряды волонтерского движения)
Цель: Создание благоприятного эмоционального настроя на участие в волонтёрском движении.
1.4. Участие в акции «Свеча памяти». Воспитатели:
Славута Е. В., Джанашия Р. Н. Июнь 2023г.
2. 2.1. Выпуск и распространение буклетов «Волонтер – это актуально!», «Узнай о волонтерстве».
Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
2.2. Создание альбома «Кладовая добрых дел».
Цель: У детей: воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; бережное, внимательное отношение к окружающим, сверстникам, близким, желание совершать для них добрые дела; Развитие представления о понятиях «добро», «зло» их важности в жизни людей; понятие о том, что добрые дела доставляют радость.
2.3Акция «Ромашковое счастье». (Ко Дню семьи, любви и верности).
Цель: Укрепление социального института семьи, развитие практических навыков позитивных внутрисемейных отношений и духовной культуры дошкольников.
Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н. Июль 2023г.
3. 3.1. Встречи с инспекторами ГИБДД.
Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
3.3 Акция «Безопасные дороги детям».
Распространение памяток «Внимание водитель!», «Безопасные дороги детям».
Цель: Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне автомобиля.
3.4. День флага Белгородской области. Выставка рисунков «Наш флаг – наша гордость».
Цель: Воспитание юных граждан нашей страны через любовь к главным символам малой родины. Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н. Сентябрь – Октябрь 2023г
4. 4.1. Трудовой десант: «Мусору – нет!».
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, приучать детей к соблюдению чистоты на участке.
4.2. Подготовка поздравления ко Дню воспитателя.
Цель: Формировать у детей благоприятную, радостную атмосферу праздника.
4.3. Акция «У старости мудрое лицо» (ко дню пожилых людей).
Цель: Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению.
4.4. Подготовка подарков ко Дню пожилого человека.
Цель: Формировать у детей благоприятную, радостную атмосферу праздника. Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н. Сентябрь-Октябрь
2023г.
5. 5.1. Акция «Корзинка радости». Сбор подарков (игрушек) для «Детей младшей группы».
Цель: Формирование у воспитанников умение правильно оценивать себя и других; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость.
5.3. Всемирный день бабушек и дедушек.
Цель: Информировать о новом празднике в России. Вызвать у детей интерес и добрые чувства к дедушке и бабушке; воспитать уважение, любовь к ним. Развивать у них чувства сострадания, любви, теплоты и нежности по отношению к бабушкам и дедушкам. Воспитывать любовь и уважение к старым людям, побуждать проявлять заботу о своих бабушках и дедушках, желание им помочь.
Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н.
Музыкальный работник:
Реутова И. Ю. Октябрь
2023г.
6. 6.1. Детский забег благотворительного марафона «Добрый город».
Цель: оказание помощи нуждающимся детям,
формирование гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию, позитивная социализация детей дошкольного возраста. (Мероприятие на базе д/с МБДОУ д/с № 58 совместно с МОО «Святое Белогорье против детского рака»).
6.2. Всемирный день приветствия.
Цель: Способствовать повышению воспитанности и культурного уровня дошкольников, формированию навыков позитивного общения, нравственных качеств, созданию положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение и взаимопонимание.
6.3. Подготовка к празднику «День матери»
Цель: формирование у детей интереса к семейным традициям, привязанности к самому близкому человеку – маме. Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н. Ноябрь
2023г.
7. 7.1 «День волонтера». (торжественное вручение памятных значков «Я - волонтёр»)
Цель: Популяризация благотворительности, формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.
7.2. Акция «Игрушка на новогоднюю красавицу».
Цель: Формирование и развитие творческого мышления и творческих способностей детей, желание через свой труд приносить пользу и радость другим людям.
Воспитатель: Славута Е. В. Декабрь
2023г.
8. 8.1 Выпуск видеофильма «Спешите делать добрые дела».
Цель: сформировать потребность в совершении добрых поступков, в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу. Сделать выполнение добрых дел доброй привычкой, заразить этой идеей всех, кто нас окружает.
8.2. Акция «Подари книгу детскому саду».
Цель: пополнение фонда книжных уголков в группах дошкольных учреждений познавательной и детской художественной литературой; формирование бережного отношения к книге, привлечение детей к чтению, воспитание чувств гуманизма и благотворительности.
8.3. Акция «Построй дом для птиц!»
Цель: Вовлечь детей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников для птиц; пропагандировать среди дошкольников знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам.
8.4. Акция «Покормите птиц зимой».
Цель: Оказать посильную помощь птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи; развивать гуманное отношение к птицам, мотивацию и интерес к их охране. Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н. Январь
2024г.
9. 9.1 «День доброты». Акция «Твори добро».
Цель: Оказание помощи нуждающимся детям.
9.2. Участие в спортивном развлечение посвященному 23 февраля.
Цель: Организация активного отдыха детей и поддержание здорового образа жизни; создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
9.3. Подготовка подарка для папы.
Цель: Привлекать детей к активному участию в подготовке к празднику, изготовлению сувениров – подарков папам, дедушкам, братьям. Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н. инструктор по физической культуре
Доронина Н. И. Февраль
2024г.
10. 10.1 Благотворительная акция «Ведерко радости».
Цель: Сбор игрушек для детей, оказавшихся заложниками тяжелого заболевания; создание радостного настроения у малышей.
10.2. Беседа «Легко ли быть добрым?»
Цель: Создать условия для воспитания доброты,
милосердия. Выявление правильного и ошибочного представлений о доброте и добрых целях.
10.3. «Самый главный человек на земле». (Изготовление подарка для мамы).
Цель: Воспитывать чувство любви и уважения к близким и родным людям - мамам, бабушкам.
10.4. Беседа «Международный день счастья».
Цель: Дать представление о том, что под собой подразумевает понятие «счастье»; развивать эстетические чувства; воспитывать толерантность. Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н. Март
2024г.
11. 11.1. Всемирный день здоровья. Акция «Мы здоровье сбережем».
Цель: Воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.
11.2. Флешмоб «Мы выбираем спорт!».
Цель: Популяризация активного отдыха, здорового образа жизни; пропаганда здорового образа жизни;
11.3. Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья».
Цель: создать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей; развивать физические качества: выносливость, быстроту, силу реакции; осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию детей между детским садом и семьей. Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н.
инструктор по физической культуре
Доронина Н. И. Апрель
2024г.
12. 12.1. Проведение акций «Георгиевская ленточка».
Цель: Формирование чувства сопричастности к общему подвигу и общей памяти.
12.2. Возложение цветов. «Никто не забыт, ничто не забыто…».
Цель: Создать условия для формирования духовно богатого гражданина и патриота России; содействовать воспитанию уважения к культурному и историческому прошлому России, к защитникам Отечества, памяти павшим;
12.3. Участие в «Бессмертном полке».
Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Сохранения в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта; воспитание чувства уважения к героическому прошлому России.
12.4. Итоговое собрание волонтеров и родителей.
Цель: Подведение итогов. «Финиш Кладовой добрых дел». Награждение. Воспитатели: Славута Е. В., Джанашия Р. Н. Май
2024г.
План работы волонтерского движения
детского сада с педагогами:
• Организация тематических концертов (День пожилого человека, 9 мая, День матери и т. д.);
• Помощь пожилым людям, детским домам, птицам.
• Пропаганда здорового образа жизни.
План работы волонтерского движения
детского сада с семьями воспитанников:
• Облагораживание территории детского сада - «Подари детям красоту»;
• Участие в акциях «Дари добро», «Безопасные дороги», «День Победы», «День защиты детей», «Свеча памяти», «Бессмертный полк», «Ромашковое счастье», «Всемирный день приветствия».
3. Рекомендации по использованию воспитательной практики в системе работы образовательной организации.
Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».
Спроектированная система волонтерского движения в МБДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.
4. Дополнительные материалы (отражение материалов на сайте образовательной организации)