лилия сапунова
Проект «Водичка, водичка» во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Водичка, водичка, умой мое личико!»
Вид проекта :
по составу-групповой
по сроку-краткосрочный(1месяц)
по типу-познавательно- игровой
Участники: 2 группа раннего возраста
Автор проекта : Сапунова Л. А. -воспитатель
Басова Н. С. -воспитатель
Проблема: дети не умеют мыть руки, пользоваться полотенцами, не сформированы навыки самообслуживания и гигиена детей.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Водичка, водичка“ во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Выбирая тему для проекта, я опиралась на интересы, потребности детей, возникающие на данный момент. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания закаливающих процедур, я убедилась в актуальности выбранной темы. Дети, впервые пришедшие в детский сад имеют низкий уровень формирования культурно-гигиенических навыков. Поэтому, считаю необходимым обучить детей доступным в данном возрасте культурно-гигиеническим навыкам в непринужденной, игровой форме.
У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приёма пищи, не умеют одеваться – раздеваться.
Цель:
Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки в игровой форме, развивать речь
Задачи проекта :
Образовательные:
учить детей с небольшой помощью взрослого мыть руки, ухаживать за своим внешним видом, вещами, игрушками, одеваться, правильно называть предметы личной гигиены.
учить детей под контролем взрослого, а затем и самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать руки личным полотенцем.
Развивающие:
развивать игровые умения (отражать в игре процессы умывания, одевания, приёма пищи, использовать в игре предметы необходимые для сюжета)
развивать восприятие, внимание, речь, умение общаться в процессе игры, отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательные:
воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
воспитывать навыки самообслуживания и гигиены у детей.
Активизировать словарь детей названиями умывальных принадлежностей, ввести в словарь новые слова.
Этапы проекта :
1. Организационный
Выяснить, на сколько у детей сформирован уровень культурно-гигиенических навыков.
Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата
Подбор литературы и пособий.
Составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности
Привлечь родителей в участие проекта
2. Планирование деятельности
Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом
Обучение детей через экспериментальные игры, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, а также стихи, чтение книг, рассматривание иллюстраций.
Повысить уровень знаний родителей в воспитание культурно-гигиенических навыков детей.
3. Заключительный
Ожидаемый результат
Дети: приобретение детьми знаний и умений следить за своим внешним видом: пользоваться мылом, аккуратно мыть руки и лицо, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком, хорошо вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды.
Родители повысили свои знание в привитие детям культурно гигиенических навыков.
Педагоги повысили свои знания в формирование у детей культурно-гигиенических навыков через различные виды деятельности.
Методическая литература:
Адаптация ребенка в дошкольном учреждении» Н. А. Никифорова
Развитие речи в ясельных группах В. В. Гербова
«Комплексно развивающие занятия с детьми раннего возраста» Е. Е. Хомякова
К. Чуковский «Мойдодыр»
План работы по проекту
Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование ПРС
31.10.
08.11
14. 11 Беседы: «Для чего мы умываемся?»,
«Кому нужна вода»,
«Как правильно мыть руки»
Консультация «Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста».
01.11
15. 11 Занятия: «Водичка, водичка умой моё личико», «Моем куклу». Ванночки, мыльные принадлежности.
11. 11 Рисование пальчиками: «Дождик» Трафарет: тучка
02.11
11.11
15.11
22. 11 Дидактические игры: «Кукла Маша испачкалась», «Пускание мыльных пузырей»,
«Отражение в зеркале», «Найди такой же предмет» Индивидуальные беседы об организации процессов умывания детей в детском саду и дома.
Атрибуты к играм
02. 11 Подвижные игры: «Солнышко и дождик»
Магнитофон, аудиозапись,
зонт
31. 10 Слушание музыки: Д. Кабалевского «Грустный дождик» Д. Кабалевского «Грустный дождик»
31.10
10.11
10.11
21. 11 Наблюдения:
Знакомство с алгоритмом умывания в детском саду
Рассматривание картинок в книжке «Мойдодыр».
Рассматривание иллюстраций (моря, реки)
Наблюдение за трудом младшего воспитателя алгоритмом умывания в детском саду
Иллюстрация
«Мойдодыр».
Обучающие карточки «Моря, реки»
Рассказывание:
Потешки
Стишки
Пальчиковая гимнастика
Фото отчет «Как я моюсь сам»
Картотеки: потешек, стихов, плаьчикой гимнастики про воду
Презентация проекта :
Видеоролик
Рефлексия
Работа по реализации проекта «Водичка, водичка умой мое личико» проходила интересно и организованно. У детей удалось вызвать положительные эмоции от совместного общения с взрослыми и сверстниками. Слушая художественную литературу, дети учились замечать отрицательных персонажей и отмечать их плохие стороны. Дети проявляли интерес к рассматриванию иллюстраций. Рассматривая иллюстрации, картинки, играя в игры, дети учились правильно называть процессы умывания, одевания, купания. С радостью рассматривали в зеркале свое чистое лицо, красивый внешний вид. Играя в дидактические игры, дети учились называть предметы и действия с предметами, сравнивать и классифицировать предметы по цвету, по величине.
Приложение
Занятие №1 «Моем куклу»
Программное содержание. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем и самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать руки личным полотенцем. Способствовать возникновению у детей положительных эмоций от процесса деятельности.
Дидактический материал. Оборудование умывальной комнаты: оформление стены, на столе мыльницы, кусочки мыла, кукла.
Словарная работа: мыло, мыльница, намыливать, смывать, полотенце, мыльная пена.
Ход занятия
Стук в дверь. Входит кукла, Маринка (испачканы руки).
Я кукла – Маринка
Была, как картинка!
Теперь – это ясно
Я стала ужасна
Почему?
А что же мне делать
Одной без ребят
Отмыться мне надо
А я не умею.
Ну, кто же поможет!
Ну, кто пожалеет
Отмойте, пожалуйста.
Воспитатель: Поможем Маринке дети? Пойдемте с вами в умывальную комнату и покажем Маринке, где у нас умываются.
Воспитатель говорит, и дети стараются за ним повторять.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
Понемножку.
Нет, не понемножку-
Посмелей!
Будет умываться веселей!
Воспитатель: Где у нас вода?
Дети: В кране.
Воспитатель: Садись Маринка, мы тебя поучим мыть руки. Ой, что же это у нас стоит на столе?
Дети: Мыльницы.
Воспитатель: Это домики для мыла. Давай те возьмем его. Пощупайте, какое оно гладкое, а как вкусно пахнет! (нюхают) Что мы мылом будем делать?
Дети: Намыливать.
Воспитатель: Я сейчас вам покажу, как сделать мыльные перчатки: я открываю кран, смачиваю руки, беру мыло. Ладошка с ладошкой дружит, гладит друг дружку, каждый пальчик так, чтобы руки были все в пене, как перчатки. Ни чего страшного, если мыло уронишь, его можно поднять. Намылили руки и положили мыло в домик – мыльницу. А теперь смоем перчатки! Потекли с ручек грязные ручейки. Отожмём руки, чтобы с них не капало на пол. А теперь будем вытирать. Где мое полотенце? А вот оно, я его снимаю с крючка, разворачиваю и вытираю ладошки, сначала одну, потом другую. Вот, Маринка, какие у меня руки чистые! Теперь покажите Маринке, как вы умеете мыть руки. (Дети умываются, воспитатель помогает им и напоминает весь процесс умывания; дети показывают ладошки Маринке). Какие вы молодцы! А теперь, давайте, поможем Маринке помыть руки ( дети помогают Маринке мыть руки: намыливаем, смываем, вытираем)
Кран откройся, нос умойся.
Мойтесь сразу оба глаза.
Мойтесь ушки, мойтесь щечки.
Шейка мойся хорошенько!
Мойся, мойся! Обливайся!
Грязь смывайся! Грязь смывайся
Занятие №2 «Водичка, умой мое личико»
Программное содержание. Учить детей следить за сюжетом игры, воспитывать навыки самообслуживания и гигиены, развивать двигательную активность.
Материалы. Кукла, принадлежности для умывания.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, физическая культура, ознакомление с окружающим, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу куклу, у которой грязное лицо, и говорит: «Кукла играла во дворе, она измазалась песком, грязью и не хочет умываться. А вы всегда умываетесь?»
Проводится инсценировка «Вот что Мила натворила».
Воспитатель.
Вот что Мила натворила:
Целый день она не мылась.
Не умыты щечки,
Не умыты ушки,
Черные, как в саже,
Пухлые ладошки.
Мы возьмем водицу,
Будет кукла мыться.
Трем мочалкой щечки,
Трем мочалкой ушки,
Начисто отмоем пухлые ладошки.
Вот какая Мила,
Стала всем на диво:
Полюбила Мила душистое мыло.
Воспитатель выполняет действия с куклой в соответствии с текстом стихотворения.
После умывания педагог говорит детям: «Вода не только чисто моет, но и доставляет радость. Теперь вас ждет умывальная песенка».
Игра-разминка «Умывальная песенка»
Воспитатель. Рано утром солнышко
Заглянуло в дом,
Песню вместе с солнышком
Мы теперь поем:
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Это песенка моя.
Дети. Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Это песенка моя.
Воспитатель. Дети вместе с солнышком
Вышли на площадку,
Дети вместе с солнышком
Делают зарядку.
На носочки, потянись,
Потянись и улыбнись.
Дети. На носочки, потянись,
Потянись и улыбнись.
Дети вместе с воспитателем выполняют движения, соответствующие тексту песенки.
Затем ребята подходят к крану и по очереди умываются. Воспитатель сопровождает эту процедуру знакомыми им прибаутками, в которых малыши продолжают фразу, начатую воспитателем, или произносят прибаутку вместе с ним.
Воспитатель.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Д/и «Купание куклы Маши»
Программное содержание.
• Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения.
• Активизировать словарь детей названиями умывальных принадлежностей, ввести в словарь новые слова: холодная, теплая и т. д.
• Развивать восприятие, внимание, умение общаться в процессе игры, отвечать на вопросы воспитателя.
• Воспитывать интерес к бытовым процессам, бережное отношение к игрушкам.
• Индивидуальная работа.
Предварительная работа.
Игры с куклой и другими игрушками. Обращать внимание детей на предметы ежедневного пользования в режимных процессах. Приготовить таз с теплой водой, кувшин с водой и предметами для купания куклы.
Ход занятия
Воспитатель ставит на стол таз и кувшин, рядом кладет губку и мыло, полотенце. Ставит стул для одежды Маши.
Воспитатель. Дети, кукла Маша играла, испачкалась. Надо ее помыть. Будем купать Машу? - Да! Маша любит купаться. Я приготовила все для ее купания: таз с теплой водой, кувшин. Что- то я забыла? - Дети добавляют- мыло, губку, полотенце. Правильно! А вода холодная или теплая? Эвелина, проверь. Ребенок подходит, пробует и говорит- вода теплая. Можно еще вызвать 2-3-х детей. Ну, вот все готово, пойду за Машей. Приносит куклу.
Воспитатель. Машенька, хочешь купаться?
Маша. Хочу, я люблю купаться.
Воспитатель. Посмотри, мы уже все приготовили. Грант, расскажи Маше, что мы приготовили?- Девочка перечисляет то, о чем говорили. Воспитатель помогает строить фразы: начинает сама, а ребенок продолжает или заканчивает фразу. Раздеться Маше поможет Самира.
Воспитатель. Машенька, давай раздеваться, кладем твою одежду на стул, как детки это делают. Сначала снимем платье. Ария, что мы сняли? – Сняли платье. Куда мы его повесили, Грант? - На спинку стула. Что ты снимаешь? - Майку. Что, Самира, сняла с куклы Ария? - сняла с куклы майку. «Я сняла трусики» и тд.
Воспитатель. Ария, правильно положила одежду?- Правильно. Если допущена ошибка, дети поправляют и говорят, как надо сделать. Хорошо! А куда Самира поставила туфельки? - Под стул. Вот теперь Маша раздета. Садись в таз, вот так. Водичка теплая? - Да! Тебе хорошо? - Мне хорошо. Воспитатель берет губку и мыло, намыливает. Дети, что я делаю? - Мылом намыливаете губку. Если дети не скажут, воспитатель говорит сама, а дети по одному повторяют. Воспитатель моет Машу. А теперь Эвелина будет мыть, иди сюда. Дети, что делает Эвелина?- Моет Машу. Воспитатель читает уже известную потешку.
Водичка, водичка
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки розовели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
Воспитатель. Вот мы и помыли Машу. А теперь ее надо ополоснуть чистой водой, чтобы мыло смыть. Иди, Самира, помоги мне. Что мы делаем?- Поливаем Машу чистой водой. Что делаем? – «Поливаем»,- говорят дети хором и индивидуально. Вот теперь все! Машенька чистая. Завернем ее в чистое полотенце. Иди, Руслан, заверни Машу. Во что мы ее завернули?- В чистое полотенце. Молодцы! Все вы мне помогали. Машенька говорит вам «Спасибо».
Она устала. Положим ее спать и споем ей песенку. Кладет куклу в кровать. Поет, а дети тихо подпевают, кто знает.
Баю, баю, баю.
Машеньку качаю.
Машенька устала.
Целый день играла.
Воспитатель. Машенька уснула.
Д/и «Найди такой же предмет»
Программное содержание.
• Продолжать закреплять знания детей об окружающих предметах, узнавать их на картинках, раскрывать способы их пользования.
• Активизировать словарь детей названиями знакомых предметов, действий с ними, их цвета.
• Развивать восприятие, зрительную память, умение действовать по указаниям воспитателя, отвечать на вопросы простыми предложениями.
• Воспитывать интерес к окружающим предметам, использовать их по назначению.
• Индивидуальная работа.
Предварительная работа.
Повторение дидактических игр с предметами в повседневной жизни. Приготовить умывальные принадлежности и картинки с ними. Таз с водой, мыло, кувшин, кукольную одежду, прищепки. Мольберт с картинками.
Ход занятия
Воспитатель. Дети недавно к вам приходила кукла Маша, она рассказывала, что делает утром, когда встает. Что она делает?- Умывается, причесывается и одевается. Дети отвечают предложениями, например: «Маша утром умывается». Дать образец как надо сказать, дети повторяют.
А мойдодыр что говорил? Читает.
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам- стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Посмотрите на мой стол. Открывает салфетку. Найдите предметы, о которых говорил Мойдодыр. Скажите, для чего они? Дети называют предметы: мыло, зубная паста, щетка, губка, полотенце и расческа. Саша, иди сюда, возьми что- нибудь и скажи, что это и для чего?- Это зубная щетка, чистить зубы. А где на картинке такой же предмет? Покажи, Софья. Скажи, для чего нужна зубная щетка?- Зубы чистить. И так с каждым предметом. Молодцы!
Мы купали Машу, а одежду ее не постирали. Сейчас мы это сделаем. Идите ко мне. Ставит детей вокруг таза. Что это у меня?- Таз с водой. Настя, потрогай какая вода- холодная или теплая?- Вода теплая. Диана, подай мне одежду на стульчике. Что ты мне дала?- Платье. Сначала постираем платье. Что надо взять, чтобы его постирать?- Мыло. Кира, подай мне мыло. Вот я опускаю платье в воду, намыливаю его. Что я сделала?- Намылили. Стираю. Что делаю?- Стираете. И так по ходу стирки воспитатель просит подать что- то, помочь, сказать, что делает. Привлекает детей к общению. Вот мы и постирали Маше одежду. Что мы постирали?- Одежду. Пойдем ее развешивать в умывальную комнату. Вот и веревка. Чем будем закреплять вещи, чтобы не упали?- Прищепками. Артем, подай прищепки. Какого цвета у меня прищепка?- Зеленая. И так со всеми прищепками. Ответы хоровые. Индивидуально спрашивает всех детей, которые путают цвета. Какие мы молодцы! Всю работу сделали. Теперь у Маши будет чистая одежда.
Потешки
“Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок”.
***
“Руки с мылом надо мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит
***
“Знаем, знаем, да, да, да,
Где здесь прячется вода.
Выходи водица, мы пришли умыться,
Ладушки, ладошки
С мылом моют крошки”
Вика, Настенька и Женька,
Мойте руки хорошенько.
Не жалейте мыла.
Я уж стол накрыла.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
Руки мой перед едой,
Грязные руки грозят бедой.
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
***
Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею
Стихи
“Все болезни у ребят,
От микробов, говорят
Чтоб всегда здоровым быть,
Надо руки с мылом мыть”
Перед едой мой руки с мылом»
Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась-
И на лапках грязь осталась.
Полотенце- в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот-
Может заболеть живот.
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!
«После туалета обязательно мой руки»
Милый друг, запомни это-
Руки после туалета
Вымой теплою водой.
Чтоб микробы не попали в рот,
Чтоб не заболел живот,
Чтоб с тобой, мой друг, беда
Не случилась никогда!
Пальчиковая гимнастика: “Моем руки”
“Ах вода, вода, вода! (ритмично потираем ладошки имитируя “мытье рук”)
Будем чистыми всегда!
Брызги-вправо, брызги – влево! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду)
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)
Вытрем ручки очень быстро!
***
Руки моем мы водой,
Мой и ты дружок, не стой (ритмично потирают ладошки, имитируя мытье рук)
Пену ты быстрей смывай! (пальцы сжаты в кулак)
И ладошки вытирай! (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)