Татьяна Васильевна Секалина
Проект «Вода — это жизнь на планете Земля»
Перспективное планирование инновационной деятельности
в старше-подготовительной к школе группе для детей с нару-шением речи «Вода-это жизнь на планете Земля».
Воспитатель высшей категории: Т. В. Секалина
«Мир, окружающий ребенка – прежде всего, мир природы,
С безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Публикация «Проект „Вода — это жизнь на планете Земля“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Космос. Проекты
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь - май).
Участники проекта : дети, педагоги (воспитатели, учитель-логопед, родители.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Охрана окружающей среды – принципиальная задача для здоровья нации. «Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам»,- заявил Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному Собранию Российской Федерации.
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальных проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. На смену “технократии”, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности.
Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относиться к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты, заложенные в раннем детстве, обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения в природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и своевременна.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира.
Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, а также и в уголках природы дошкольного учреждения. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает станов-ление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Данный проект направлен на исследование объекта ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день – исследование воды.
Вода – вещество привычное и необычное. Известный советский учёный академик И. В. Петрянов свою научно-популярную книгу о воде назвал "Самое необыкновенное вещество в мире". "Занимательная физиология", написанная доктором биологических наук Б. Ф. Сергеевым, начинается с главы о воде – "Вещество, которое создало нашу планету".
Учё ные абсолютно правы: нет на Земле вещества, более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в тоже время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий, сколько в её свойствах.
АННОТАЦИЯ:
Проект ориентирован на изучение вопросов связанных с водой. Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников о воде, ее свойствах, качествах, о животном и растительном мире воды, дает возможность познакомить детей с природоохранными мероприятиями, которые формируют навыки бережного отношения к природе.
Проект может сформировать навыки работы в группе, развивать коммуникативные качества и аналитические способности.
После осуществления проекта, его материалы могут быть использованы в работе над темами: «Вода. Ее состояния», «Круговорот воды в природе», «Значение воды».
ЦЕЛЬ:
Сформировать
– у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле : вода – источник жизни;
– осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу.
ЗАДАЧИ:
I. Здоровьесберегающие:
1. Охранять и укреплять здоровье детей.
2. Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы (воду) для гармоничного развития личности.
II. Образовательные:
1. Формировать у детей представления о неживой природе.
2. Развивать у детей представления о живой природе.
3. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
4. Развивать интерес и любовь к родному краю.
5. Формировать представления детей об экологических проблемах нашего региона.
6. Создание предметной среды с учетом темы проекта.
III. Воспитательные:
1. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
2. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
3. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
4. Включение родителей в процесс экологического воспитания дошколь-ников.
IV. Коррекционные:
1. Развитие и обогащение активного и пассивного словаря.
2. Развитие грамматического строя речи.
3. Развитие связной речи.
4. Развитие коммуникативной функции речи.
5. Развитие психических функций речи.
СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Центр экспериментирования: сосуды разной формы, фильтры, воронки, пищевые красители, песок, глина.
Сюжетно-ролевые игры:
«Рыбалка» - удочки, рыбки, водоемы (речка, озеро).
«Моряки» - бинокли, гюйсы, пилотки, компас, штурвал, Андреевский флаг, Карта водного пути.
«Морское путешествие» - бинокли, гюйсы, пилотки, компас, штурвал, Андреевский флаг, карта водного пути, пиратский флаг, банданы, сабли, карта сокровищ.
Фонотека «Звенящая вода».
Мульттека по теме проекта.
«Книга наших почемучек» на основе наблюдений.
Сюжетные картины по теме «Вода».
Пиктограммы в игровую среду «Вода - помощница».
Презентации по теме «Вода».
Плакаты «Вода-это жизнь на планете Земля» совместно с родителями.
Подушки «Солнышко» и «Тучка» для подвижных и дидактических игр.
Папка «Консультации для родителей по проекту «Вода-это жизнь на планете Земля».
Журнал для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для детей родителей».
Подборка поговорок о воде.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :
Сроки Задачи Содержание
сентябрь Собрать информацию по теме проекта используя разные ис-точники.
Обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка.
Помнить, что ребенок – актив-ный участник педагогического процесса.
Реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений.
Побудить интерес детей и родителей к участию в проекте. Создание мотивации.
Соотнести первичные знания детей с задачами проекта. Определение темы, задач и целей проекта.
Знакомство, подбор методической и дидактической литературы по теме проекта.
Систематизация информации по теме.
Составление перспективного плана работы по проекту.
Организация работы над про-ектом.
Стартовая беседа для выявле-ния первоначальных представлений детей о воде.
Заполнение карты «Показатели знаний детей о воде».
октябрь Показать значение воды в жиз-ни живой природы и обеспече-ния здоровья человека.
Развивать наблюдательность, навык исследовательской дея-тельности.
Развивать умственные опера-ции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Совершенствование граммати-ческого строя речи.
Развивать монологическую /диалогическую (доказательную) речь.
Стимулировать самостоятель-ное формулирование выводов. Беседа «Вода. Какая она? Свойства воды». Т. А. Шоры-гина «Беседы о воде в приро-де» 5,12.
Экспериментирование «Свой-ства воды».
(смотри конспект)
С/р игра «Рыбалка».
П/и «Капельки и тучки».
Чтение сказки народов Сибири «Живая вода».
О. А. Скоролупова «Вода» 87
Консультация для родителей «День открытых дверей».
Словесная игра: «Вода, какая …», «Укрась слово».
ноябрь Активизировать и обогащать словарь детей существительны-ми, прилагательными и глаго-лами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
Подвести детей к выводу о не-обходимости очищения воды перед употреблением. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием.
Познакомить с разными видами фильтров;
Показать на практике способы очищения воды от разных при-месей;
Воспитывать бережное отношение к воде.
Развивать любознательность, мышление и речь детей.
Развивать любознательность, мышление и речь детей. Беседа «Водные просторы на-шей планеты».
Т. А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объек-тах» 4,57, 73, 80, 84.
Экспериментирование «Очи-щение воды».
В. А. Деркунская 37
П/и «Море очень широко».
ИЗО «Рыбки для чистого озе-ра».
Словесная игра «Испорченный телефон».
Чтение Г. Х. Андерсен «Руса-лочка».
О. А. Скоролупова «Вода» 72
Консультация для родителей «Сбережем родную природу».
Совместное посещение «Музея Воды» на тематическую экскурсию «Вселенная воды».
декабрь Познакомить детей с природной зоной пустынь России.
Формировать знания о клима-тических условий пустыни, ха-рактерных для нее растений и животных.
Обратить внимание на приспо-собленность растений и живот-ных.
Словарная работа: Природная зона, мираж, оазис, саксаул, тушканчик, варан, тарантул.
Развитие лексико – грамматического строя речи. Беседа «Путешествие в пусты-ню». 68
Экспериментирование «Вода и почва».
М. П. Костюченко 96
Презентация
П/и «Дождик».
Словесная игра «Чемодан».
Чтение Г. Х. Андерсен «Руса-лочка» (продолжение)
О. А. Скоролупова «Вода» 72
Консультация для родителей «Питьевая вода».
январь Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде су-ществует вода в окружающей среде.
Развивать умение работать в микро-группе, договариваться, учитывать мнения партнера, рассуждать, обобщать и делать выводы.
Развивать исследовательскую деятельность:
поставить цель, подобрать средства для предположений, обобщить первичные результаты.
Развивать умение схематически изображать проделанные действия.
Активизировать в речи детей слова лаборатория, профильт-ровать, фильтр. Беседа «Явления природы».
Т. А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объек-тах» 25, 62,76.
Экспериментирование «Радуга в небе».
А. Е. Чистякова «Эксперимен-тальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» 115
ИЗО (рисование) «Радуга» вытащить из нода
С/р игра «Моряки».
П/и «Море волнуется».
Словесная игра «Метель».
Чтение «Приключения Кап и Ли»
Т. А. Шорыгина «Беседы о воде в природе» 72
Консультация для родителей «Зимние фокусы».
февраль Дать детям первоначальные представления о подземных водах нашей планеты.
Продолжать знакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды, показать, что вода имеет свойство растворять некоторые вещества.
Закреплять умение пользовать-ся алгоритмом при проведении опытов;
Формировать умение делать выводы по результатам экспе-римента;
Воспитывать доброжелатель-ность, отзывчивость, взаимопомощь. Беседа «Подземные воды и воды атмосферы».
Т. А. Шорыгина «Беседы о воде в природе» 28
Экспериментирование «Друзья профессора Почемушкина». 40
П/и «Капля раз, капля два».
ИЗО рисование зубными щет-ками «Море».
Словесная игра
Чтение «Приключения Кап и Ли»
Т. А. Шорыгина «Беседы о воде в природе» 72 (продолжение)
Консультация для родителей «Переливание воды как один из заменителей пальчиковых игр».
март Расширять представления о предметах и явлениях, выходя-щих за пределы непосредственного восприятия; формировать представления о свойствах объектов окружающего мира.
V. Формировать знания о пла-вучести предметов, понять механизм погружения и всплытия подводной лодки. Коррекционные:
6. Развитие и обогащение активного и пассивного словаря.
7. Развитие грамматического строя речи.
8. Развитие связной речи.
9. Развитие коммуникативной функ-ции речи.
10. Развитие психических функ-ций речи.
Развивать способность исполь-зовать книжные знания об ок-ружающем мире в других видах детской деятельности.
Обогащать активный словарь, в том числе за счёт рассказов об участии в экспериментировании, комментирования своих действий в процессе деятельно-сти.
Развивать звуковую и интона-ционную культуру речи, связ-ную речь. Беседа «Вода в парообразном жидком и газообразном со-стоянии».
Т. А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объек-тах» 33-44
Экспериментирование «Экспедиция в мир физических явлений». 125, 43
П/и «Мы капельки».
Словесная игра «Природный мир бывает разным».
Презентация
Чтение Бурятская сказка «Снег и заяц».
О. А. Скоролупова «Ранняя весна» 58
Консультация для родителей «Игры с водой».
апрель Показать, где, в каком виде су-ществует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», дви-жутся по кругу.
Дать детям первые элементар-ные знания о круговороте воды в природе.
Воспитывать ценностное отно-шение к здоровью, становление ценностей здорового образа жизни. Беседа «Круговорот воды в природе».
Т. А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объек-тах» 48
Экспериментирование «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе». 101
Словесная игра «Мир вокруг нас».
С/р игра «Морское путешест-вие».
П/и «На речке».
Чтение Русская народная сказка «Снегурочка».
Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
май Расширение знания детей о значении воды в жизни человека, животных и растений.
Закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.
Формировать умение рацио-нально использовать природные ресурсы.
Совершенствовать внимание, память, логическое мышление; умение принимать игровую си-туацию и участвовать в ней. Беседа «Значение воды в жиз-ни людей, животных и расте-ний».
Т. А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях и объек-тах» 52, 57
Экспериментирование «Путе-шествие в страну водопрово-дия». 109
Словесная игра «Кто больше назовет съедобной житкости».
Чтение Э. Шим «Солнечная капля».
О. А. Скоролупова «Ранняя весна» 59
П/и «Ходят капельки по кру-гу».
Консультация для родителей «Безопасность на воде».
ИЗО «Портрет волшебной во-ды».
Итоговая викторина «Что мы знаем о воде». 112