Ирина Будникова
Проект во второй младшей группе «Русская народная игрушка-матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
«Русская народная игрушка матрешка»
2я младшая группа
Паспорт проекта «Русская народная игрушка-матрешка»
Руководитель проекта : воспитатели второй младшей группы
Публикация «Проект во второй младшей группе „Русская народная игрушка-матрешка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Образовательная область: Речевое развитие «Приобщение к художественной литературе и фольклору»»; познавательное развитие «Формирование элементарных математических представлений»; художественно-эстетическое направление развития (конструирование, / рисование, лепка, музыкальная деятельность); социально-коммуникативное.
Возраст участников проекта : дети от 3-4 лет.
Состав проектной группы : воспитатели, воспитанники групп, родители.
Цель проекта – развитие интереса младших дошкольников к русской народной игрушке матрешка.
Задачи проекта :
1. Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ.
2. Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.
3. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.
4. Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.
5. Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.
6. Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей у детей желание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник.
7. Воспитывать аккуратность в работе.
Срок реализации проекта : 4 недели
Тип проекта : творческий
Актуальность проекта : Необходимость познакомить детей младшего дошкольного возраста с русскими народными игрушками на примере матрешки. Развитие познавательного интереса детей, воспитание уважения друг к другу и к другим людям.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с матрешкой
2. Дети познакомятся с различными узорами (гжель, хохлома и др.);
3. Обогатится словарный запас;
4. Вместе с воспитателем подготовят выставку творческих работ «Сарафан для матрешки», «Украсим матрешку»
5. Лэпбук «Матрешка»;
Ресурсное обеспечение: Конспекты бесед, матрешки, наглядные материалы (иллюстрации матрешек, материалы для творчества, дидактические игры, конструкторы, художественная литература, атрибуты для игр.
План проекта
Тема, цель,
итоговое мероприятие по теме
Вид деятельности
Формы организации совместной
взросло – детской (партнерской) деятельности
Предполагаемая самостоятельная
деятельность детей
Материал и оборудование
Матрешка-народная игрушка
Цель:. Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке Матрешке
Итоговое мероприятие:
Выставка творческих работ «Сарафан для матрешки»
I неделя
Коммуникативная деятельность
Восприятие художественной литературы и фольклора
Игровая деятельность
Двигательная деятельность
Беседы по темам: «Мои игрушки», «Матрешка»
Чтение стихов о Матрешке А. Гришин, Л. Олифирова,
Дидактические игры: «Цветные Матрешки», «Подбери по цвету»
Подвижные игры «Мы веселые Матрешки», пальчиковая гимнастика «Дом» Рассматривание Матрешки
Включение детей в диалог.
Ответы на вопрос педагога
Прослушивание стихотворений, просматривание иллюстраций
Проигрывание в настольные дидактические игры совместно с воспитателем. Находят Матрешек по цвету, размеру
Играют в подвижные игры с воспитателем
Игрушки, матрешка, фотографии игрушек прошлых поколений.
Иллюстрации Матрешек (рассматривать, беседовать по содержанию,
Дидактические игры: «Цветные Матрешки», «Подбери по цвету»
Атрибуты для игры
Играем с Матрешкой
Цель: Воспитание интереса к народному искусству
Итоговое мероприятие:
Выставка творческих работ «Украсим матрешку»
II неделя
Музыкальная деятельность
Конструирование из строительных материалов
Изобразительная деятельность)
Игровая деятельность Музыка: прослушивание народной мелодии «Плясовая», разучивание народных детских песен «Жили у бабуси», «Мишка косолапый»
Строительная игра: «Построим домик для матрешки» из напольного конструктора
Рисование на тему «Сарафан для матрешки»
Лепка «Украсим матрешку»
Сюжетная игра «Матрешка пришла в гости»
Прослушивание мелодии. Отвечают на вопросы воспитателя
Строят из конструктора домик
Рисуют,разукрашивают сарафан
лепят украшения для сарафана
Включаются в игру совместно с воспитателем.
Расписная матрешка
Цель: продолжить привитие интереса к русской народной игрушке
Итоговое мероприятие: Выставка творческих работ «Украсим матрешку»
III неделя
Коммуникативная деятельность
Восприятие художественной литературы и фольклора
Игровая деятельность
Изобразительная деятельность
Беседа «Расписная Матрешка»»
Загадки о Матрешках
Дидактические игры: «Одинаковые подарки», «Выполни задание», «Оденем платочек»
Рисование «матрешки»
Рассматривание фотографий и иллюстраций народной куклы.
Прослушивание стихотворения и загадок, отгадывание загадок
Проигрывание в дидактические игры:
Подбирают платочек нужного цвета, подарки нужного количества
Раскрашивание в совместно с воспитателем
Рисование пуговиц для матрешки
фотографий и иллюстраций народной куклы.
тексты загадок, иллюстрации к ним
Дидактические игры: «Одинаковые подарки», «Выполни задание», «Оденем платочек»
Раскраски, карандаши
IV неделя
Итоговое мероприятие:
Развлечение «Матрешки»
Музыкальная деятельность
Игровая деятельность
Двигательная деятельность
Изобразительная деятельность
Музыка: прослушивание народной мелодии «Барыня», разучивание народных детских песен «Каравай», «Мишка косолапый
Строительная игра «Лестница для Матрешки»
Развлечение «Матрешки»
Подвижная игра «Мы веселые Матрешки», «Хоровод»
Аппликация «Наряд для матрешки»
Прослушивание мелодий, разучивание песен
Строят лестницу из настольного конструктора
Участвуют в подвижных играх и развлечении
Наклеивание детали из цвет бумаги Магнитофон, текст песен, аудиозаписи народных мелодий «Барыня», «Мишка косолапый»
Настольный конструктор
Атрибуты для подвижных игр Заготовки для аппликации клей, цветная бумага
Заготовки для аппликации клей, цветная бумага
Приложение
Конструирование «Домик для матрешки»
Цель: РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ НАВЫКОВ, развивать цветовое восприятие, стремление к игровому и речевому общению, воспитывать трудолюбие.
Материал: большие кубики "Лего", матрешка, мелкие игрушки.
Ход занятия:
ребята сегодня нам предстоит интересная работа, а для этого давайте разомнем свои пальчики:
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
"Дом".
Я хочу построить дом (руки сложить домиком, поднять над головой)
Чтоб окошко было в нем (пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была (ладошки рук соединяем вертикально вместе)
Рядом чтоб сосна росла. (одну руку поднимаем вверх и"раскрываем" пальчики)
Чтоб забор вокруг стоял, пес ворота охранял (соединить руки в замок и делаем круг вокруг себя)
Солнце было, дождик шел (руки вверх, а потом опускаем и стряхиваем)
И ТЮЛЬПАН В САДУ РАСЦВЕЛ (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики)
Воспитатель:-ребята посмотрите кто это к нам пришел! Да это же красавица матрешка.
Кукла славная матрешка,
Где же ручки,
Где же ножки,
Ах, какие щечки, красные, румяные,
На фартучке цветочки и на сарафане.
Вот матрешка мама, вот матрешки дочки.
Ротик будто ягодки,
Глазки будто точки!
Мама песенку поет
Дочки водят хоровод.
Маме хочется покой,
Дочечки бегут домой.
Матрешка:-ребята на улице очень холодно, а мне негде жить.
Воспитатель:-не переживай матрешка, мы с ребятами тебе поможем. Поможем ребята, что мы сделаем?
Дети:-построим домик.
Матрешка:-спасибо, но это наверно нелегко.
Воспитатель:-конечно, но ребята молодцы они сейчас все расскажут и покажут.
Проводим анализ строительства, повторяем и учим цвета.
Предлагаю детям маленькие машинки и игрушки, обыгрываем постройку.
Дети сами начинают строить дорожки, для того чтобы игрушки поехали в гости к матрешки и ее дочкам.
Матрешка:-спасибо ребята, у нас появилось много друзей нам теперь не страшен не снег, не холод, потому что у нас есть большой красивый дом.
Конспект ООД «Мы-матрёшки, мы — сестрички»
Непосредственно-образовательная деятельность.
Тема: «Мы – матрёшки, мы – сестрички»
Цель:
Учить детей выделять величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
Задачи:
• учить детей выделять величину как особые признаки предметов,
• сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы,
• обогащать словарный запас детей прилагательными : большой, маленький, красивый,
• расширять и активизировать словарь детей путем обогащения знаний о ближайшем окружении,
• развивать связную речь.
Приоритетные образовательные области: «Познание», «Коммуникация».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество».
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, двигательная, игровая, коммуникативная.
Оборудование: игрушка- матрёшка, игрушки- предметы ближайшего окружения (мяч, машинки, куклы).
План-конспект.
Вводная часть.
Дети сидят на стульчиках
Воспитатель:
Ребята, я приглашаю нам поиграть, но сначала я вам загадаю загадку:
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка) (Возможные ответы детей.)
Правильно, ребята, это матрёшка! Посмотрите какая она красивая… .
Мы матрёшку открываем, и другую вынимаем.
Мы другую открываем, и третью вынимаем.
Посмотри, посмотри, - три матрёшки, -1, 2, 3.
Основная часть:
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, на матрёшек, 1- большая, 2- поменьше, а 3 – маленькая. А теперь, вы, покажите мне маленькую матрёшку (дети показывают)
А теперь, покажите мне большую матрёшку (дети показывают)
Ребята, а давайте потанцуем с матрёшками.
Дети выходят в середину группы и повторяют движения воспитателя.
Звучит музыка «Мы – весёлые матрёшки»
ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ” :
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево -вправо)
Девчонки озорные, Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель:
Детки, а теперь посмотрите, где у нас в группе есть большие и маленькие игрушки…. (Возможные ответы детей.)
А вот кукла Катя, она большая, теперь принесите куклу Машу, она маленькая… .(дети ищут, находят и приносят) .
Посмотрите, вот большая машинка, а вы мне найдите маленькую… .(дети ищут, находят и приносят).
Посмотрите, вот большой мяч, а вы мне найдите маленький… .(дети ищут, находят и приносят) .
Воспитатель:
А давайте поиграем с вами в игру «Весёлый мяч»
Подвижная игра «Весёлый мяч»
(Все дети изображают мяч, прыгают на месте)
Друг весёлый мячик мой
Всюду, всюду он со мной!
1, 2, 3, 4, 5,
Хорошо мне с ним играть.
(«Мячи» убегают, а взрослый догоняет.)
Итог.
Ну что, ребята, Вам понравилось? (Ответы детей)
Кто к нам приходил в гости? (Ответы детей)
Мы их будем ждать ещё в гости. А им пора в страну игрушек.
Давайте с ними прощаться. (До свидания)
Конспект занятия во второй младшей группе «Матрёшка»
Занятие для 2 младшей группы.
«Матрёшка»
Интеграция образовательных областей «Формирование элементарных математических представлений», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация».
Задачи:
Познакомить детей с народной игрушкой (Матрешка).
Воспитывать эстетическое отношение к предметам народного творчества, уважение к труду народных умельцев.
Приучать детей выполнять работу аккуратно (лепка, аппликация, художественное творчество.)
Обогатить словарь детей. (матрёшка, пальчиковый театр, деревянная кукла) .
Мелкая моторика — это движения, осуществляемые мелкими мышцами человеческого тела, способность выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Ход занятия.
Рассказ воспитателя о матрешке:
Матрёшка – это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более.
2. Показ игрушки :
Дети рассматривают матрешку, играют.
3. Анализ проведенных наблюдений:
Понравилась ли игрушка детям?
Чем запомнилась игрушка?
4. Повторяем счет до 5 :
Воспитатель вместе с детьми пересчитывает количество «спрятанных» матрёшек.
5. Художественное творчество:
Рисуем сарафан матрёшки, используя уже знакомые цвета.
Знакомство с пальчиковым театром. (Театр матрёшка «Курочка ряба»)
Развивают мелкую моторику, речь, память и воображение.
Постановка сказки происходит на детском столике.
Подводим итоги:
Выставка детских работ,
Анализ проделанной работы,
Показ сказки «курочка ряба».
Загадки о матрёшке.
1. Яркий сарафанчик,
Расписной платочек,
Прячутся внутри неё
маленькие дочки!
Фартучек в горошек
Кто это?
2. Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят в друг дружке,
а всего одна игрушка.
3. В этой молодице прячутся сестрицы.
Каждая сестрица для меньшой темница.
Внучка с дочкой, посмотри -
Все у бабушки внутри!
4. Какую игрушку вначале пополам ломают,
А потом играют.
5. Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко, это русская (Матрёшка)
6. Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна. (Матрешка).