Сергеева Алена
Проект во второй младшей группе «Маленькая страна под названием — Семья»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них доброе и уважительное отношение к окружающим людям и, прежде всего, любовь к своей семье, к своим близким. Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, радоваться, сочувствовать, именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества.
Публикация «Проект во второй младшей группе „Маленькая страна под названием — Семья“» размещена в разделах
Этот проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления детско-родительских отношений. Взрослые должны помочь понять ребёнку значимость семьи, что он часть семьи, что его любят в семье и это очень важно.
Цель проекта : Формирование у детей младшего дошкольного возраста представление о семье, о семейных традициях.
Задачи проекта :
• Закрепить с детьми понятия «семья», «имя», «фамилия»;
• Закреплять умение называть имя и отчество своих родителей, бабушек и дедушек;
• Познакомить детей с понятием «семейные ценности»;
• Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
• Привлечь родителей к совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Тип проекта : краткосрочный, познавательно-творческий.
Вид проекта : групповой.
Срок реализации проекта : 5 месяцев (сентябрь-январь)
Участники проекта : Педагоги, родители, дети второй младшей группы.
Ожидаемые результаты реализации проекта : У детей формируется представление о своей семье, о членах семьи, традициях. Проявление уважения и заботливого отношения ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Аннотация к проекту : Данный проект разработан для детей младшей группы (дети от 3 до 4лет). Проект состоит из трех этапов реализации: подготовительный, практический, заключительный. По типу проект : творческий, долгосрочный.
В проекте используются разные методы работы (беседы, чтение художественной литературы, наглядный метод, а также разные виды детской деятельности (познавательная, коммуникативная, продуктивная, игровая).
Форма организации: беседы, игры, совместная деятельность родителей и детей.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный:
• Определение проблемы;
• Постановка целей и задач;
• Составление плана мероприятий по реализации проекта;
• Подбор наглядно-иллюстративного материала;
• Подбор художественной литературы в рамках проекта;
• Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр;
• Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
• Подборка стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке, о праздниках Новый Год и Рождество.
• Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап – основной:
Работа с детьми:
• Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные, дидактические, пальчиковые;
• Чтение художественных произведений;
• Рассматривание иллюстраций;
• Беседы;
• Продуктивные виды деятельности.
Работа с родителями:
• Консультация;
• Беседы;
• Памятки;
• Фотоколлажи;
• Выставки;
• Поход в кукольный театр.
3 этап – заключительный:
• Выставка проделанных работ.
• Семейный квест «Папа, мама, я- дружная семья» (январь).
Весь проект, как маленькая страна, состоит из четырех городов – мини-проектов. Мини-проекты разрабатывались по основным праздникам:
1. «День пожилого человека» - 1 октября;
2. «День Отца» - 15 октября;
3. «День Матери» - 26 ноября;
4. Семейные праздники «Новый Год» и «Рождество».
ПРОЕКТ :
«Маленькая страна под названием – Семья»
Мини-проект :
«Наши любимые бабушки и дедушки!»
(сентябрь) Мини-проект :
«Я горжусь своим отцом!»
(октябрь) Мини-проект :
«Моя мама лучшая на свете!»
(ноябрь) Мини-проект :
«Наступает Новый год»
(декабрь-январь)
План мероприятий по реализации проекта
«Маленькая страна под названием – Семья»
1. Мини-проект : «Наши любимые бабушки и дедушки!»
Цель: формировать представление детей о семье, старшем поколении, семейных и родственных отношениях; познакомить детей с праздником «День пожилого человека».
Срок реализации: сентябрь.
Итоговое мероприятие: «В деревню к бабушке и дедушке».
Системная паутинка по мини-проекту :
«Социально-коммуникативное развитие» :
- Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Пришли гости», «Едем в гости к дедушке и бабушке»,
сюжет «Бабушка заболела».
- Игровые упражнения: «Помоги бабушке навести порядок», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Приготовим обед».
- Серия бесед по картинкам: «Какая у меня семья»;
- ситуативный разговор: «Что такое семья», «Мои близкие», «Как я помогаю бабушке и дедушке», «Речевое развитие» :
Чтение художественной литературы:
- Сказки: «Репка»,
«Колобок», «Курочка Ряба».
- Л. Квитко «Бабушкины руки»;
- Е. Благинина «Бабушка-забота»;
- Заучивание стихов для дедушки и бабушки;
- Потешки: «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор», «Ладушки-ладушки»;
Театрализация: «Курочка ряба», «Репка», настольный театр «Колобок».
Упражнения: «Доскажи предложение», «Назови ласково каждого члена семьи.», «Кто что делает?», «Запоминаем имена близких родственников». «Познавательное развитие» :
Беседы: «Что такое хорошо и что такое плохо» (по картинкам); «Как дети могут заботиться о взрослых», «Старость надо уважать».
Игры: «Моя бабушке самая….», «Чьи вещи», «Наведи порядок», «Одень куклу».
Конструирование: «Дом для семьи». «Дача для бабушки и дедушки»
«Художественно-эстетическое развитие» :
- Слушанье «Расскажи мне сказку» сл. Я. Гальперина, муз. Ю. Моисеева; рус. нар. песенка «Ладушки»; муз. игра «Кошка с котятами»; слушание «Болезнь куклы»
- Пение «Бабушка» сл. М. Ивенсен, муз. Н. Демина.
- лепка «Оладушки для любимой бабушки»;
-аппликация «Репка для дедушки»
- рисование «Платочек для бабушки»
-ручной труд: открытка для бабушки и дедушки. «Физическое развитие» :
- Подвижные игры «Гуси-лебеди», «Птички в гнёздышках», «Карусель», «Наседка и цыплята»
- Игра «Кто быстрее соберет букет для бабушки?»;
- Игра «Кто быстрее построит столик из конструктора для дедушки?»
- Пальчиковые игры: «Дружная семейка», «Семья». «Ладушки», «Как у бабушки Наташи».
- Физкультминутки:
«Семья», «Вот какие мы».
Работа с родителями:
- Консультации:
- Памятка для родителей «Роль
бабушки и дедушки в воспитании дошкольников».
- Выставка творческих работ «Бабушкины руки не знают скуки»
2. Мини-проект ««Я горжусь своим отцом!»
Цель: Углубить представления ребенка о семье; о том, где работает папа, как важен для общества его труд. Способствовать возникновению эмоционального контакта между ребенком и родителями;Способствовать возникновению у ребенка чувства единения, радости, гордости за своего отца;
Срок реализации: октябрь
Итоговое мероприятие: совместное оформление коллажа с детьми «Я горжусь своим папочкой!»
Системная паутинка по мини-проекту :
«Социально-коммуникативное развитие» :
- Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Пришли гости», «Пожарные»,
«Автомастерская».
- Игровое упражнение: «Какие предметы понадобятся папе, а какие маме?»,
- Развивающие игры: «Папа, какой», «Скажи о папе ласково»;
- Серия бесед по картинкам: «Папины профессии»;
- ситуативный разговор: «Что такое семья», «Как я помогаю папе», «Речевое развитие» :
- Чтение художественной литературы: «У меня есть дедушка», Т. Бокова «Как папа», Б. Баруздина «Шел по улице солдат».
- Загадки о папе;
- Чтение стихотворений о папе;
Театрализация:
Кукольный театр «Чей папа?»
Упражнения: «Доскажи предложение», «Назови ласково каждого члена семьи.», «Что делает папа?», «Запоминаем имена близких родственников». «Познавательное развитие» :
Беседы: «Что такое хорошо и что такое плохо» (по картинкам); «Папа может все что угодно».
Игры: «Мой папа самый….», «Чьи вещи», «Наведи порядок.
Конструирование: «Гараж». «Дом»
«Художественно-эстетическое развитие» :
- Слушание музыкального произведения «Любимый папа»,
Сл. Ю. Энтин, муз. Д. Тухманов;
-Слушание песни «Мой папа», «Лучше папы друга нет»,
-Прослушивание музыкального произведения «Солдатский марш», муз. Р. Шумана;
- лепка «Шапочка для папы»;
-аппликация «Кораблик»
- рисование «Тарелочка для папы»
-ручной труд: открытка для папы. «Физическое развитие» :
- Подвижные игры: «Целься точнее», «Самолеты», «Доползи до кегли», «Автомобили»;
- Игра «Кто быстрее построит кровать из конструктора?»
- Пальчиковые игры: «Этот пальчик-папочка», «Дружная семья».
- Физкультминутки:
«Семья», «Пилоты».
-Дыхательная гимнастика: «Сдуй самолетик», «Разотри щечки». Работа с родителями:
- Консультации:
«Роль отца в воспитание ребенка».
-Папка – передвижка «День отца»
3. Мини-проект «Моя мама лучшая на свете!»
Цель: Углубить знания детей о культуре и традициях семейных взаимоотношений. Воспитывать любовь и уважение к матери, умение ценить её заботу о родных. Познакомить детей с праздником - «День Матери».
Срок реализации: ноябрь
Итоговое мероприятие: музыкально-игровой досуг к Дню Матери для мам и детей.
Системная паутинка по мини-проекту :
«Социально-коммуникативное развитие» :
- Сюжетно – ролевые игры: «Дочки- матери»», «Семья», «Мама - продавец», «Мама - доктор», «Мама- парикмахер».
- Специальное моделирование ситуации общения: интервью «Расскажи о маме»
- Игровое упражнение: «Какие предметы понадобятся папе, а какие маме?»,
- Рассматривание иллюстраций о маме и детях.
- Словесные игры: «Мои хорошие поступки», «Какая мама», «Как зовут твою маму?», «Назови ласково».
«Речевое развитие» :
- Чтение художественной литературы: В. Руссо «Моя мама», сказка С. Макбратни «Знаешь, как я тебя люблю», немецкая сказка «С кем мне всегда хорошо», Е. Благинина «Вот какая мама», «Посидим в тишине»;
- заучивание наизусть Я. Аким «Мама»
- Загадки о маме;
Театрализация:
Инсценировка «Три мамы», «Три медведя».
Настольный театр «Репка», «Волк и семеро козлят»
Упражнения: «Доскажи предложение», «Назови ласково маму», «Что делает мама?»,
«Запоминаем имена близких родственников».
«Познавательное развитие» :
Беседы: Беседа на тему: «Семья», «Моя мама», «Мамино детство», «Профессии наших мам» «Мамы и детки», «Как дети могут заботиться о взрослых».
- Дидактические игры «У кого какая мама», «Найди цветок для мамы», «Кем мама работает?
-Конструирование:
«Дом из кубиков для мамы»
- ОБЖ. Закрепление правил безопасного поведения дома (Опасно трогать бытовые приборы, плиту)
- Рассматривание альбомов: «Моя семья», «Профессии»
«Художественно-эстетическое развитие» :
- Слушание песен: «Ах какая мама», «Солнышко лучистое».
- Разучивание песни «Очень любим мамочку».
- лепка «Угощение для мамы»;
-аппликация «Украсим новое платье для мамы», «Красивые салфетки».
- рисование ««Букет для мамочки»
-Рисование штампами из пуговиц узора для одежды мамы
-ручной труд: открытка для мамы. «Физическое развитие» : -Подвижные игры: «Шагаем к маме», «Ровным кругом»
-Физкультминутки: «Семейная зарядка», «Семья», «Дружно маме помогаем».
-Пальчиковая игра «Есть у мамы», «Моя семья»
-Хороводная игра «Мамочка».
Работа с родителями:
- Консультации для родителей: «Как любить своего ребёнка?»,
«Развитие личности ребёнка в общении».
-Папка-передвижка: «История возникновения праздника «День матери».
4. Мини-проект «Наступает Новый год»
Цель: знакомить детей с семейными традициями, обычаями при праздновании «Новогодних и Рождественских праздников», приобщать детей к народным традициям.
Срок реализации: декабрь-январь
Итоговое мероприятие: фотоколлаж от каждой семьи «Новогодние и Рождественские праздники в моей семье».
Системная паутинка по мини-проекту :
«Социально-коммуникативное развитие» :
- Сюжетно – ролевые игры: «Мы встречаем новый год». «Семья», «Пришли гости»
- Игровое упражнение: «Какие предметы понадобятся родителям для украшения елки?»,
- Рассматривание иллюстраций о Новогодних праздниках.
- Рассматривание картины: «Дед Мороз»
- Словесные игры: «Мои хорошие поступки», «Назови ласково».
«Речевое развитие» :
- Чтение художественной литературы: М. С. Пляцковский «Какая бывает зима»; М. Р. Садовский «Снежинка»; Н. Н. Асеев «Мороз»; С. Г. Козлов: «Как Ослик, Ёжик и Медвежонок встречали Новый год», «А уже зима»,
«Новогодняя сказка»,
«Зимняя сказка»;
В. Г. Сутеев «Ёлка».
Сказки: «Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье зверей».
«Снегурушка и лиса».
- Заучивание стихотворений: С. Д. Дрожжин «Улицей гуляет Дедушка Мороз»; Н. Саксонская «Где мой пальчик?»;
К. Чуковский «Ёлка».
Театрализация:
Инсценировка «Три медведя», «Новый год у зверей» «Познавательное развитие» :
Беседы: «Что такое Новый год?», «Зачем наряжают елки?» «Опасные огоньки».
- Дидактические игры: «Укрась елочку», «Укрась варежку», «Собери Елочку», «Собери снеговика», «Найди каждому снеговику ёлочку», «Укрась ёлочку» (цветные крышки, «Почини шубу Деду Морозу».
-Конструирование:
«Горка для зверят».
- ОБЖ. Закрепление правил безопасного поведения дома
- Рассматривание альбомов: «Моя семья».
«Художественно-эстетическое развитие» :
- Прослушивание музыкального произведения «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (музыка П. И. Чайковского).
- Разучивание песен «Елочка-елка, колкая иголка», «Маленькая елочка, маленькие детки».
-Пение «В лесу родилась ёлочка…», «Маленькой елочке…»
- Рисование:«Ёлочные шары», «Нарядная ёлочка»,«Снеговик»
- Лепка: «Шарики для новогодней ёлки», «Снеговик»
-Пластилинография
«Веточка ёлки с игрушками».
-Аппликация «Огоньки в доме», «Открытка – подарок». «Физическое развитие» :
- Подвижные игры: «Снег кружится», «Заморожу», «На елку», «Дед мороз», «Вот попался к нам в кружок»
- Игры малой подвижности «Снежинка волшебная, замри», «Мыши водят хоровод».
- Пальчиковая игра «Дружная семья».
- Дыхательные игры:
«Подуй на снежинку».
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Новый год для детей: Как устроить праздник», «Семья и семейные ценности»,
- Памятка для родителей по пожарной безопасности.
- новогодние поделоки: «Игрушка для ёлочки»;
- конкурс «Арт- Ель»;
- выход в кукольный театр на новогодних каникулах.
Риски и пути преодоления рисков: Реализация проекта предусматривает возникновение риска невыполнения поставленных задач. Низкая мотивация детей и родителей к участию в данном проекте может вызвать незаинтересованность участников проекта.
Для этого была предпринята следующая система мер:
• Самоконтроль над выполнением задач проекта;
• Анализ процесса промежуточных и конечных результатов;
• Оказание помощи родителям.
Оценка результатов:
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.
Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - оформление портретных галерей, фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках.
На наш взгляд, проект «Маленькая страна под названием - Семья» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.