Ирина Романенко
Проект во второй младшей группе «Куклы, в которые мы играем!»
▼ Скачать + Заказать документы
" Расскажи- и я не забуду,покажи-и я запомню,дай попробовать и я пойму"
Китайская пословица
Проект :
"Куклы в которые мы играем!"
Тип пректа: информационно-исследовательский,
фронтальный,среднесрочный,внутри ДОУ.
Участники: воспитатели,дети,родители.
Срок реализации: 2 недели.
МДОУ "Родничок"
2 младшая группа
Воспитатели:
Романенко И. Г.
Проект «Куклы, в которые мы играем», 2 младшая группа.
Актуальность:
Публикация «Проект во второй младшей группе „Куклы, в которые мы играем!“» размещена в разделах
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Но ребенок есть ребенок и основным видом деятельности для него является игра. Большинство игр подразумевает наличие каких-либо атрибутов – игрушек. Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была кукла в прошлом, как ею играли и что, она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Нам захотелось узнать историю создания различных кукол.
В прошлом в любой семье много времени уделялось изготовлению кукол и игре в них. Почему? Создавая кукол, девочки учились шить, вышивать, кроить, плести кружева, ткать, плести бисерные украшения. В игровой форме маленькие хозяйки постепенно овладевали сложными женскими ремеслами, мамы воспитывали в дочках терпение, усидчивость, аккуратность. С красивой, нарядно одетой куклой девочки выходили «на люди» - праздники, вечерки, посиделки, демонстрируя окружающим уровень своего мастерства, взросления, равноправного вхождения во взрослый мир.
Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к куклам, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. И если сегодня девочки не любят играть с куклами, необходимо обратить на это внимание, это значит, что в их генетическом коде произошли какие-то сбои.
Поэтому нам захотелось узнать, многие ли девочки сейчас играют в куклы, в ка-кие? Хотят ли они получить куклу в подарок? Знают ли родители прошлое своего народа?
Цели:
1. систематизация знаний детей об игрушке – кукле
2. Развивать познавательный интерес к истории создания вещей, окружающих человека.
3. Развивать речь детей (речь-описание, монолог, речь-доказательство) .
4. Развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие.
5. Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.
Задачи:
1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;
2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей
4. Развивать речь детей (речь-описание, монолог, речь-доказательство)
5. Развивать мелкую моторику рук (пеленание,лепка)
6. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой.
Формы, методы и приемы работы:
Для формирования у детей потребности в получении новых знаний об истории народного быта, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста.
Широко использовали разнообразные методы: словесные, наглядные, игровые, практический и средства: фотографии, иллюстрации, предметы (куклы).
Основными формами организации воспитательно-образовательной работы являются: индивидуальная, групповая, коллективная работа. Предполагаемый результат:
-у детей сформированы знания о различных куклах, материалах, инструментах, необходимых для ее изготовления;
-у дошкольников развивается познавательный интерес к национальным традициям ее использования в быту;
-родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Материал:
1. куклы семьи и детского сада;
2. книги, иллюстрации, презентации по теме;
3. материалы для изготовления кукол
4. магнитофон, аудиозаписи русских народных мелодий
Этапы реализации проекта :
1-й этап: подготовительный – целеполагание, игровая мотивация, выявление проблемы, сбор информации, материала.
2-й этап: организационный – разработка содержания работы с детьми, прослушивание сказок, беседы, занятия по оброзовательным областям: художественное творчество, познание, коммуникация, проведение развлечения.
3-й этап: формирующий – проведение встречи с детьми и их родителями, мастер-класс с родителями по изготовлению куклы,анкетирование и консультация.
4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, создание мини-музея кукол) .
I этап -Подготовительный.
– накопление знаний
"Какие бывают куклы"
1. Чтение глав из книги М. Левиной "365 кукол со всего света".
2. Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах.
3. Знакомство с историей появления кукол на Руси.
4. Домашнее задание: "Куклы ваших мам и бабушек" (беседы с родителями, рассматривание старых кукол) .
II этап- Организационный.
"Играем с куклами"
1. Знакомство с бумажными куклами. Раскрашиваем платье для кукол.
2. Лепим куклы из пластелина.
3. Играем с театральными куклами.
4. Игра с современными куклами (куклы Барби, роботы-трансформеры) .
5. Игры с куклами-сувенирами (фарфоровые, необычные, поющие и танцующие куклы) .
III этап- Формирующий.
Работа с родителями:
1. Проведение мастер-класса.
2. Анкетирование.
3. Консультация. "Народная кукла, как средство приобщения ребенка к народной культуре"
IV этап- Итоговый.
1. Создаем свой музей кукол.
2. Экскурсоводческая работа (дети-экскурсоводы) в музее кукол.
Список литературы:
1. Васильева, М. В. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] : метод. пособие / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд. испр. и доп. - М. : Мозаика- Синтез, 2005. -208 с.
2. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [Текст] : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Н. Е. Веракса -М. : Мозаика-Синтез, 2008.-112с.
3. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. [Текст] Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. А. Панкова. - М. : Айрис-пресс, 2008.-208с. - (Дошкольное воспитание и развитие)
4. Журавлева, В. Н. Проекная деятельность старших дошкольников. [Текст] / сост. В. Н. Журавлева. -Волгоград: Учитель, 2011. -202 с. : ил.
5. Захарова, М. А., Костина, Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. [Текст]/ М. А. Захарова, Е. В. Костина. - М. : Школьная Пресса, 2010.-64 с. ; илл. -(Дошкольное воспитание и обучение- приложение к журналу «Воспитание школьников»;Вып. 226.) (Серия «Мастер-класс педагогов ДОУ») .
6. Рыжова, Н. А. и другие. Мини-музей в детском саду. [Текст] / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова. – М: Линка – Пресс, 2008.256 с., илл.
Материалы к занятию: пособия к сюжетно-ролевой игре «Русская изба», сундучок, куклы, изготовленные детьми и родителями, иллюстрации «Все о куклах», дидактическая игра «Что сначала, что потом», лоскутки ткани, атласная лента на каждого ребенка, мини-музей «Куклы», русский народный костюм на взрослого.
Ход:
Входят дети. Их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм и приглашает пройти в русскую народную избу.
Воспитатель: Здравствуйте ребята и дорогие гости! Вот мы и собрались с вами в русской избе, где нам уютно и приятно находиться. А о чем мы сегодня будем с вами говорить, вы узнаете, отгадав загадку:
Загадка:
Есть ноги, но не ходит,
Есть рот, но не говорит
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может.
Что это?
Дети: Кукла.
Воспитатель: Правильно ребята. А сейчас я приглашаю вас пройти в наш музей кукол.
Дети и воспитатель проходят в музей.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько в музее разных кукол.
В разные времена дети играли с куклами. Только куклы были сделаны из различных материалов. Я предлагаю взять любую куклу и рассказать о ней. Сначала нужно рассказать, из чего сделана кукла, чем они похожи друг на друга, в какую одежду одета, как, в какие игры можно играть с этой куклой.
Примерные рассказы детей
1. Эта кукла сделана из дерева. У нее есть лицо, руки, туловище, ноги. Эта кукла прочная, она не сломается. Играть ею не очень удобно потому, что она твердая. С деревянной куклой можно играть в дочки- матери. Деревянную куклу нельзя держать в воде, она утонет.
2. Эта кукла соломенная. Она прочная, ее неудобно одевать и раздевать. Куколка сделана из лечебных трав. С ней можно играть, а можно еще положить рядом с подушкой, чтобы не заболеть и поспать.
3. Эта кукла сделана из глины. Она очень не прочная, если ее уронить, кукла сломается. У нее тоже есть голова, руки, ноги, туловище. На глиняную куколку плохо одевать одежду потому, что руки и ноги у нее не двигаются. Глинную куклу мыть нельзя. Глина размокнет.
4. Эта кукла тряпичная, сшита из тряпок. Ее можно одевать и раздевать. Кукла легкая, ручки и ножки двигаются. Она не может ходить. Такую куклу можно постирать.
5. Эта кукла бумажная, с ней играть интересно, но не очень удобно. Она может легко порваться.
5. Эта современная кукла – Барби. Она сделана из пластмассы. Ее можно одевать и раздевать, у нее двигаются руки и ноги. У нее современная одежда. На Барби можно шить свою одежду. С ней можно играть в дочки-матери, ателье, парикмахерская, магазин.
6. А это куклы для мальчиков. Они тоже двигаются. С ними можно играть в солдатиков, в школу, в семью, в космос.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо рассказали об этих куклах! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Что сначала, что потом» (5 карточек) нужно разложить карточки с изображением кукол по порядку. Как вы думаете, какие куклы сделал человек первыми, а какие потом?
Воспитатель: Все верно! Вы успешно справились с этим заданием. А сейчас у нас физминутка.
Физминутка
Все движения разминки повторяем без запинки!
Раз! Попрыгали на месте.
Два! Руками машем вместе.
Три! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Четыре- пять! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Воспитатель: У меня есть красивый сундучок, в котором хранятся
очень интересные вещи! Садитесь на ковре удобно и откроем наш сундучок! Ребята, да здесь куколки! (смотрит в сундучок и приглашает посмотреть детей) Чьи это куколки? Правильно, ребята, эти куколки делали вы и ваши родители. Расскажите нам о своих куклах.
Дети по желанию рассказывают о своих куклах.
Воспитатель: А хотите я вас научу делать куклу Пеленашку? Кукла Пеленашка на вид очень простая куколка – младенец в платочке, завернутый в пеленку. Куклу Пеленашку делали из двух лоскутков ткани (показывает).
Берем поролон и заворачиваем его в белую тряпочку. Затем раскладываем цветную тряпочку и сверху кладем косынку. Берем куколку и укладываем ее на косынку, завязываем и сверху заворачиваем в цветную тряпочку. А теперь нужно завязать косынку вместе с тряпочкой. Вот у нас и получилась кукла Пеленашка. Такими куклами не играли, их клали в колыбельку маленьким детям, чтобы они крепко спали, не болели. Глаза ей не обозначали, так как считалось, что через глаза в куклу может попасть злой дух, и тогда ребенок, играя с ней, будет капризничать, болеть…
Изготовление детьми Пеленашки.
Воспитатель: А сейчас мы своих кукол подарим гостям.
Дети дарят гостям куколки-сувениры, которые они сделали сами.
Воспитатель: Вот какое у нас сегодня хорошее занятие! Мы узнали, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, научились делать куклу Пеленашку. Вы все такие молодцы!