Екатерина Васильева
Проект «Вместе весело шагать по просторам»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект :
«Вместе весело шагать по просторам…».
Авторы проекта :
Васильева Е. К.
Паспорт проекта.
Тема проекта : «Вместе весело шагать по просторам…»
Вид проекта : практико – ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта : 26.02.24 – 22.03.204 г.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители (законные представители).
Публикация «Проект „Вместе весело шагать по просторам“» размещена в разделах
Проблема: дошкольники не всегда умеют правильно формировать свои мысли, перебивают, не слышат друг друга, не осознают свои ценности и не всегда могут установить приоритеты в общении друг с другом. Это приводит к непониманию и конфликтам.
Актуальность проекта :
Посещая детский сад, ребенок значительную часть своей жизни находится в коллективе со сверстниками. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Старшие дошкольники к одним испытывают большую симпатию, к другим – меньшую, к третьим – безразличны, а четвёртые вообще вызывают отрицательное отношение. Но как быто ни было, с каждым ребенком происходит взаимодействие, общение. Умение общаться дает ребенку возможность выстраивать желаемые взаимоотношения и избегать конфликтных ситуаций. Данный проект рассчитан на умение искать компромиссы в процессе общения.
Цель проекта : создание условий для повышение сплоченности воспитанников, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Задачи:
-формировать доверительные отношения в группе;
- повысить статус каждого ребенка в группе;
- развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; делать комплименты, соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.
- воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
- воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость.
Предполагаемый результат проекта :
- улучшение психологического климата;
- развитие коммуникативных навыков детей;
- усвоение детьми нравственных норм и правил;
- пополнение РППС дидактическими играми и материалами.
Методы и приемы:
- наблюдения;
- НОД;
- познавательные беседы;
- просмотр иллюстраций, мультфильмов;
- чтение художественной литературы;
- игровая деятельность: подвижные игры, сюжетно-ролевые дидактические и словесные игры, игры - инсценировки;
- предоставление информации для родителей.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап
26.02 – 28.02. 2024.
Направления деятельности Ответственные
Подбор методического материала.
Подбор дидактических, сюжетных, настольно-печатных игр для познавательной и двигательно-активной деятельности воспитанников.
Планирование работы.
Организация РППС
Разработка бесед по теме проекта.
Воспитатели
2. Основной этап
28.02.24. - 22.023.24.
Образовательная область Вид и тема совместной деятельности Участники
«Познавательное развитие»,
«Социально- коммуникативное развитие»
1. Беседы:
«Что такое дружба?», «Вежливые слова», «Какую роль играют эмоции в жизни ребенка?», «Я и мое поведение», «Правила дружбы»
Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»
Дидактические и словесные игры: «Найдем волшебные слова», «Позвони другу»,
«Приветствие гостей», «Закончи предложение», «Изобрази эмоции», «Какие бывают приветствия», «Паутинка комплиментов», «Поссорились – помирились»
Дети и воспитатели
ОО «Речевое развитие» Чтение художественной литературы и обсуждение: «Сказка о полезных эмоциях», А. Толстой «Два товарища», сказка «Как светлячок друга искал», М. Пляцковский «Настоящий друг».
Разучивание мирилок. Дети и воспитатели
ОО «Художественно-эстетическое развитие». Раскраски по теме проекта
Дети и воспитатели
Подвижные игры:
«Пять островов», Слепой и Поводырь», «Тень», «Дракон», «Клеевой ручеек» Дети и воспитатели
ОО «Социально-коммуникативное развитие» Акция групповая: «Подарок другу»
НОД «Вместе весело шагать…»
Рассматривание иллюстраций «Мое настроение».
Игра – инсценировка: «Кто виноват?», игры – ситуации.
Консультация для родителей на бумажном носителе Консультация для родителей «Учим ребенка общаться».
Воспитатели
3. Заключительный этап
Оформление стены «Мирилок и вежливых слов»
Дети и воспитатели
Список литературы:
Литература:
1. Е. И. Попова, А. Ф. Кондрашина «Сюжетно – ролевые игры 21 века для социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5 – 7 лет».
2. Абрамян Л. А. «О возможности игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания».
3. Богуславская, Н. Г., Купина Н. А. «Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка)».
4. Мазурова Н. А. «Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки».
5. Пазухина И. А. «Давай поиграем! Давай познакомимся! Система тренингов по развитию эмоциональной сферы дошкольников».
Результаты работы над проектом.
В результате реализации проекта РППС пополнилась дидактическими играми и материалами; улучшился психологический климат в группе: дети много узнали о дружбе,
приобрели представления, на основе, которых более осмысленно стали подходить к решению возникающих проблемных ситуаций при взаимоотношение между детьми. Дети с удовольствием приняли участие в акции подарок другу, стали дарить друг другу комплименты, используя в своей речи положительные стороны оппонента, выражать свои симпатии не только на вербальном, но и невербальном уровне.
В целом проект способствовал развитию коммуникативных навыков детей и усвоению детьми нравственных норм и правил.
Приложение
Дидактические и словесные игры
«Найдем волшебные слова».
Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.
Ход игры
Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например, «Спасибо, Сережа» — «Пожалуйста, Наташа». «Волшебный стул».
Цель: Способствование повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорят, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек, причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Интервью «Что такое дружба?».
Цели: формирование положительных взаимоотношений в коллективе; развитие умения анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями.
Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.
«Найдем волшебные слова».
Цель: упражнять детей в выполнении правил речевого этикета.
Ход игры
Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например, «Спасибо, Сережа» — «Пожалуйста, Наташа».
«Приветствие гостей».
Цель: упражнять детей в применении норм этикета, принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство.
Ход игры
Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо по - разному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.
При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты, соблюдать следующие правила:
• смотреть в глаза гостю,
• улыбаться, слегка наклонив голову.
В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?
Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?
«Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Описание игры: Игра проводится в кругу. Дети поворачиваются друг к другу (бросают мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи свами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
«Позвони другу»
Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила телефонного разговора.
Описание игры:
Дети стоят по кругу. В центре круга водящий.
Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:
«Позвони мне позвони.
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.»
На кого покажет рука водящего, тот ему должен позвонить и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.
«Комплименты»
Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.
Ход игры
Дети встают круг и берутся за руки. Воспитатель обращается к ребенку, стоящему справа от нее : «Ваня, ты сегодня такой вежливый!». Далее Ваня обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети
. «Приветствия»
«Угадай приветствие
Цель закрепить знания детей
о различных формах вербального и невербального приветствия.
Ход игры: воспитатель читает карточку, ребенок показывает карточку с ответом
«Изобрази эмоции»
Цель игры: научить детей изображать заданные эмоции, такие как грусть, радость, плач, веселье и т. д.
Ход игры: дети при помощи считалки выбирают водящего. Педагог втайне от других детей называет водящему эмоцию, тот, используя пособие, воспроизводит её. Остальные дети угадывают, что именно изобразил водящий. Ребенок, первым назвавший правильный ответ, становится новым водящим
«Поссорились – помирились»
Цель: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Описание игры: дети стоят в парах спиной друг к другу и топают ногой, когда музыка прекращается, каждый ребенок кого-то крепко обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова топают ногами (можно с партнером, если хочется). При следующей паузе объединяются 3 человека, до тех пока не образуется одно большое объятие. «Паутинка комплиментов»
Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Описание игры: дети становятся в круг. Педагог, отдавая клубочек одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать клубочек другому, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял клубочек, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают клубочек, образуя паутинку.
Игра инсценировка «Кто виноват?»
Цель: формировать у детей умение уступать сверстникам, замечать и останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое, быть благодарным за проявленное внимание и заботу.
Содержание: педагог предлагает двум детям показать этюд «кто виноват?» Ребята сидят за столом. На столе лежит бумажный кораблик. Два ребенка одновременно схватили кораблик и тянут каждый к себе. Никто не хочет уступить. Оба падают, а кораблик валяется на полу разорванный. В конце этюда воспитатель вместе со всеми детьми обсуждает, кто виноват, как нужно было поступить в данной ситуации и предлагает показать правильный вариант. Игры-ситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.
Пресс-конференция
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему ( например: “Твой выходной день”, “День рождения друга”, и др.) . Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей. «Правила дружбы» Беседа
С детьми обсуждаются правила бесконфликтного общения.
Например:
Помогай другу. Если умеешь что-то делать – научи и его. Если друг попал в беду - помоги, чем сможешь или позови на помощь взрослых.
Делись всем с другом и он поделится с тобой
Останови друга, если он делает что-то плохое
Не ссорься, не спорь по пустякам. Уступи, и он уступит тебе. Если ты поступил плохо, не бойся признать это и попросить прощения.
Соблюдай правила, старайся выигрывать честно. Не обижайся, если проиграл. обидно проигрывать, но не стоит падать духом.
Не радуйся проигрышу друга, не смейся над ним
Пять островов
Цель: активизация внимания и физической активности, развитие способности к кооперации.
На полу пять кругов разного цвета, достаточно больших, чтобы разместить всех участников. Попросите всех выбрать остров, на котором они хотели бы жить. Предупредите участников, что один из островов очень скоро затонет в море, и жители этого острова будут вынуждены быстро переселиться на другие острова. Пусть все разместятся, а потом выкрикните цвет острова, который тонет. Участники бегут к четырем другим островам. Игра продолжается до тех пор, пока все не соберутся на одном острове. Игру можно проводить как в начале, так и в конце занятий.
Слепой и Поводырь
Цель: развитие межличностного доверия, умения чувствовать других.
Дети разбиваются на пары. Один - «слепой», другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. «Слепой» с закрытыми глазами встает сзади «поводыря» и держится одной рукой за его плечо. Цель поводыря – провести слепого так, чтобы тот не упал, не споткнулся, не ушибся. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Затем траектория и скорость движения увеличивайся. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.
Тень
Цель: развитие выразительности движений, внимания к чувствам и действиям другого.
Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется. Игру можно проводить в парах: один ребенок – человек, другой – его тень. Дракон
Цель: развитие групповой сплоченности, снятие напряженности, создание положительной атмосферы
Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Клеевой ручеёк
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
«Волна»
Цель: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.
Ход игры : детям предлагается изобразить море, которое, в зависимости от погоды может быть самым разным.
Ведущий дает команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук.
Игра заканчивается командой «Штиль!»