Ольга Литвинова
Проект «Владимирские писатели детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16» г. Владимир
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе «Владимирские писатели - детям»
Подготовили:
Литвинова Ольга Александровна - воспитатель
первой квалификационной категории
Владимир 2021
Тема проекта : «Владимирские писатели - детям»
Тип проекта : исследовательско – творческий,
По количеству участников: коллективный.
Темочки:
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
По характеру контактов: внутри группы
По продолжительности: краткосрочный (1.02.2021 – 12.02.2021г. г.)
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
Заявитель: дети старшей группы
Автор проекта : воспитатели: Литвинова Ольга Александровна
Абрамова Ольга Валерьевна
Год: 2021
Итоговое мероприятие: создание иллюстрированной книги
Актуальность
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Искусство слова помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
К сожалению, в настоящее время существует проблема - дети не очень любят слушать и читать художественную литературу.
Поэтому мы решили пойти необычным способом. Посоветовавшись, пришли к мнению, что лучше будет заинтересовать детей тем, что начнем знакомить их с произведениями писателей родного края, разработав проект «Владимирские писатели – детям».
Цель проекта :
1. Развивать устойчивый интерес к литературе родного края
2. Создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.
3. Способствовать формированию устойчивого интереса к книгам Владимирских писателей, через создание единой системы работы между детским садом и родителями.
Предпосылки к определению цели детьми: один из воспитанников (Дана А.) принес в группу книгу для чтения. Книга была написана неизвестным для всех автором (Владимирским автором). Прочитанные произведения детям понравились, и тогда им захотелось больше узнать о писателях Владимирского края и плюс ко всему, сделать книгу с иллюстрациями вместе с родителями
Задачи:
Для детей:
1. Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения писателей родного края
2. воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
3. обогащать и расширять словарный запас детей.
4. Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам произведений, в инсценировках.
5. Воспитывать любовь к родному краю через чтение произведений Владимирских писателей
Для педагогов:
1. формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей дошкольного возраста;
2. повышать профессиональный уровень в области методики приобщения дошкольников к литературе писателей родного края;
3. развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;
4. внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.
Для родителей:
1. участвовать в создании книги, подготовке выставки книги в группе, разработке проектов книжных уголков по писателям Владимирской области;
2. Способствовать зарождению традиции семейного чтения писателей и поэтов Владимирской области.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Организационный:
- Изучение необходимой литературы.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Владимирские писатели - детям».
- Подбор литературы для детей по выбранной тематике.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап - Практический:
- Реализация проектных мероприятий.
3 этап - Заключительный:
- Подведение итогов реализации проекта в форме создания книги совместно с детьми и родителями
Ресурсное обеспечение:
- Компьютерное оборудование,
- Художественная литература: Никитин Сергей Константинович, Симонов Иван Алексеевич, Басова Людмила Дмитриевна
- Сюжетные картины по произведениям
- Атрибуты для инсценировки произведения
- Материалы к изобразительной деятельности
Цель детей: изготовить книгу с иллюстрациями
Направления развития Задачи
воспитательные развивающие обучающие
Социально-коммуникативное Воспитывать чувство гордости за писателей родного края; подвести к понимаю таких нравственных и волевых качеств, как патриотизм, гордость за свой край, трудолюбие Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного действия снова объединяться в коллектив. Познакомить с писателями родного края; остановиться на одном из Владимирских писателей, а именно на Никитине С. К. ; познакомить с его биографией.
Учить осмысливать содержание прочитанного
Познавательное развитие Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Включить произведения Сергея Константиновича в образовательный процесс; самостоятельно выполнять задания по прочитанному (Конструировать по прочитанной сказке, инсценировать сказку, отправляться в «путешествие» по сказке; делать иллюстрации к сказке); развивать память, внимание, мышление, речь, сенсорные способности детей Расширить знания о Владимирских писателях; пополнять литературный багаж произведениями писателей родного края
Художественно-эстетическое развитие Воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности. Воспитывать желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (выполнение детьми рисунков по прочитанному произведению; аппликация по сказке и создание коллективной работы на НОД по лепке); удовлетворение потребности детей в самовыражении Расширять кругозор, знания детей о писателях родного края;развивать цветовосприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; совершенствовать умения в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве
Речевое развитие Воспитание интереса и любви к чтению. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества Познакомить детей с произведениями Никитина Сергея Константиновича. Активизировать и обогатить словарь детей; совершенствовать слуховое внимание.
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
Формировать умение выполнять пересказ прочитанного; делать небольшую инсценировку прочитанного отрывка
Изменение образовательной среды
Центр развития Предметы (деятельность)
Педагоги Дети, семья Наблюдение за деятельностью детей
Центр книги Никитин Сергей Константинович «Приключение елочных игрушек»; Симонов Иван Алексеевич «Охотники за сказками», Басова Людмила Дмитриевна «Зойка и Пакетик» Баранова Светлана Игнатьевна «Королевские розы», Басова Людмила Дмитриевна «Слова на снегу»; Карышев Альберт Иванович «Есть капитаны!» Рассматривание иллюстраций
Центр творчества Создание образцов для ИЗО деятельности, картинки-подсказки «Как нарисовать животного» Раскраски с героями сказок (раскрашивать, выполнять задания со штриховками) Рисуют, раскрашивают, лепят и выполняют аппликацию
Центр двигательной активности
Центр познания Портреты Владимирских писателей и краткая биография, иллюстрации к сказкам, наглядный материал к НОД Книги Владимирских писателей Рассматривают иллюстрации, знакомятся с Владимирскими писателями и совместно с родителями читают произведения, с которыми не успели познакомиться в рамках проекта
Центр игры Атрибуты и костюмы к сюжетно-ролевой игре (шапка, маски и т. д.) Атрибуты и костюмы к сюжетно-ролевой игре (шапка, маски и т. д.) Дети играют в сюжетно-ролевые игры, используя предложенные атрибуты и костюмы, как в саду, так и дома
Центр конструирования Чертежи и схемы-подсказки для конструктивной деятельности; мозаика Математический пенал, малый настольный деревянный конструктор постройка землянки, самостоятельное конструирование по прочитанным произведениям
Познавательно-исследовательская деятельность
Путешествие по сказке «Огонек», рассматривание иллюстраций, портретов
Игровая и двигательная деятельность
Игра-викторина «Почемучка», Подвижная игра «Лиса и тетерев», «Вот собачка Букварь», дидактическая игра «Сложи правильно», словесная игра «Узнай по описанию»
Игра-драмматизация «Что чует собака?»
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Конструирование
Конструирование землянки по сказке «Просторный день», самостоятельное конструирование по сказкам, с использованием различных видов конструктора, мозаика
Восприятие художественной литературы
Чтение сказок Никитина С. К. ,
Заучивание диалога для игры-драмматизации «Что чует собака?»
Создание иллюстрированной книги
Изобразительная деятельность
Рисование по сказке «Букварь», аппликация по сказке «Серый денек», лепка (коллективная работа) по прочитанным сказкам, раскрашивание раскрасок
Коммуникативная деятельность
Беседа на тему «Знакомство с творчеством писателей Владимирского края», беседы по прочитанным сказкам
Предполагаемые результаты:
1. Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
2. Активное участие родителей в реализации проекта.
3. Популяризация семейного чтения.
4. Развитие интереса к литературе родного края, творчеству Владимирских писателей.
5. Формирование умения инсценировать произведение или отрывок из него.
6. Развитие коммуникативных способностей детей,умения договариваться, помогать друг другу.
7. Формирование системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Диагностика:
Подготовительный этап начался с мониторинга результатов по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» детей старшей группы по «Речевому развитию» - раздел «Приобщение к художественной литературе», через знакомство с произведениями писателей Владимирского края
Параметры определения знаний художественной литературы по сказкам Владимирских писателей у детей старшего дошкольного возраста 2021г.
Уровень развития Начало
проекта
- Имеют предпочтение в литературных произведениях, называют некоторых писателей, могут выразительно и последовательно рассказать небольшую сказку
-Драматизируют небольшие сказки, относительно точно пересказывают литературные произведения
-Поддерживают беседу, высказывают свою точку зрения
низкий
15чел – 71%
средний
высокий
5чел – 24%
1чел – 5%
Результаты мониторинга показали, что не все дети имеют предпочтение в литературных произведениях, называют некоторых писателей, могут выразительно и последовательно рассказать небольшую сказку
Параметры определения знаний художественной литературы по сказкам Владимирских писателей у детей старшего дошкольного возраста 2021г.
Уровень развития Окончание
проекта
- Имеют предпочтение в литературных произведениях, называют некоторых писателей, могут выразительно и последовательно рассказать небольшую сказку
-Драматизируют небольшие сказки, относительно точно пересказывают литературные произведения
-Поддерживают беседу, высказывают свою точку зрения
низкий
3чел – 14%
средний
высокий
11чел – 52%
7чел – 34%
Результаты повторного мониторинга свидетельствуют о положительной динамике изменений, происходящих в приобщении детей к художественной литературе писателей родного края. Итак, мы видим, что дети стали больше интересоваться книгами писателей Владимирской области, внимательно слушают и пересказывают художественные произведения этих писателей, поддерживают беседу, активно высказывают свою точку зрения.
Заключение
• По окончании проекта у детей и родителей повысился интерес к литературе писателей родного края
• Дети познакомились с новыми писателями и их произведениями
• У детей формируется эмоционально- доброжелательное отношение к людям ближнего окружения.
• Улучшился эмоциональный климат в группе.
Прогноз возможных последствий и способы их коррекции
Негативные последствия Способы коррекции
При подготовке к проекту, столкнулись со следующими трудностями: ограничен доступ к литературе писателей родного края (не выдают на руки) в библиотеках; нехватка иллюстраций по данным произведениям Выход нашли в том, что приобщили к проекту родителей воспитанников (создавали иллюстрации к сказкам, совместно с детьми)
Затронули интернет ресурсы
Список используемой литературы
1. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. – 2-е изд. -М. : Просвещение,2005г
2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : Т Ц «Сфера», 2001
3. Никитин С. К. «Приключение елочных игрушек», 1957г. Первое издание
4. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика – Синтез,
5. Симонов И. А. «Охотники за сказками». – изд. : «Молодая гвардия», 1960г.
Приложение 1
Консультация для родителей
«Роль сказки в жизни ребенка»
Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем обычную взрослую речь.
Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал.
Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.
Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка.
С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы.
Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению.
В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает.
Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней.
Книжки с картинками мешают слушать сказки. Ведь художник видит всё иначе, чем ваш ребёнок. Обязательно надо читать заключительную фразу, это разделит сказки друг от друга. Если читать сказки с хорошей дикцией, чётко выговаривая все звуки, вы обойдётесь без визитов к логопеду.
Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению.
Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок представляет себя положительным сказочным героем.
Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать его поведение.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направленно на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка.
Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
Приложение 2
Анкета для родителей
Приобщение детей к чтению
Уважаемые родители!
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге, открытия в ребенке "таланта читателя". Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения.
Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
Ваши Ф. И. О. ___
Ф. И. О. ребёнка ___
1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?
а) да (почему) ___
б) нет (почему) ___
2. Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме детского чтения?
а) да;
б) нет.
3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это:
а) литература, интересующая всех членов семьи или её часть;
б) обсуждение прочитанного всей семьей или её частью;
в) чтение вслух для всех членов семьи;
г) когда все члены семьи заняты чтением;
д) другое.
4. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете?
а) да, периодическую литературу (журналы, газеты, познавательную литературу, художественную литературу (нужное подчеркнуть).
б) нет.
5. Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?
а) да, ежедневно, несколько раз в неделю, когда просит ребёнок, когда есть время (подчеркните нужное, другое (что именно) ___
___
б) нет, не хватает времени, моему ребёнку это не интересно, не вижу в этом необходимости (подчеркните нужное, другое (что именно) ___
___
6. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?
а) мать;
б) отец;
в) другие члены семьи (указать кто) ___
г) все вместе.
7. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?
а) да, после каждого чтения;
б) не всегда;
в) нет.
8. Читаете ли Вы с ребёнком произведения для длительного чтения? Если да, то какое последнее произведение Вы прочитали?
а) да,.
б) нет.
9. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?
а) сказки;
б) стихи;
в) литературу о природе;
г) энциклопедии, книги познавательного содержания;
д) нет определенных предпочтений.
10. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребё нка:
___
___
___
11. Знает ли Ваш ребёнок имена поэтов и писателей? Если да, то перечислите, каких:
а) да, ___
б) нет.
12. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи.
а) да, ___
___
___
б) нет.
13. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку? Если да, то указать в какую:
а) да,.
б) нет.
14. Рассказывает ли Ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?
а) да, очень часто;
б) да, иногда;
в) очень редко;
г) никогда.
15. Вы считаете, что чтение – это:
а) хорошее средство развлечения, время препровождения;
б) полезное занятие;
в) Ваш вариант.
16. Как Вам кажется, правы ли те, кто считает семейной чтение ценностью национальной культуры?
а) да, эта точка зрения совпадает с моим мнением;
б) нет, я считаю это преувеличение;
в) затрудняюсь ответить.
17. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?
а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;
б) когда как;
в) нет, книгу ничто не заменит.
18. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?
а) в дошкольном возрасте;
б) в школе;
в) затрудняюсь ответить.
19. Ваши просьбы, пожелания воспитателям по организации детского чтения в группе ___
___
___
Спасибо за искренние ответы!