Эртман Екатерина
Проект «Весёлая логоритмика» для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Весёлая логоритмика
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Умка»
Проект «Весёлая логоритмика».
Вид проекта : познавательно – речевой, творческий, долгосрочный
ФИО автора, должность:
Эртман Екатерина Алексеевна,
учитель-логопед,
высшая квалификационная категория
г. Вельск
2024 г.
Актуальность
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Логопедия. Работа логопеда
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2024
С каждым годом растет количество детей с различными отклонениями в речевом развитии. У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Отмечаются стойкие ошибки в произношении звуков, в нарушении слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Эти нарушения служат серьезным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.
Наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений большую положительную роль играет логопедическая ритмика (логоритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки.
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя.
Поиск эффективных методов и приёмов, способствующих коррекции речевых нарушений привёл к решению – применить в работе с детьми элементы логоритмики.
Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мус-кулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.
Стихотворная форма логоритмических упражнений помогает дошкольникам легче преодолеть трудности произношения звуко – слоговых сочетаний, позволяет снять мышечное напряжение, координировать движение со словом, что способствует речевому развитию ребёнка.
Цель проекта : развитие речевой активности посредством использования элементов логоритмики.
Метод логоритмики является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках логоритмических упражнений решать коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные задачи. Логоритмические упражнения составлены с опорой на лексические темы и имеют принцип игрового обучения.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- формировать умение составлять предложения с опорой на наглядность;
- активизировать и расширять словарный запас по лексическим темам;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
-развивать речевое дыхание;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать чувства ритма, способность ощущать в движениях и речи ритмическую выразительность;
- развивать координацию движений и моторных функций;
- развивать память, фантазию, творческие способности;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать выразительность движений, умение согласовывать речь с движением и музыкой;
- воспитывать самоконтроль за речью;
- формировать навыки самостоятельности, инициативности, сотрудничества;
Вид проекта : коррекционный, познавательно-речевой, творческий.
Участники проекта : учитель-логопед, обучающие группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи «Фантазёры», музыкальный руководитель.
Срок реализации проекта : долгосрочный (октябрь - май).
Предполагаемые результаты:
1. Развитие темпа, ритма, умения сочетать движения и речь.
2. Развитие творческого потенциала, познавательной и психомоторной активности ребенка посредством элементов логоритмики.
3. Создание картотеки логоритмических упражнений по лексическим темам.
4. Повышение речевой активность детей в участии тематических праздниках совместно учителя – логопеда и музыкального руководителя.
5. Создание презентаций проведённых мероприятий.
Этапы работы над проектом
1 этап -
Подготовительный
(информационно - аналитический) 1. Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта (октябрь).
2. Изучение методической литературы по теме проекта (октябрь).
3. Изучение и анализ инновационного опыта педагогов (октябрь, ноябрь).
4. Систематизация материалов программно-методического обеспечения, создание условий для реализации проекта (октябрь, ноябрь).
5. Составление перспективного плана мероприятий проекта (октябрь).
2 этап – основной (практический) 1. Сбор и изучение информации (поиск информации с обучающимися в сети интернет) (октябрь - май).
2. Реализация плана мероприятий проекта.
3 этап – заключительный
(контрольно – диагностический) 1. Консультации для родителей о значимости использования логоритмики
как средства коррекции речи у детей.
2. Итоговые мероприятия совместно с музыкальным руководителем:
- «Праздник осени»;
- «Новый год у ворот»;
- «Веснянка».
План мероприятий по реализации проекта :
1. Организационно-подготовительный
Мероприятие Цель Срок реализации
Постановка цели и задач, составление плана работы Определение актуальности и значимости проекта октябрь
Подбор и изучение литературы по теме проекта Изучение литературы по теме проекта
Октябрь
Публикация видео отчета в группе в ВК Оформление материалов деятельности Каждую пятницу
2. Основной
Мероприятие Цель Срок реализации
Логоритмические упражнения, соответствующие лексическим темам:
«Фрукты» «Насекомые»
«Перелётные птицы»
«Ягоды и грибы» «Лес осенью»
«Домашние животные» Достижение цели проекта через лексические темы, соответствующие тематическому планированию Сентябрь, Октябрь 2024 г.
Логоритмические упражнения, соответствующие лексическим темам:
«Домашние животные»
«Дикие животные наших лесов»
«Одежда. Обувь. «Головные уборы»
«Мебель»
«Посуда» Достижение цели проекта через лексические темы, соответствующие тематическому планированию Ноябрь 2024 г.
Логоритмические упражнения, соответствующие лексическим темам:
«Зима. Зимующие птицы»
«Транспорт»
«Профессии»
«Новогодний праздник» Достижение цели проекта через лексические темы, соответствующие тематическому планированию Декабрь 2024 г.
Логоритмические упражнения, соответствующие лексическим темам:
«Труд зимой в городе»
«Орудия труда и техника»
«Бытовая техника дома» Достижение цели проекта через лексические темы, соответствующие тематическому планированию Январь 2025 г
Логоритмические упражнения, соответствующие лексическим темам:
«Животные жарких стран»
«Комнатные растения»
«Защитники Отечества»
«Аквариумные рыбы и пресноводные
«Животный мир морей и океанов» Достижение цели проекта через лексические темы, соответствующие тематическому планированию Февраль 2025 г
Логоритмические упражнения, соответствующие лексическим темам:
«Наша Родина – Россия. Москва – столица России»
«8 Марта»
«Вельск – южная столица Архангельской области»
«Ранняя весна»
«Русские народные сказки» Достижение цели проекта через лексические темы, соответствующие тематическому планированию Март 2025 г
Логоритмические упражнения, соответствующие лексическим темам:
«Творчество Г. Х. Андерсена»
«Творчество Н. Н. Носова»
«Творчество А. С. Пушкина»
«Перелётные птицы весной»
«Насекомые»
Достижение цели проекта через лексические темы, соответствующие тематическому планированию Апрель 2025 г
Логоритмические упражнения, соответствующие лексическим темам:
«9 Мая – День Победы»
«Школа. Школьные принадлежности» Достижение цели проекта через лексические темы, соответствующие тематическому планированию Май 2025 г
Работа с родителями.
Консультации для родителей о значимости логоритмики для общего и речевого развития детей Работа с родителями :
- Оформление информационных стендов для родителей, подготовка материалов для заучивания текстов дома.
Повышение уровня
компетентности
родителей в вопросах
использования
логоритмических
упражнений
Ноябрь, февраль.
В течение года
3. Заключительный
Мероприятие Цель Срок реализации
Итоговые мероприятия совместно с музыкальным руководителем:
- «Праздник осени»;
- «Новый год у ворот»;
- «Веснянка».
Использование элементов логоритмики на интегрированных занятиях. Октябрь, декабрь, март
Картотека логоритмических упражнений Создание картотеки логоритмических упражнений Октябрь - май
Образовательные результаты
При включении элементов логоритмики решаются задачи развития просодической стороны речи:
- развития речевого дыхания,
- плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы,
- развитие различной силы выдыхания,
- развитие голоса с постепенной сменой силы голоса,
- развитие темпа, ритма и интонации голоса.
Использование элементов логоритмики способствовало развитию речевого дыхания, подвижности артикуляционного аппарата, развитию чувства ритма, развитию способности ощущать в движениях и речи ритмическую выразительность, развитию интонационной выразительности, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, формированию быстроты реагирования на смену движений, активизации речевой деятельности.
Список литературы:
1. Анищенкова Е. С., Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников.
М. -АСТ, 2008 - 60 с.
2. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб. ; Детство-пресс, 2014г.
3. Киселевская Н. А. «Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми»- ТЦ СФЕРА-2004г.
4. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
5. Картушина М. Ю., Конспекты логоритмических занятий для детей 5-6 лет М. «ТЦ
СФЕРА»,2009 г.
6. Нищева Н. В., Гришаева Л. Б. Новые логопедические распевки, музыкальная
пальчиковая гимнастика, подвижные игры. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО ПРЕСС», 2018 г.
7. Новиковская О. А. – Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях.
– СПб. : 2005 г.
8. Судакова Е. А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» СПб. ; Детство-пресс, 2013г.
9. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб. ; Детство-пресс, 2014г.
10. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва, 1997г.
11. Интернет-ресурсы – подбор музыки