Анна Жучкова
Проект «Веселый пластилин»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Волшебный пластилин"
Актуальность темы : Известные педагоги В. А. Сухомлинский, Б. М Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители.
Темочки:
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Проекты
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Проект направлен на развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности, конструированию. Может реализовываться в любой группе, начиная с трех лет.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был разработан проект художественной направленности “Я рисую пластилином”– основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов. Чтобы больше времени уделять разработанному проекту, я решила вести в своей группе во второй половине дня занятия по пластилинографии, которые дают возможность всестороннего развития ребенка.
Цель проекта :
Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи проекта :
• Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, развивать изобразительную деятельность детей (ОО «Художественное творчество»);
• Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
• Учить работать на заданном пространстве;
• Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию (ОО «Коммуникация»);
• Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета (ОО «Познание»);
• Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
• Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
• Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах (ОО «Социализация»);
• Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер (ОО «Здоровье», «Физическая культура»);
• Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО «Чтение художественной литературы»);
• Развивать сюжетно – игровой замысел;
• Развивать интерес к процессу и результатам работы;
• Развивать интерес к коллективной работе
Структура проекта :
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определённые задачи.
№ ЭТАП Задача перед ребёнком.
1. Подготовительный – Освоить прием надавливания.
– Освоить прием вдавливания.
– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
– Освоить правильную постановку пальца.
– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
– Научиться работать на ограниченном пространстве
2. Основной – Научиться не выходить за контур рисунка
– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
– Использовать несколько цветов пластилина
– Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
– Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
– Научиться доводить дело до конца
– Научиться аккуратно, выполнять свои работы
– Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
– Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
– Научиться действовать по образцу воспитателя
– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3. Итоговый – Самостоятельно решать творческие задачи.
– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
– Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств – к концу проекта дети :
* Реализуют познавательную активность.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
* В интересной игровой форме обогащают свой словарь.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
* Знакомятся с художественными произведениями:
стихами, потешками, пальчиковыми играми.
* У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
* Развивают сенсорные эталоны.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
* У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях по пластилинографии происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
* Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Реализация проекта :
В первую очередь был проведен ряд пробных занятий «Волшебный пластилин», на которых дети познакомились с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем. По этим результатам составлен перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях происходило знакомство детей с пластилинографией, как способом рисования пластилином, ее особенностями, инструментами, простейшими технологическими приемами. Им давалась возможность поиграть с пластилином : потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о пластилине. Сначала дети учились лепить и украшать простейшие образы (силуэты) нарисованные на картоне. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста (3-4года, разработанный воспитателем Быковой Светланой Александровной
Неделя Тема Цели
Октябрь
1-я "Волшебный пластилин» («Поиграйка») Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования : раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем.
2-я "Украсим кукле платье» Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.
Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.
3-я "Солнышко» Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе.
4-я "Осенние листочки» Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний листочек. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывание от целого куска, скатывание пластилиновых комочков, работа по контуру.
Ноябрь
1-я "Наливное яблоко» Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии – вливания одного цвета в другой.
2-я "Гусеница» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания). Диагностика по изо – деятельности (лепка).
3-я «Листопад» Учить приёму - размазывания (в разных направлениях).
Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.
Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
Развивать мелкую моторику пальцев.
4-я "Елочка»" Развивать умение создавать выразительный и интересный образ знакомых предметов (елочка, продолжая знакомить детей с приемом раскатывания. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество.
Декабрь
1-я "Снеговик» Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания. Развитие мелкой моторики рук. Развитие эстетического умения – украшения своей работы (шубки снеговичка) пластилином разного цвета.
2-я «Снежинки – холодинки» Беседа с детьми о зиме. Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилина.
3-я "Снеговик» Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии.
Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур.
Развивать согласованность в работе обеих рук.
4-я "Новогодняя открытка» Создавать лепную картинку с выпуклым изображением. Развитие творческого воображения детей при украшении елочки, снеговика. Развитие мелкой моторики рук.
Январь
1-я «На участке – снегопад (деревья под снегом)» Расширение представлений о зиме, закрепление зимних признаков. Формирование интереса детей к зимним явлениям (снегопад, рассматривание деревьев на участке после снегопада, изображение их посредством приемов пластилинографии.
2-я "Колобок» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). Поощрение инициативы детей украсить знакомый образ, развитие мелкой моторики рук.
3-я «Лесенка для Поиграйки» Формировать интерес к окружающим нас предметам. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие, в своей работе пытаться передать характерные особенности лесенки. Попытаться вызвать у детей эмоциональный отклик - оказание помощи персонажу, путем прочтения литературного произведения, стихотворения.
Февраль
1-я «Как жирафик Кузя шарфик потерял» Беседа о том, как прошли зимние каникулы (в том числе о зоопарке, цирке). Рассматривания картинки с изображением жирафа – выделение индивидуальных особенностей с использованием поисково – аналитической деятельности («Почему?», «Зачем?»). Обыгрывание ситуации с пропажей шарфика, оказание помощи Кузе – с помощью раскатывания колбасок каждый делает своему жирафику шарфик, с помощью приемов отщипывания придают животным фактуру (пятнышки на теле). Формирование навыков самостоятельной работы.
2-я «А облака, будто белые лошадки» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа (облако) посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания, продолжать знакомить с приемом вливания одного цвета в другой.
3-я «Вазочка» Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления об окружающих предметах домашнего обихода. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие, в своей работе пытаться передать особенности разных вазочек, их строение (силуэты на выбор предлагаются воспитателем). Самостоятельность в выборе цвета материала.
4-я «Зайка» Обобщение представлений о жизни диких животных зимой. Рассматривание картины с изображением зайца, особенности внешнего вида. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество, побуждать детей самостоятельно подбирать нужный цвет, сопоставлять размер (длинные уши, развивать мелкую моторику рук.
Март
1-я «Цветы для мамы» Беседа о наших мамах, о празднике 8 марта. Развитие мелкой моторики рук, упражнение в создании знакомых образов известными приемами пластилинографии.
2-я «Подводное царство» Учить детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки.
Закреплять умение детей способом размазывания создавать вертикальные линии сверху вниз, создавая водоросли в аквариуме.
Закреплять умение детей способом надавливания создавать камешки в аквариуме.
Развитие мелкой моторики рук.
Учить доводить дело до конца.
3-я «Набухают почки – распускаются листочки» Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие – веточки дерева, в своей работе пытаться передать характерные особенности, строение (ствол, толстые и тонкие ветки, скатывать комочки (почки, размещать их по всему дереву. Поощрять самостоятельность в правильном выборе цвета материала.
4-я «Веселый зонтик» Беседа о весне. Формирование интереса к весенним явлениям – капели, таянию снега. Продолжать воспитывать у детей умение создавать знакомый образ посредством знакомых приемов пластилинографии.
Апрель
1-я «Улитка» Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, познакомить детей с приемом лепки заданного образа – сворачивании (скручивании) колбаски, развитие инициативы, творческих проявлений при оформлении работы.
2-я «Домик для цыпленка» (яичко к празднику). Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии, развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, размазывании, работе внутри контура, развитие эстетического вкуса при оформлении работы.
3-я «Паук Пафнутий» Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, насекомых. Рассказывание одноименной сказки – крошки В. Кротова. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином : отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие - ножки, прием размазывания внутри контура. Развитие детского творчества.
Май
1-я «Конфетки» (коллективная работа) Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии – вливания одного цвета в другой, чтение сказки – крошки В. Кротова «Конфетный кактус». Изготовление конфетного дерева из пластилиновых конфет. Приветствуется фантазирование, творчество.
2-я «Божья коровка Пятнашка» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Чтение одноименной сказки – крошки В. Кротова. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания, закрепление умения работать по контуру.
3-я Свободная тема по желанию (выбору) детей. Закрепление умений и способов работы с пластилином в технике пластилинография. Диагностика по изо - деятельности (лепка).
На каждом занятии перед ребенком ставилась новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходило на последующих занятиях.
Занятия целиком проходили в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
В средней группе мы знакомимся с правилами выполнения рисунка из пластилина, изучаем и закрепляем разнообразные техники:
• Легкое размазывание одного цвета пластилина на другом, на границе их соединения (по Г. Н. Давыдовой)
• Рисование пластилиновыми комочками
• Пластилиновая живопись
(по Г. Г. Григорьевой)
• Рисование картин пластилиновыми жгутиками По Н. А. Цирулик и Т. Н. Просняковой
При разработке данного проекта отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Были написаны конспекты занятий. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Поддержка ребенка в деятельности с учетом его индивидуальных особенностей и интересов
Во время самостоятельной деятельности педагогу следует выбирать место рядом с теми детьми, которые более всего нуждаются в поддержке. Мальчики не менее успешны в этой деятельности. Успех вызывает у детей потребность повторить удовольствие, связанное с напряжением ума и чувств в процессе решения посильной для него задачи. Благодаря успехам, ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе, стремиться к содержательному общению, оказать помощь сверстнику. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности. На занятии по лепке не нужно добиваться конкретного результата: «слепи именно то или именно это» - ни в коем случае. Нужно терпеливо относиться к ошибкам детей, демонстрировать оптимистическое отношение к ошибкам. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Поддерживать и помогать в приобретении собственного опыта. Важно в ситуации взаимодействия со всей группой, найти время на индивидуальное общение с каждым ребенком.
Организация и развитие предметно-развивающей среды
Предметно-развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка. Эстетическая развивающая среда активизирует творческую деятельность детей и формирует эстетическое отношение к окружающей действительности. Так появились веселые детские работы (выполненные в различных техниках рисования пластилином) по сказкам, портреты забавных зверушек, волшебные цветы которые украсили интерьер группы. Эти поделки привлекали внимание детей, побуждали их высказывать свои эмоции, чувства. Многие работы неоднократно участвовали в различных конкурсах. Во время занятий по пластилинографии дети работают за одним большим столом, это объединяет, дает возможность видеть результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную потребность детей в процессе творчества.