Лилия Кинаш
Проект «Весёлые нотки»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Тип проекта:
творческий, коллективный, долгосрочный.
Автор проекта:
музыкальный руководитель Кинаш Лилия Николаевна.
Участники проекта:
воспитатели, воспитанники подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации проекта:
6 месяцев (сентябрь - март).
Цель:
Познакомить детей с основами музыкальной грамоты.
Темочки:
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Задачи:
1. Пополнять и совершенствовать запас знаний, умений и навыков обучения грамотности и музыкальной культуре.
2. Познакомить с новыми музыкальными терминами, понятиями, с музыкальными инструментами, используя современное оснащение предметно-развивающей среды музыкального зала.
3. Совершенствовать такие качества личности как дисциплинированность, выдержка, инициатива, самостоятельность.
4. Активизировать творческое мышление, воображение, фантазию детей.
5. Побуждать к импровизации.
6. Развивать музыкальный слух, творческие способности, эмоциональную восприимчивость детей.
7. Воспитывать ценностное отношение к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам.
8. Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
9. Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.
10. Совершенствовать стиль партнерских отношений с родителями воспитанников, создавая условия для благоприятного взаимодействия.
Актуальность проекта:
Значение музыкального образования детей неоспоримо. Лучшие образцы классической и современной музыки во всех жанрах способствуют формированию духовных ценностей человека.
Музыка звучит сейчас повсюду. Но, как ни парадоксально, доступности и простоты в овладении музыкальным языком нет. Формулировки теоретических понятий трудно заучиваются детьми, не вызывают интереса к музыке, а порой отбивают у малышей всякое желание овладеть музыкальной грамотой. Эти наблюдения навели нас на следующую мысль: необходимо обучать детей музыке в доступной их возрасту форме, а именно придумать игры со сказочными музыкальными сюжетами, где главные герои – Ноты, музыкальные Знаки, Феи. Детям очень понравилось играть в придуманные игры-сказки, и освоение музыкальной грамоты для них уже не казалось трудным и скучным делом, а стало интересным процессом. Наши музыкальные занятия превратились в увлекательные путешествия по просторам музыкальных знаний и приносили детям радость творчества и вдохновения. Обобщив опыт работы, музыкальным руководителем была разработана авторская методика по обучению детей дошкольного возраста нотной грамоте, основанная на синтезе звука, цвета, художественного слова, движения и интеграции образовательных областей, которую использовали в проекте «Весёлые нотки».
Считаем, что, реализуя данный проект совместно с воспитателем и родителями подготовительной группы, используя современное оснащение предметно-развивающей среды музыкального зала, через цветовую гамму, игровую деятельность и детское творчество мы максимально облегчим и ускорим процесс освоения музыкального языка и овладения нотной грамотой. Подключение цветной гаммы мощно стимулирует развитие образного мышления. Цветные ноты позволяют быстрее воспринять музыкальную мысль композитора и выразить свою, что является первым шагом к сочинению музыки и творческой импровизации.
Наш проект «Весёлые нотки» должен помочь детям войти в волшебный мир музыки, развить их музыкальность и художественный вкус, творческие способности, обогатить духовный мир ребенка и сделать его музыкально образованной личностью.
В. А. Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок».
В процессе реализации проекта «Весёлые нотки» у детей появится устойчивый интерес к музыке, изобразительному искусству, декламации, пластике. Этот интерес в дальнейшем будет являться мотивацией для продолжения обучения и помощью в раскрытии творческого потенциала детей, что даст возможность для успешной реализации личности в социуме.
Предполагаемый результат:
1. Повышенный уровень музыкальной грамотности и культуры детей, педагогов и родителей.
2. Устойчивый интерес детей к различным формам музыкальной деятельности.
3. Проявление творческого самовыражения.
4. Продуктивное творчество педагогов, родителей, детей.
5. Компетентность и профессионализм педагогов в музыкальной деятельности.
6. Заинтересованность и взаимодействие родителей, детей, педагогов в процессе музыкально - эстетического воспитания.
Продукт проектной деятельности:
1. Образовательная деятельность в подготовительной группе № 8 по теме «Весёлые нотки».
2. Презентации: «Где живут ноты?», «Весёлые нотки».
3. Выставка творческих работ мам «Мамины руки не знают скуки».
4. Праздник, посвящённый 8 Марта «Нотный бал».
Форма проведения итогового мероприятия:
Праздник, посвящённый 8 Марта «Нотный бал».
Этапы проекта:
I.Подготовительный этап
(Информационно – накопительный):
1. Определение темы проекта.
2. Мониторинг детей и родителей.
3. Организация и подготовка работы с родителями воспитанников, сотрудниками.
4. Подбор музыкальных произведений для слушания и исполнения.
5. Составление перспективного плана реализации основного этапа проекта.
6. Подбор художественной литературы, музыкальных произведений,
наглядного и раздаточного материалов (иллюстрации, фотографии).
7. Разработка сценариев мероприятий.
8. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактических игр, сюжетно - ролевых игр.
9. Изучение нового технического оснащения предметно - пространственной развивающей среды музыкального зала.
10. Подготовить презентации: «Весёлые нотки», «Где живут ноты?», «Нотный бал».
II. Основной этап:
(Организационно – практический).
Реализация проектной деятельности.
Социально – коммуникативное развитие.
Беседы по темам: «Нотная грамота», «Музыкально – выразительные средства: настроение, темп, динамика, тембр», «Что такое оркестр?», «Композитор, исполнитель, слушатель», «Профессии: дирижёр, музыканты-исполнители», «Мама», «Няня», «Бабушка».
Познавательное развитие.
Музыкально – дидактические игры: «Музыкальные ноутбуки»
«Песня-танец-марш», «Угадай мелодию», «Подбери картинку к музыке», «Подбери слова к музыке», «Весёлые нотки», «В гостях у феи Домисольки», «Музыка в сказках, стихах и картинках»
«Отгадай загадки».
Отгадывание ребусов – загадок «Необычные загадки на нотном стане растут». [/b]
Показ презентаций, иллюстраций, слайдов.
Мультфильмы: Цикл развивающих мультфильмов «Шишкина школа»: «Звуки», «Высота звуков», «Ноты», «Длительности нот», «Темп», «Ритм», «До, ре, ми», «Смешарики. Учим ноты». Видео клипы песен: «До, ре, ми, фа, соль» муз. А. Островского; «Моя мама» муз. И. Крутого; «Тюльпаны», «Милым женщинам с 8 Марта,.»; «Песня о маме»; «Мама дорогая» ; «Песня про бабушку»; «Что же маме подарить на 8 марта?»; «Косички»; «Ох, Серёжка».
Музыкально – литературные гостиные: «Материнская любовь и нежность в творчестве художников»; «Где живут ноты?», «Весёлые нотки».
Речевое развитие.
Чтение художественной литературы: «Сказка о мудрой сове», «Сказка про муху», «Сказка о кошке Мурке и мышке норушке», «Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино», «Сказка о нотах»
«Сказка про кота», «Сказка про петушка», «Дружная семья», «Два брата», «Путешествие по волнам». Заучивание наизусть сказки «Нотки знают, где живут». «Нотный дом» (Нотная грамота в стихах).Прослушивание сказки «Путешествие в волшебную страну под названием Звукландия. Путешествие в город Нотоносец».Разучивание стихотворений: «Разные звуки», «Шутка».«Я учу нотную грамоту. Приключения нот и музыкальных знаков».
Художественно – эстетическое развитие.
Рисование: «Нотная грамота»; «Весёлые нотки»; «Мама»
«Куклы».Тетради-раскраски,
Лепка: Барельефная лепка «Цветы для мамы».
Аппликация:«Каллы» - аппликация с использованием нетрадиционного материала (ватные диски, соломка для коктейлей).
онструирование, художественный труд: Коллективная работа детей с использованием нетрадиционного материала (разноцветные макаронные изделия).
Панно «Букет для мамы».Изготовление украшений для мам и бабушек «Бусы из цветных макаронных изделий».
Музыка:
Плановое проведение интегрированных музыкальных занятий на темы: «Путешествие в город Нотоносец», «Путешествие в город Мастеров», «Путешествие в город Оркестр», «Путешествие в Играй – город».
Элементарное музицирование:Игра на «Музыкальных ковриках»
на звуковом оборудовании «Саундбим»
на детских музыкальных инструментах.
Разучивание песен:«Фраки - бабочки», «Мамина улыбка», «Что же маме подарить на 8 марта?», «Милая, любимая мамочка моя», «Я - модница», «Самые прекрасные»,«Косички», «Ох, Серёжка», «Про бабушку», «Поцелуем бабушку», «Нотные бусинки».
Слушание классической музыки: «Детский альбом» П. И. Чайковского: «Мама», «Нянина сказка».
Разучивание танцев: «Аты-Баты», «Я – модница»,«Золотые якоря», «Люблю тебя». Праздник, посвящённый 8 Марта «Нотный бал».
Игровая деятельность.
Сюжетно – ролевые игры: «Дирижёр и исполнители», «Мы – композиторы», «Мы – музыканты-исполнители», «Мы – художники».
Подвижные игры: «Музыка жестов», «Отгадай и покажи», «Укрась танец», «Генеральная уборка»
«Золушки и храбрые портняжки»
«Кто быстрей соберёт слово МАМА?».
Музыкально – ритмические игры: «Ритмический лабиринт», «Мажор – минор», «Ритмические змейки», «Знак молчанья покажи!».
Взаимодействие с семьёй: Выставка творческих работ «Мамины руки не знают скуки». Консультация «Нотная азбука для дошкольников». Беседа с родителями «Для чего нужна нотная грамота?». Выполнение творческих заданий совместно с детьми по разгадыванию необычных загадок, ребусов с использованием нот и нотного стана.
III.Заключительный этап:
Оформление паспорта проекта «Весёлые нотки».
Фотоотчёт и видеозапись мероприятия «Нотный бал».
Статья на сайте МКДОУ детский сад №8.
Подготовка презентации к защите проекта «Весёлые нотки».
Защита проекта.
Список литературы:
Бырченко Т. «С песенкой по лесенке».
Вейс П. «Ступеньки в музыку».
Девятова Т. Н. Программа «3вук - волшебник».
Королёва Е. «Музыка в сказках, стихах и картинках».
Ларионова Г. П. «Я учу нотную грамоту (для детей 4-6 лет). Приключения нот и музыкальных знаков».
Лазарев М. Л. «Цветоник».
Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве».
Тютюнникова,Т. Э. «Просто, весело, легко».