Оксана Кожанова
Проект «Весёлые пальчики»
▼ Скачать +Заказ
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Школа с углубленным изучением иностранных языков № 1373»
Проект «Весёлые пальчики»
Авторы проекта :
Учитель-логопед: Кожанова О. В.
Воспитатель: Горюнова С. А.
Москва. 2014
Цель проекта :
Повысить интерес у детей к пальчиковым играм, как средству развития речи, обогащения словаря по лексическим темам, развитию мелко моторики пальцев рук.
Публикация «Проект „Весёлые пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Актуальность выбранной темы:
Работая с детьми с диагнозом общее недоразвитие речи, мы отметили у них слабое развитие мускулатуры пальцев рук. А так как развитие речи тесно связано с мелкой моторикой, мы решили уделить пальчиковым играм больше внимания, разработав план реализации, который по нашему мнению будет способствовать повышению у детей интереса к пальчиковым играм. Если ребёнку что-то интересно, то процесс обучения идёт наиболее быстро и эффективно. Наши детки страдают нарушением внимания, зрительной памяти, у них бедный словарный запас, речь невнятная, они испытывают сложности в общении, поскольку не могут сформулировать свою мысль. Мы решили подготовить для них цикл игровых занятий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса в соответствии с лексическими темами, развитие связной речи, внимания, координации движений.
Творческое название проекта : «Весёлые пальчики».
Авторы:
Учитель-логопед Кожанова Оксана Вячеславовна;
Воспитатель высшей квалификационной категории Горюнова Светлана Александровна
СОШ с углубленным изучением иностранных языков № 1373 г. Москва ВАО
Возраст детей: 5-6 лет.
Тип проекта : годовой, групповой, творческий.
Реализация проекта.
Первое занятие. Ознакомительное.
Знакомство детей с ладошкой и пальцами на руке : закрепить название пальцев на руке.
• Пальчиковая игра «Моя семья» :
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я!
А это вся моя семья!
(Загибаются поочерёдно пальцы на одной руке, начиная с большого. На последней фразе – пальцы обеих рук сцепить в замок.)
• Рисование «рожиц» на пальцах.
1. Мизинец.
Так как мизинец – самый маленький пальчик, мы решили назвать его Мальчик с пальчик. (На палец надевается фигурка Мальчика с пальчика, сделанная из картона или связанная по принципу пальчикового театра).
Наш мизинчик горько плачет, (пальцы в кулачке, показываем мизинчик).
Безымянный говорит: (показываем по очереди все названные пальчики)
«Что всё это значит?»
Средний палец очень гордый разговаривать не хочет.
Указательный спросил: «Может кушать хочет?»
А большой бежит, бежит,
Тащит риса ложку,
Говорит: «Не плачь, малыш! На, поешь немножко!» («кормит» мизинчик, соединяем мизинчик и большой пальцы).
• Печатание мизинцем гуашью («Питон Каа», «Продолжи узор») Используется два контрастных цвета, печатание производится одновременно двумя руками.
Цель: Развитие координации обеих рук.
• Работа над образностью выражений на основе пословиц и поговорок:
Один в поле не воин.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
На одном месте и камень мхом зарастает.
Один ум хорошо, а два лучше.
Одна нога тут, другая там.
• Д/и «Один - много» (с опорой на картинки или с мячом).
Цель: Упражнять детей в образовании существительных единственного и множественного числа.
• Д/и «Великан и гномик».
Цель: Учить детей образовывать существительные с суффиксами –ищ,
-ик, -чк.
Пример: У великана не нос, а носище, не глаза, а глазища, не руки, а ручищи. У гномика не нос, а носик, не рот, а ротик, не руки, а ручки.
• Д/и «Кто кем (чем) был маленьким?»
Цель: Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Пример: цыплёнок был – яйцом, мама – девочкой, хлеб – зёрнышком и т. д.
2. Указательный и средний «Зайки».
(На ногтях больших пальцев рисуется носик гуашью, затем безымянный палец и мизинец загибаются к ладони, поверх них – большой палец, указательный и средний пальцы смотрят вверх) – это зайчики.
Скачет зайка косой под высокой сосной.
Под другою сосной скачет зайка другой.
(Указательный и средний пальцы рук вытянуть, мизинец, безымянный и большой пальцы прижаты к ладоням.)
Затем выполняются игровые упражнения:
• Д/упр. «Где зайки?»
Цель: Отрабатывать в речи детей употребление предлогов в, на, за, из-за, из-под, на.
• Д/и «Скажи наоборот» (с мячом).
Цель: Учить детей подбирать и употреблять в активном словаре слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Для этой игры можно использовать стихи.
• Составление слов из 2-х слогов из набора разрезных карточек: ма-ма, ка-ша, вед-ро, лож-ка и т. д.
Цель: Развивать слоговую структуру речи. Закрепить понятие «слово».
• Составление предложений из 2-х слов.
Цель: Учить детей составлять простые предложения из 2-х слов по картинкам. Закреплять понятия «слово», «предложение».
• Рисование одновременно в парах одной картинки.
Цель: Развивать умение работать в парах над одним делом, договариваясь в ходе работы друг с другом. Формирование коммуникативных навыков.
• ЗАЙЦЫ
(Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.)
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
“Вон человек с ружьём”
Двое закричали:
“Давайте убежим!”,
Двое прошептали
“Давайте помолчим!”,
Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!”
А двое вдруг спросили:
Он может сделать “Бах”?"
“Бах” - выстрелил охотник,
Хлопаем в ладоши.
Нажав ружья курок,
Бежим пальчиками по столу или коленям.
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.
3. Средний, безымянный и мизинец.
«Три поросёнка».
ПОРОСЯТА
(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
Мизинцы.
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
Безымянные.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
"Фонарики".
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
Средние.
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
Указательные.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
Большие.
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.
• Д/и «Назови семью животных».
Цель: Обогатить словарь детей по лексическим темам «Дикие животные» и «Домашние животные» названиями животных. Пример: бык-корова-телёнок; лис-лиса-лисёнок.
• Д/упр. «Напиши» букву»
Составление портрета букв из 3-х счётных палочек (М, А, П, С, К и т. д.)
• Д/и «Составь слово»
Цель: Обучение детей звуко-буквенному анализу.
Из карточек с буквами составить слова из 3-х букв (сок, мак, кит, кот).
• Д/и «Найди слово».
Цель: Учить детей подбирать существительное к словам-определениям с опорой на картинки. Используется игра «Лото «Подбери слово».
Пример: Красная, кожаная, женская (Сумка).
Деревянный, кухонный, обеденный (Стол).
4. Указательный, средний, безымянный, мизинец.
«Времена года»
Для пальчиковой гимнастики используются короткие стихи с имитацией движений по лексическим темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Овощи-фрукты».
• Составление описательный рассказов по картинам.
Цель: Учить детей описательному рассказу по картине с опорой на план. Упражнять в подборе определений к словам, обогащая структуру предложений.
• «Что сначала – что потом?»
Цель: Формировать умение составлять сюжетные рассказы по серии сюжетных картинок из 4 шт. Развивать логическое мышление, умение анализировать.
• Автоматизация звука [ч] в словах.
• Д/и «Лото «Времена года».
Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе, жизни животных и человека.
5. Все пальцы обеих рук «Ёжик».
Ёжик маленький замёрз (ладошки соединены, пальцы подняты вверх и переплетены между собой)
И в клубок свернулся (пальцы переплетены и согнуты)
Солнце ёжика согрело, (пальцы медленно разгибаются)
Ёжик развернулся! (пальцы переплетены и подняты вверх).
• «Расскажи сказку»
Цель: Закрепить названия знакомых детям сказок в соответствии с Программой. Формировать умение последовательно излагать свои мысли по тексту с опорой на схему.
• Д/упр. «Ладошка».
Используя данное упражнение можно активизировать в речи детей слова-определения и слова-действия, подбирая слова и загибая пальцы на руке.
Пример: день может быть пасмурным, осенним, холодным, солнечным, дождливым. (Подбор 5 определений.)
По аналогии выполняется подбор глаголов к словам.
• Д/и «Что изменилось?»
Цель: Развивать зрительную память, умение определять и называть исходное положение предметов.
5 предметов меняются местами.
• «Ёжик смотрится в зеркало».
Детям предлагается обвести свои ладошки на листе бумаги форматом А3, а затем раскрашивается одинаково.
Цель: Развивать глазомер, координацию пальцев обеих рук.
• П/и «Пятнашки».
Цель: активизировать в активном словаре детей существительные, прилагательные и глаголы по лексическим темам в соответствии с Программой.
На полу изолентой выкладываются классики до 5 клеток в длину и 3-4 рядов в ширину. Детям предлагается назвать слова-предметы или слова-определения по заданию логопеда, наступая на клетки. Выигрывает тот, кто быстрее всех назовёт слова по теме в количестве 5.
Для работы воспитателя с детьми в рамках проекта.
1. Печатание цифр в тетрадях в крупную клетку.
2. Графические упражнения в тетрадях «Продолжи узор», «Обведи по точкам», «Лабиринты», «Дорисуй половинки», «Расскрась по цифрам».
3. Состав числа в пределах 5 (упражнение «Фокусник»).
4. Беседы по темам: «Один дома» (безопасность в быту, «Три сигнала светофора» (закрепить знание основных сигналов светофора, правила перехода улицы).
5. Продуктивная деятельность:
-Рисование пальчиками («В мире животных» - отпечатки с дорисовыванием; «Ветка рябины», «Мухомор», «Забавные ладошки» - развитие фантазии).
-Лепка в технике пластилинографии «Осенний лист», «Подснежник», «Мой портрет», «Визитка».
-Аппликация (бумажные шарики) «Божьи коровки», «Деревья в парке», «Колобок – румяный бок».
-Ручной труд: пришивание пуговиц с 2-мя отверстиями «Яблоня», «Мухомор», «Снеговик», «Ветка вишни» и др.
-Работа с природным материалом: семена подсолнечника, арбуза, крупы.
6. Игры со счё тными палочками: «Нарисуй»» картину палочками», «Сложи картинку по образцу», «Преобразование фигур».
7. Прыжки на двух и одной ноге.
Отбивание мячам об пол двумя и одной рукой.
Игры с прищепками.
Работа с родителями.
- С родителями проведены консультации «Игры и упражнения для развития мелкой моторики», «Игры по развитию речи по дороге в детский сад».
- Создание совместных композиций из природного материала, картона и бумаги.
- Совместное рисование.