Людмила Изотова
Проект «Веб-шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Веб-шахматы»
1. АКТУАЛЬНОСТЬ
Правительство РФ уделяет колоссальное внимание вопросу популяризации шахматного образования, что отмечается в Программе развития шахмат в Российской Федерации на 2011-2018 годы. Ханты-Мансийский округ за сравнительно короткий срок вышел на первые позиции по развитию шахматного образования. Во время открытия 17 международного шахматного турнира имени Анатолия Карпова, проходившего в поселке городского типа Пойковском, Наталья Комарова сделала заявление о том, что наш округ переходит на всеобщее шахматное образование.
Публикация «Проект „Веб-шахматы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
В связи с этим одной из ключевых задач модернизации в системе образования является поиск, апробация и интеграция в образовательный процесс дисциплин, способствующих интеллектуальному развитию молодого поколения.
Большой опыт, накопленный во многих странах, позволяет считать шахматы одним из таких учебных предметов, так как шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта.
Экспериментально доказано, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.
Проект «WEB - Шахматы» раскрывает возможность включения шахматной деятельности в образовательный процесс муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №83 «Жемчужина».
Вице Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, выдвигая инициативу "Наша новая школа", подчеркнул, что к концепции четырех "И" (в которую входят институты, инвестиции, инфраструктура и инновации) следует добавить пятую составляющую - Интеллект.
Исследования наших ученых свидетельствуют, что шахматы являются мощным катализатором развития детского интеллекта.
Современное общество характеризуется большой насыщенностью компьютерами и широким распространением компьютерных технологий обработки информации, что дало основание для разработки методики обучения детей игре в шахматы с применением компьютерных технологий.
Проблемная ситуация заключается в противоречиях между исторически сложившимися традиционными, вербальными методами, и новыми, современными подходами развивающего обучения с использованием компьютерных технологий.
Объект проекта — процесс обучения игре в шахматы детей с применением компьютерных технологий, направленный на комплексное развитие интеллектуальных способностей и становление спортивных навыков и умений.
Предмет проекта — принципы, средства, методы, алгоритмы, авторские компьютерные программы, применяемые в процессе обучения начинающих шахматистов.
Цели проекта - обучении детей игре в шахматы с применением компьютерных технологий; анализ динамики роста шахматного мастерства, развития умственных способностей, спортивных умений и навыков детей.
Практическая значимость исследования.
Используемая методика обучения игре в шахматы с применением компьютерных технологий позволяет полнее и достаточно точно составить разного рода характеристики детей. Эта методика показала свою эффективность, что продемонстрировано некоторым улучшением успеваемости детей в школе, способствовала повышению мастерства в шахматной игре, успешному овладению основами информационных компьютерных технологий применительно к конкретным объектам.
Используются методические приемы и специфические шахматные тесты с применением компьютерных технологий для обучения игре в шахматы детей.
Предлагаются следующие основные положения:
1. Обучение детей игре в шахматы с применением компьютерных технологий:
- является действенным средством повышения успеваемости и отдельных интеллектуальных способностей - внимания, оперативной памяти, логического мышления и пространственного воображения;
- служит средством популяризации шахмат как вида спорта и становления спортивной квалификации детей.
- способствует гармоничному развитию личности.
2. Реализация отдельных принципов спортивной подготовки детей в процессе обучения и совершенствования приемов игры в шахматы с применением компьютерных технологий открывает возможность подготовки шахматистов-спортсменов четвертого разряда в сравнительно короткий период времени (один учебный год).
3. Методические приемы и специфические шахматные тесты, используемые в обучении детей, способствуют не только становлению и развитию знаний, умений и навыков игры в шахматы с применением компьютерных технологий, но и оказывают положительное влияние на общее развитие детей.
4. Комплекс социальных условий, являющийся составной частью этой методики, обеспечивает эффективность формирования всесторонне развитой личности.
В процессе обучения игре в шахматы с применением компьютерных технологий и, особенно, в целях развития интеллектуальных способностей детей, в программе предусмотрено выполнение следующих дидактических правил:
Однородность мыслительных операций. Упражнения подбираются таким образом, чтобы они способствовали формированию не только пространственного мышления, но и других групп мыслительных операций. Сформировав одну группу операций (например - ход конем, формируются новые группы операций (взятие фигур противника, решение шахматных задач
- мат в один ход тяжелыми фигурами, сочетания короля с различными фигурами в игре против одинокого короля и т. д.).
Постепенное усложнение. Подход постепенного усложнения условий оперирования образом на основе исходной, наглядной ситуации. Реализация этого правила: сначала упражнения выполняются с помощью
конструирования и использования моделей на компьютере. Затем - в качестве дидактического материала выступают диаграммы. После чего упражнение выполняется в абстрактной форме ("в уме").
Структурное усложнение объекта оперирования (увеличение количества фигур, усложнение позиции, запись протокола решения, анализ решения по записи).
Обеспечение спортивной направленности в обучении детей игре в шахматы с применением компьютерных технологий.
Спортивная направленность программы по обучению детей в игре в шахматы с использованием компьютерных технологий обработки информации основывается на следующих основных принципах, присущих как процессу обучения, так и спортивной тренировки.
Совершенствование спортивной компоненты шахмат направлено на повышение как умственной (психической, так и физической (в определенной мере) работоспособности детей, которые в своей многолетней динамике подчиняются принципам спортивной подготовки.
Спортивная направленность методики обучения детей игре в шахматы с применением компьютерных технологий реализована в регулярной игре учеников между собой, их участии в тренировочных турнирах и в виде сеансов одновременной игры.
Следует отметить, что для детей необходимо планировать объем нагрузки только малой и средней величины, в соответствии с существующей в теории спорта классификацией нагрузок, которые характеризуются сохранением работоспособности занимающихся до конца занятия, не вызывая явных признаков утомления.
Игра в шахматы относится к спортивным играм. Деятельность в ней строго регламентирована правилами и порядком проведения соревнований - турниров на разных уровнях. Ее основу составляют соревновательная (игровая) деятельность участников, а вся стратегия и тактика игры направлена на победу над соперником. Некоторые считают, что для детей игра в шахматы должна иметь только развивающую интеллектуальные способности направленность, без какого-либо противоборства с соперником.
Однако, целью изучения основных простейших комбинаций, а затем и более сложных, является именно достижение преимущества над соперником (в отдельных случаях - достижения равновесия) и избежать этого невозможно. Поэтому шахматы и являются видом спорта, а главными характеристиками спорта является соревновательная деятельность и подготовка к ней. Поэтому разделить занятия шахматами на различные направления неправильно. Если пойти по пути обучения игре в шахматы только с целью повышения эффективности умственной деятельности, без ее спортивной составляющей, то возможен риск потери эмоциональной компоненты игры, без которой не возможно совершенствование необходимых ребёнку качеств и развития интереса к шахматному творчеству.
Поэтому основная задача обучения и совершенствования игры в шахматы детей должна быть комплексной.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ.
Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ, является актуальной проблемой современного подхода в процессе обучения детей шахматам. ИКТ выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека в условиях информационного общества. В настоящее время 85 % детей в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20 % из них постоянно выходят в Интернет. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов обучающихся к познанию.
Этап заинтересованности в учении обогащается за счёт увеличения возможности восприятия, развития воображения и эмоций. Сегодня
5
необходимо, чтобы каждый обучающий детей шахматам, мог подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Это наглядно, красиво, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и воспитанника, позволяет ребенку работать в своём темпе, а педагогу работать с ребёнком дифференцированно и индивидуально, даёт возможность быстро проконтролировать и оценить результаты обучения.
Задача состоит в том, чтобы заинтересовать детей шахматами, привлечь к ним их внимание, чтобы они захотели получать предложенные им знания. Поиск эффективных методик приводит к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения основ игры в шахматы.
Обучение ребят игре в шахматы с применением компьютерных технологий является действенным средством повышения интеллектуальных способностей - внимания, оперативной памяти, логического мышления и пространственного воображения, способствует гармоничному развитию личности.
Одним из очевидных достоинств использования ИКТ, является усиление наглядности. Устное изложение материала и разбор дидактических задач не вызывают интереса у большинства детей. Необходимо проводить занятия с компьютерным сопровождением, как одной из основных форм наглядности обучения. При этом накопленный опыт убеждает, что оптимальная длительность работы за компьютером не должна превышать 1020 минут.
Использование информационно-компьютерных технологий очень сильно изменили современные шахматы. А каких-то 15-20 лет назад шахматистам для подготовки и тренировки приходилось десятками если не сотнями пересматривать книги, журналы, листовки в поисках нужной информации тратя на это по несколько дней, сейчас это все дело занимает пару минут. В чём же главные плюсы и минусы шахмат с использованием информационно-компьютерных технологий?
Плюсы:
• Шахматы на компьютере помогают детям получить необходимую практику в игре. Нам достаточно включить шахматы онлайн, выставить с кем мы хотим сыграть и на какой контроль времени, и программа сама нам подберет соперников.
• Шахматная программа может анализировать любые шахматные
позиции, перебирая в секунду миллионы комбинаций, на что неспособен
человек, в результате выдавать уже готовое решение (вариант) в
6
сложившейся ситуации. Сейчас все гроссмейстеры, чемпионы мира не представляют свою подготовку без шахматных программ.
Минусы:
• Минимальная самостоятельная подготовка. Поручая программе поиск лучших вариантов (систем) дети сами ничего не делают, не анализируют, не пытаются понять скрытых возможностей позиции. Шахматная программа на это просто неспособна, а ведь именно шахматы должны помогать развивать у детей умение анализировать.
• Компьютерные шахматы не заменят прямого и человеческого разговора и взаимодействия. Нарушается одно из важнейших качеств любой детской игры - установление и поддержание контактов между детьми, а это сказывается отрицательно на самом развитии человека.
Подводя небольшой итог, хочется заметить, что использование информационно-компьютерных технологий изменили шахматы, позволив шагнуть вперед в изучении тайн шахмат. Но человеческий фактор, психология, способность к нестандартному мышлению в принятие мер в той или иной сложившейся позиции, будет по-прежнему играть главную роль во время шахматной партии.
Как работать с шахматными программами
Большую роль компьютер играет в подготовке шахматистов разного уровня, но здесь есть несколько проблем, которые приходиться решать шахматисту, а именно какую программу выбрать и как с ней работать?
Начнем с того, какую программу выбрать? Для начала надо понять, что есть программы многоуровневые и одноуровневые. Многоуровневые программы - это программы, в которых перед началом партии можно выбрать уровень игры соперника. Одноуровневые - это программы одного уровня, часто их делают для игры против чемпионов мира.
Так вот, если ребёнок только что начал заниматься шахматами или играет совсем недавно, то лучше выбрать многоуровневую шахматную программу, чтобы была возможность закрепить необходимые знания или попрактиковаться в стратегии или тактике. Лучше всего начинать с самого слабого уровня и двигаться к более сложному.
Если же у ребёнка есть опыт игры, разряд по шахматам, то в этом случаи лучше использовать одноуровневую программу. Это позволит «подтянутся» к более высокому уровню игры, а также узнать о еще не известных шахматных приемах игры. Но если выяснится, что одноуровневая программа слишком сложны для обучающегося ребёнка, то лучше от неё отказаться, приобрести многоуровневую программу и тренироваться на ней.
После того как вы выбрали для ребёнка программу, возникает вопрос как с ней правильно работать? Тут есть два способа: первый это просто, установить программу, настроить оформление фигур, доски, выбрать уровень соперника и начать играть. Но в этом способе есть большой минус, так как рано или поздно вы привыкните к электронным шахматам и будит достаточно сложно играть за реальной доской.
Второй способ самый правильный и оптимальный, его используют практически все чемпионы и гроссмейстера, в чем он заключается? Все просто, после того как включена программа выбран необходимый уровень перед экраном или рядом, где удобнее, ставятся настоящие шахматы. И каждые сделанный ход на компьютере ставиться на шахматной доске, при этом обдумывание самого хода осуществляется на доске! Это позволяет набрать необходимый практический опыт и достаточно легко себя чувствовать вовремя «живой» партии.
При организации учебного процесса обучения детей шахматам с использованием компьютера успешно используются программы MS Office (Word, PowerPoint); шахматные обучающие и игровые компьютерные программы: «Шахматы с Гарри Каспаровым», «Задачник по шахматам для начинающих шахматистов», «Шахматные этюды», «Шахматный Интернет. Игра и обучение».
Этим шахматные обучающие программы содержат огромное количество учебных заданий, классифицированных по темам и ступеням сложности. Обучение в этих программах, от новичка до мастера, рассчитано на поэтапное изучение шахматной тактики. Встроенные игровые программы позволяют разыгрывать заданные позиции с учетом индивидуальных настроек. В программах содержатся текстовые и графические подсказки и опровержения ошибочных ходов, что позволяет детям работать самостоятельно.
Применение на занятие компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у воспитанников и своевременно его скорректировать
Портал «Шахматная планета».
«Шахматная планета» это уникальный и очень интересный шахматный портал. Здесь можно не только поиграть в шахматы, но и изучить интересующие полноценные курсы и даже приобрести себе шахматы, часы, книги и многое другое.
У нее есть две версии платная и бесплатная. О платной версии я говорить не буду. Скажу одно, что для платной версии надо скачивать
«клиент» (отдельную шахматную программу) и уже через неё можно играть и участвовать в шахматных турнирах.
Для бесплатной версии, ничего скачивать не надо, игра идет непосредственно в браузере. Чтобы попасть на бесплатную версию шахматной планеты необходимо набрать в браузере следующий адрес www.chessking.com. После этого вы попадаете на главную страницу, где перед вами форма входа.
Можно войти как «Гость» или «Зарегистрироваться». Если вы войдете как «Гость», то вам будет сгенерирован профиль самим сервером, через него можно будет играть только не рейтинговые игры, а вся ваша статистика не будет сохранена. Это отличный способ просто попробовать основные функции без дополнительной регистрации и траты времени.
Если вы пройдете регистрацию, то получите полный функционал портала, свой профиль, сможете играть рейтинговые игры, участвовать в турнирах, создать собственную команду или присоединиться к уже существующей, проходить обучающие курсы. Немного подробнее остановлюсь на регистрации, чтобы она прошла не просто так, а с дополнительными приятными бонусами.
Поле: «логин» - указываем логин, которые будет отображаться при игре, можно на русском языке. «E-mail» - указываем действующий, чтобы можно было потом, в случае чего, восстановить пароль. «Пароль» и «Подтверждение пароля» - должны полностью совпадать. «Ваш рейтинг» -можно поставить в принципе любой. «Ваше звание или уровень» - ставим какой есть. «Пол» - мужской или женский.
«Промокод тренера или партнера» - здесь надо вписать «schoolchess», это вам даст бесплатный недельный доступ ко всем курсам что там находятся! Вы попадете автоматически в ученики, в дальнейшем среди учеников будут проводиться обучающие курсы, вебинары и многое другое. Далее жмем кнопку «Зарегистрироваться» и вы сразу же попадаете на портал шахматная планета.
В целом, это неплохой бесплатный шахматный портал, который можно рекомендовать как начинающим, так и профессионалам.
Для обучения на портале «Шахматная планета» можно выбрать заинтересовавшие вас обучающие курсы, они очень интересные и доступно написаны. В качестве приложения к ним есть и практические занятия.
Chessmaster 10
Chessmaster 10 шахматная многоуровневая программа. Она хорошо подходит для тренировки начинающих шахматистов, а также разрядников. В
9
программе присутствует около 100 уровней соперника. Каждый соперник практически не повторим в стиле игры!
Что касается графики, то она достаточна на высоком уровне, настройке поддается практически все от шахмат до оформления «обоев» и скинов самой программы. В распоряжении играющего будет 5 различных видов 2D шахмат и 27 разновидностей 3D шахмат, также для самых маленьких присутствует 3 разновидности трехмерных анимированных шахмат. Присутствует возможность переключения в 3D графику при использовании 3D очков присутствует эффект игры за реальной доской!
В официальной версии игры есть обучающий курс, который в своих уроках рассказывает об основных понятиях игры в шахматы, расстановка фигур, взятие на проходе и т. д., а также предлагает пройти необходимые закрепляющие задания.
Что касается уровней соперников, то здесь есть как плюсы, так и минусы. Плюсом является: большой подбор противников с разными уровнями (по силе) игры, это позволяет начинающему шахматисту подобрать необходимого соперника и попрактиковаться на нем. Минус, это не всегда соответствие рейтинга и силы.
В программе также присутствует возможность создание своих турниров, как по «круговой», так и по «швейцарской» системе. Возможность выбора подходящего контроля времени как основного, так и дополнительного. Приверженцы шахмат «Фишера» также найдут для себя много интересного, например, выбора контроля времени «стиль Фишера».
Итог: На мой взгляд, данная программа должна присутствовать на полке и компьютере всех шахматистов в независимости от уровня игры и разряда. Так как она отличный помощник, как в плане подготовке теории, так и в практическом смысле шахматной игры.
Вместо заключения.
Шахматы с использованием информационно-компьютерных технологий
- этот отличная возможность «расцветить» обучение, отточить, развить и совершенствовать практическое мастерство ребёнка в шахматной игре. При этом, использующему компьютер ребёнку, не надо ждать в очереди в поиске подходящего соперника, проходить какие-либо регистрации. Достаточно выбрать уровень шахматного компьютера (легкий, средний, сложный) и сделать ход на доске.
Если ребёнок хочет сыграть черными фигурами, то в начале партии он должен нажать кнопку «Автоход», компьютер сделает ход белыми фигурами, а ему останется делать ходы черными фигурами. Для удобства ему надо не забыть повернуть доску, нажав на кнопку «Вращать».
Результаты проведения занятий по шахматам с использованием информационно-компьютерных технологий очень хорошие. Ребята с удовольствием приходят на такие занятия, активно работают. Применение компьютерных технологий позволяет наполнять занятия новым содержанием, поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий, развивать любознательность обучающихся.
Использование информационно-компьютерных технологий расширяют возможности для введения детей в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию. Эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры процесса обучения детей шахматам.