Татьяна Васильевна Корниенкова
Проект валеологические знания и умения детям дошкольного возраста: «Я и мое здоровье» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Проблема физического и психического здоровья подрастающего поколения на сегодняшний день очень актуальна в связи с тем, что в группы риска попадают дети уже дошкольного возраста.
В этой связи актуальной становится задача обеспечения дошкольного образования и воспитания без потерь детьми здоровья. Она должна решаться не только медициной, но и педагогикой через внедрение способов, средств неспецифической профилактики заболеваний.
Публикация «Проект валеологические знания и умения детям дошкольного возраста: „Я и мое здоровье“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т. е. уже маленький ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером.
Он должен иметь основы знаний – тот минимум, который помог бы в дальнейшей жизни.
Несомненно, учиться управлять своим здоровьем надо с момента рождения, а успех этой учебы на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателей. Сегодня педагогу не хватает сведений о методах формирования здоровья у детей.
Данный проект является одним из путей решения проблемы валеологического образования и воспитания дошкольника, призванного сформировать профилактическое мышление на здоровый образ жизни.
Тематическое поле
Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста.
I этап проекта
(оздоровительно-подготовительный)
Цель проекта :
Воспитание у детей валеологической культуры, которая включает валеологические знания, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;
Создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важного фактора развития личности ребенка;
Формирование потребности в здоровом образе жизни;
Развитие потребности в новых знаниях о возможностях использования физкультурных атрибутов как предметы для игр и упражнений;
Совершенствование двигательных умений детей в процессе упражнений и игр.
Задачи проекта :
Дать представление о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках;
Познакомить с частями ела человека: голова, туловище, руки, ноги;
Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения; следить за чистотой лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос;
Учить пользоваться индивидуальными полотенцами, носовым платком, зубной щеткой, расческой;
Учить соблюдать опрятность в одежде, обуви;
Расширять представление о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур;
Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепления здоровья детей через использование природных факторов: воздуха, солнца, воды;
Побуждать детей сознательно относится к собственному здоровью;
Формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности;
Развивать двигательные умения и навыки у детей, способствующие укреплению здоровья через упражнения и подвижные игры.
Участники проекта :
Дети первой младшей группы;
Воспитатели;
Музыкальный руководитель;
Родители.
Вид проекта :
Групповой;
Познавательно-творческий;
Краткосрочный.
Срок реализации:
1 месяц.
Сценарий совместный действий по решению задач (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач; планирование по проекту;
Подбор материала праздников и досугов для проведения активного отдыха детей;
Изготовление дидактических игр, ободков для подвижных игр;
Подбор консультаций, рекомендаций для родителей;
Оформление уголка по валеологии и изготовление дидактических игр;
Подготовка презентации: «Я и мое здоровье».
Описание продукта
Пополнение картотеки новыми подвижными играми;
Создание картотеки по валеологии;
Оформление уголка «Центр здоровья доктора Айболита»;
Выставка детских работ: «Овощи и фрукты – полезные продукты» (аппликация, «Солнце улыбается» (рисование).
Ожидаемый результат
Для детей:
Улучшение состояния физического и психического здоровья дошкольников;
Умение детей вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с взрослыми, со своими сверстниками;
Углубленные знания детей о себе, мальчиках и девочках;
Освоение КГН: мыть руки перед едой, следить за чистотой лица, содержать в порядке нос, пользоваться индивидуальным полотенцем и т. д.
Для родителей:
Совместное сотрудничество родителей и воспитателей для решения валеологических знаний и умений детей;
Желание родителей участвовать в жизни детского сада по накоплению опыта в формировании здорового образа жизни детей.
Формы работы
Образовательная деятельность;
Праздники;
Музыкальные развлечения;
Чтение стихов, потешек, песен, танцев;
Беседы;
Экскурсии;
Наблюдения;
Оформление выставки рисунков.
Работа с родителями
Проведение социально – гигиенического скрининга условий и образа жизни семей группы;
Беседы и консультации: «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей»; психологическое состояние ребенка «Какое бывает настроение»; соблюдаем режим дня;
Родительское собрание «Растем здоровыми», презентация.
Работа с педагогами
Участие воспитателей других групп на праздниках, развлечениях в ролях сказочных героев (по сценарию);
Презентация для воспитателей «Я и мое здоровье».
II этап проекта (основной)
План работы по реализации проекта
Интеграция образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Речевое развитие;
4. Художественно-эстетическое развитие;
5. Физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие:
Формировать у детей доброжелательные взаимоотношения со сверстниками (в игре, на занятиях и т. д.)
Продолжать прививать культурно-гигиенические навыки на примере сказочных героев;
Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий – собирать урожай с кустиков;
Прививать любовь к природе, запоминать название растений.
Познавательное развитие:
Продолжать учить детей правильно называть цвет, величину, форму предмета;
Использовать дидактические игры на развитие внимания и памяти;
Различать по внешнему виду овощи и фрукты, определять их на вкус ( дидактическая игра: «Узнай на вкус» и т. д.).
Речевое развитие:
Повторять наиболее интересные отрывки из прочитанных произведений;
Продолжать работу над развитием связной речи;
Формировать умение отвечать на вопросы;
Активизировать словарь детей;
Воспитывать умение слушать новые сказки, стихи, рассказы.
Художественно-эстетическое развитие:
Продолжать слушать знакомую музыку и выполнять движения, соответственно каждой части: прыгать, ходить по кругу, бегать и т. д. ;
Подпевать знакомые песенки;
Развивать интерес к театрализованной деятельности;
Продолжать рассматривать иллюстрации к произведениям детской литературы;
Закрепить умение узнавать и называть овощи, фрукты и т. д. ;
Закрепить умение детей пользоваться карандашом, фломастером на свободную тему.
Физическое развитие:
Закреплять умение детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, слушать сигнал воспитатель;
Выполнять образные движения: прыгать, как зайчик; летать, как птички и т. д.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В обязательном порядке, ежедневно проводить:
• утренний прием детей;
• утренняя гимнастика;
• артикуляционная и пальчиковые гимнастики;
• бодрящая гимнастика после дневного сна;
• дорожка здоровья;
• обеспечение детей питьевым режимом.
Тематические занятия:
• «Это – я»;
• «Я – девочка, я – мальчик»;
• «Наши гости дорогие зубки нам почистили, ручки нам помыли»;
• «Наш веселый, наш любимый носовой платок»;
• Кукольный театр «Как Маша с Ваней в гости собирались»;
• «Это – Я и мои друзья»;
• «Рассмотрим друг друга»;
• «Вот какие мы смешливые, вот какие мы подвижные»;
• Кукольный театр:
«Водичка, водичка, умой мое личико
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок»;
• «Где тут прячется вода? Выходи, водица, мы пришли умыться!»;
• «Чистая водичка моет Вове личико, Танечке – ладошки, пальчики – Антошке»;
• «Если мальчик любит мыло
И зубной порошок,
Этот мальчик очень милый,
Поступает хорошо»;
• «Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый, здравствуй!»
• «Делая прическу, помни про себя,
Что твоя расческа только для тебя!»;
• «Утром, чистя зубы, помни про себя
Что зубная щетка только для тебя!»;
• Дидактическая игра «Соберем Машу с Ваней в гости».
Подвижные игры, беседы, развлечения:
• Подвижные игры: «Ловишки», «Курица и цыплята», «Мыши водят хоровод», «Вот сидит лохматый пёс», «Заинька попляши».
Цели: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.
• Беседа: «Грязные руки», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Что такое здоровье».
Цели: Формировать представления детей о здоровом образе жизни; развивать память, разговорную речь; воспитывать желание делиться впечатлениями.
• Музыкальное развлечение: «Мойдодыр в гостях у детей».
Цели: Систематизировать знания детей о КГН, развивать желание выполнять утреннюю зарядку, соблюдать режим дня; воспитывать желание заботится о своем здоровье.
• Игровые упражнения: «Гимнастика для глаз», «Чтобы ушки не болели», «Сами делаем зарядку», «Дружи с водой» (Из серии книжек – малышек).
Цели: Продолжать учить соотносить действия с текстом; развивать образное мышление; воспитывать желание играть дружно и весело.
• Рассматривание альбомов: «Мир спорта», «Распорядок дня», «Здоровье».
Цели: Закрепить представление детей о здоровье, о режиме дня, правильном питании; развивать речь, память, мышление; воспитывать любознательность.
• Просмотр мультфильма: «Уроки тётушки Совы».
Цель: Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
• Подвижные игры: «1, 2, 3 к дереву беги», «Курица и цыплята», «Мыши водят хоровод», «Птички и автомобиль», «Заинька попляши».
Цели: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.
• Спортивное развлечение на свежем воздухе: «Самый сильный, ловкий, смелый».
Цели: Создать радостное настроение от игр на свежем воздухе, развивать двигательную активность; воспитывать желание быть сильным, ловким, смелым.
• Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Ягоды», «Угадай на вкус», «Что нам осень донесла».
Цели: Систематизировать представления детей о природе; развивать память, речь; воспитывать интерес к окружающему миру; закрепить знания детей, что овощи и фрукты – полезные продукты.
• Художественное творчество (лепка) : «Овощи и фрукты для зверят».
Цели: Закрепить основные приемы лепки; развивать моторику рук, воспитывать доброту.
• Подвижные игры: «Волк и зайцы», «Такой цветок беги ко мне», «Найди свой цвет», «Садовник».
Цели: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.
• Подвижные игры: «Мы пассажиры», «Светофор», «Воробушки и автомобиль», «Красный, желтый, зеленый», «Веселый автобус».
Цели: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.
• Лепка: «Огурцы и помидоры».
Цели: Закрепить основные приемы лепки; развивать воображение; воспитывать дружелюбие.
• Аппликация: «Зреют яблочки на дереве».
Цели: Учить совместно с воспитателем выполнять аппликацию: наносить клей на деталь и наносить ее на лист, развивать аккуратность, воспитывать интерес к совместной работе.
• Чтение художественных произведений разных авторов по валеологии.
Цели: Развивать желание слушать художественные произведения разных авторов; воспитывать интерес к чтению.
• Заучивание наизусть стихов, песенок, потешек, разучивание чистоговорок.
Цели: Учить детей повторять за воспитателем короткие фразы, развивать память, речь.
• Рассказывание по картине: «Что нам осень принесла», «Что растет на грядке».
Цели: Учить детей отвечать на вопросы, вести диалог с воспитателем, развивать воображение, речь, воспитывать желание делиться впечатлениями с ровесниками и взрослыми.
• Фотовыставка: "Вот мы какие".
Цель: Создать радостное настроение.
• Подвижные игры: «Цветные флажки», «Найди пару», «Мой веселый звонкий мяч», «Пройди – не задень».
Цели: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Беседа с родителями «Питьевой режим в д/саду и дома»;
2. Консультация: «Культурно-гигиенические навыки»;
3. Проведение социально-гигиенического скрининга условий и образа жизни семей группы;
4. Уголок для родителей «Мы все умеем сами»;
5. Фотовыставка «Культурно-гигиенические навыки детей»;
6. Собрание «Режимные моменты в детском саду»;
7. Презентация «Я и мое здоровье».
Материально-технические ресурсы необходимые для реализации проекта :
Иллюстрации, художественная литература, DVD диски.
Используемая литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы. – М. : Мозаика-Синтез, 2014г.
2. Иванова Н. В. Социальное развитие детей в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
3. Давыдова О. И. Адаптационные группы в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
4. Возная В. И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
5. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. – М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 2006. – 208 с.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
7. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду. – Ростов – н/ Д: Феникс, 2006, - 192 с.
8. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
9. Михайлова М. А. Поём, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
10. Богоусловская З. М. Развивающие игры. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с.
11. Урмина И. Инновационная деятельность в ДОУ. – М. : Линка – Пресс, 2009. – 320 с.
Приложения:
Сценарий музыкального развлечения: «Мойдодыр в гостях у детей»;
Сценарий развлечения: «Как Цып научился мыться».