Элико Берестовская
Проект по адаптации путем использования малых форм фольклора «В тридевятом царстве…» для детей второй младшей группы
▼ Скачать
Аннотация
Проект «В тридевятом царстве…» направлен на успешную адаптацию детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, путем использования малых форм фольклора.
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Публикация «Проект по адаптации путем использования малых форм фольклора „В тридевятом царстве…“ для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Способность детей входить в новые условия жизни, принимать их, существенно варьируется. Одни дети входят в коллектив сверстников легко и свободно, у других же такой переход вызывает значительные невротические и психосоматические осложнения.
Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
С помощью фольклора достаточно легко установить контакт с ребенком. Дети младшего дошкольного возраста легко заинтересовываются играми, песенками, потешками, закличками и прибаутками.
Только в дошкольном детстве можно привить позитивное отношение к культуре русского народа.
Ведение в проект
Актуальность проекта
Проект «В тридевятом царстве…» основан на использовании малых форм фольклора.
Фольклор (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
В проекте «В тридевятом царстве…» использованы малые формы фольклора (сказки, песни, частушки, прибаутки, потешки, поговорки, заклички и прочее).
Почему были выбраны малые формы фольклора как средство успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ:
1) Это часть нашей культуры.
2) Фольклор является способом самовыражения. Природа дала человеку голос и естественно для всякого живого чувство моторики.
3) Это универсальное средство общения, преодоления границ и времени.
4) Русский фольклор разнообразен и красив.
Словесное русское народное творчество разнообразно. И действительно оно вызывает интерес как у взрослых, так и у детей. На самом деле мы с самого рождения наших детей используем его, напевая ребенку колыбельную, чтобы он успокоился. Или ритмично проговариваем потешку, чтобы развеселить.
Ребенок несомненно откликается на припевки и приговорки, начиная пританцовывать, хлопать в ладоши ит. д. Тип проекта : познавательно—творческий.
Продолжительность: долгосрочный (1 год)
Участники проекта : дети первой младшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников. Цель проекта : успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, путем использования малых форм фольклора.
Задачи проекта :
Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
Способствовать психо – эмоциональному развитию каждого ребёнка.
Вызвать у детей интерес к малым формам фольклора Обогащение и активизация словаря детей.
Используя консультативно - рекомендательные мероприятия, вызвать у родителей желание принимать активное участие в педагогическом процессе.
Гипотеза. Процесс адаптации у детей младшего дошкольного возраста будет более успешным и эффективным при целенаправленном использовании в работе малых форм фольклора. Ожидаемые результаты проекта :
1. Благоприятное течение периода адаптации у детей.
2. Создание комфортной обстановки для детей в группе.
3. Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом.
4. Обогащение и активизация словаря ребенка.
Пошаговые действия.
Содержание программы ориентировано на детей всей группы, на каждого ребенка.
Этапы реализации проекта
Этапы Цели Содержание
Вводный
Знакомство с семьей ребенка для установления
контакта,
Определение уровня подготовки ребенка к посещению дошкольного учреждения.
• Подбор необходимой литературы по вопросам адаптации;
• Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных
моментах, НОД, прогулках; • Анкетирование родителей;
• Оформление
информационного стенда на темы : «Адаптация», «Первый раз в детский сад» и др.
• Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок, уголок ряжения, кукольного театра, игровые зоны, и пр.)
Основной
Реализация проекта согласно плану. Создание
благоприятной среды для оптимизации течения процесса адаптации. • Игровая
деятельность (русские
народные подвижные игры);
• Занятия (речевые игры);
• Заучивание потешек,
закличек, поговорок;
• Прослушивание
аудиозаписей русских народных песен;
• Прослушивание
русских народных сказок;
• Изготовление родителями и детьми сувениров на тему «В тридевятом царстве…»; • Участие детей в развлечении «Как в сказке…»
Заключительный
Подведение результатов проекта.
• Анализ
адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
• Проведение
совместного с родителями и детьми праздника «В
тридевятом царстве…»;
• Создание
электронной презентации по итогам работы над проектом;
• Участие детей в фольклорных праздниках, развлечениях.
План работы
Месяц
Фольклорный материал
Аудиозапись народных песен и потешек Загадки, потешки и речевые игры. Подвижные игры. Сказки
Октябрь
«Пойду ль я, выйду ль я, да»
«Ой-да, ой-да в лесочке»
«Прялица»
«Завлекалочка»
«Ладушки»
«Коза рогатая»
«Кую, кую ножки»
«Сорока белобока»
«Карусель»
«Баба сеяла горох»
«Капуста»
«Пузырь»
«Репка»
«Лиса и заяц»
«Курочка
ряба»
Ноябрь
«Капустка»
«А я по лугу»
«Весна- красна»
«Березонька» «Тюшки-тютюшки»
«Скок-поскок»
«Поехали по бревна…»
«Водичка, водичка» «Пузырь»
«Мишка косолапый»
«Вышла курочка гулять»
«Каравай» «Колобок» «Глиняный парень» «Маша и
медведь»
Декабрь
«Сударушка»
«Ягода»
«На горе, горе»
«Вот какая
Машенька» «Петя Петушок» «Давай коза попрыгаем»
«В яму бух»
«Люли, люли, люленьки…» «Каравай»
«Мишка косолапый»
«Зеленая репка»
«Дубок» «Теремок» «Докучные сказочки»
«Снегурочка»
Январь
«Золотое яблочко»
«Уж как шла коляда»
«Березонька»
«Сударушка»
«Этот пальчик— дедушка.»
«Потягушеньки, порастушеньки…»
«Поехали по бревна…»
«Ладушки» «Каравай»
«Капуста»
«Петух»
«Карусель 2»
«Петушок задавился» «Волк и семеро
козлят»
«Грибы»
Февраль
«Барыня»
«Матрена»
«Завлекалочка» «Золотое яблочко» «Кисоньнькамурысонька». «Пальчик— Мальчик».
«Сидит белка на тележке»
«Огуречик, огуречик»
«Дубок»
«Зеленая репка»
«Вышла курочка гулять» «Старик и волк»
«Три медведя»
Март
«Прялица»
«Ой-да, ой-да в лесочке»
«Капустка»
«Вот какая
Машенька» «Божья коровка»
«Петя Петушок»
«Поехали по бревна…»
«Тили- бом»
«Тень- тень- потень» «У медведя во бору»
«Дубок»
«Мишка косолапый»
«Зеленая репка» «Петушок и курочка»
«Гусилебеди»
«Лисичка—
сестричка и серый волк»
Апрель
«Утушка луговая»
«Березонька»
«Матрена»
«Прялица» «Раз, два, три, четыре, пять»
«Потягушеньки, порастушеньки…»
«Ванюша попляши»
«Котя- котенька- коток»
«Березка» «Карусель»
«Игра с
Солнцем»
«Петух»
«Коза с орехами»
«Журавль и цапля»
Май «Весна-красна»
«Пойду ль я, выйду ль я, да»
«А я по лугу»
«Вот какая
Машенька» «В яму бух» «Тюшки-тютюшки».
«Скок-поскок»
«Кую, кую ножки»
«Вьюн»
«Игра с Солнцем» «У дядюшки
Трифона»
«Карусель 2» «Козел и волк» «Заяцхваста»
«Вершки и корешки»