Наталья Кежова
Проект в старшей группе «Знакомство с орнаментом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе на тему: «Знакомство с орнаментом»
Содержание
1. Введение
2. Актуальность проекта
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
4. Аннотация проекта
5. Этапы реализации проекта программы
6. План мероприятий
7. Выводы
8. Литература
Введение
«Есть два способа видеть – «просто смотреть» и «смотреть со вниманием, проникая в суть предмета». Второе –это и есть визуальное мышление»
Из кн. М. Миркес «Малыши и культура»
Публикация «Проект в старшей группе „Знакомство с орнаментом“» размещена в разделах
- Орнамент и узоры
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Орнаменты, как вид древнейшего искусства, выстроены по определенным правилам и законам, постигая и чувствуя которые ребенок прикасается к истокам разных культур, находя общее и замечая разницу, потому что в орнаментах заключаются базовые моменты жизни любого народа.
Орнамент возникает еще до письменности и становится фиксацией картины мира, его философии. Издавна считалось, что орнамент обладает магической силой, поэтому им покрывали оружие, самые важные части храмов, отвороты рубашек и т. д. Сейчас его можно встретить повсеместно: на одежде, кухонной утвари, на крышах домов, на полу, на асфальте, на изгороди. Орнаменты можно выкладывать на песке и на снегу, раскрашивать и дорисовывать, используя бумагу, составлять из мозаики, бусин, крупы, листьев и семян.
Развивающая и обучающая привлекательность орнаментального материала состоит в том, что с его помощью, можно формировать все уровни визуального мышления (т. е. умения видеть/думать глазами, образами, картинками, «умный глаз»): орнамент выстроен по четким правилам, их важно уметь выявлять и далее по ним действовать; можно задавать собственные правила и выстраивать орнамент по своим законам, проявляя при этом творчество, самостоятельность и ответственность.
Актуальность создания проекта
Мышление – залог успеха любого действия человека, то, что наука определяет, как наше принципиальное отличие от других форм жизни, свойство, которое делает нас людьми.
Визуальное мышление- весомая составляющая синтетического типа мыслительной деятельности, и на сегодняшний день такая способность человека оперировать визуальными, пространственно структурированными схемами активно исследуется. Это связано с тем, что наибольшая часть информации, поступающей человеку в качестве материала для мыслительной деятельности, поступает к нам именно зрительным путем и обладает в первую очередь визуальными характеристиками. Актуальность такого изучения растет еще и потому, что сегодня, по мнению современной науки, доминирует аудиовизуальная культура.
Особо актуальным визуальное мышление является и для детей, в особенности тех возрастов, когда наблюдается заинтересованность ребенка в рисовании. А потому период детства- время эффективного развития навыков визуального мышления, время, когда эта способность имеет возможность выйти на очень высокий уровень. А потому создание дополнительных условий для такого развития, расширение границ возможностей поможет достижению наибольшей эффективности в росте такой способности ребенка. Под созданием условий можно понимать, как частое посещение выставок, просмотр альбомов работ признанных художников, так и отведение большой доли свободного времени на свободное рисование, и участие в специализированных образовательных проектах, направленных на тренировку навыков мышления при помощи зрительных образов.
Орнамент – один из целого ряда явлений, вариантов материала, который может способствовать становлению и развитию визуального мышления индивида.
Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Знакомство с орнаментом»
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности, обладающие высоким уровнем владения технологией визуально мыслить, а значит, понимать визуальные тексты, рождать емкие и богатые содержанием наглядные образы.
Цели, задачи, ожидаемые результаты
Цель: создание благоприятных условий для становления визуального мышления дошкольников через ознакомление с орнаментом как видом древнейшего искусства
Задачи:
- познакомить детей с древнейшим искусством – орнаментом, его структурой, симметриями
- учить видеть закономерность построения орнаментального мотива, его присутствие не только в визуальном ряду, но и в звуковом, в движении
- формировать «визуальное мышление», т. е. умение видеть/думать глазами, образами, картинками
- формировать умение действовать по заданному правилу и задавать правило самостоятельно
- развивать творческое мышление, самостоятельность, ответственность
Ожидаемые результаты детей:
- умение сравнивать и устанавливать сходства и отличия в визуальных объектах;
- умение отражать пространственное изображение предметов или частей предметов в орнаменте на сетке/схеме;
- умение выделять похожие признаки/правила и задавать свои;
- умение осуществлять пространственный анализ и синтез;
-способность обсуждать точку зрения другого человека, находить аргументы в пользу своего мнения;
- овладение универсальными предпосылками учебной деятельности- умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого, выполнять инструкции, задавать вопросы, обращаться за помощью и т. д. ;
-мотивация к исследованию мира и изучению культурных феноменов
Аннотация
«Орнаменты» - развитие визуального мышления на материале древнейшего искусства, воображение и тщательность, самостоятельность в установлении правила орнамента и ответственность за его исполнение.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Концепция визуального мышления В. И. Жуковского и Д. В. Пивоварова
2. Образовательная программа для дошкольников по развитию визуального мышления «Орнаменты» (авторы- Мария Миркес, Наталья Пименова, Татьяна Костенко)
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на учебный год
1. Подготовительно-проектировочный этап (сентябрь)
Цель: изучить литературу по теме проекта, изготовить практический материал для проведения дидактических игр и мастерских
2. Практический этап (октябрь – май)
Цель: познакомить детей с презентацией на тему: «Орнаменты»; организовать практическую работу с детьми по теме проекта в форме мастерских «Аппликация», «Симметрия», «Дорисуй и раскрась», Фестиваль звуковых орнаментов
3. Обобщающе - результативный этап (март-май)
Цель: побудить родителей принять участие в проектной деятельности группы (семейные проекты «Орнамент и дизайн», «Архаические корни орнамента»);
презентация группового проекта
План мероприятий
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап
1. Изучение методической литературы по теме проекта; изготовление дидактического материала для работы с детьми (сентябрь)
2 этап - Практический этап
1. Знакомство детей с орнаментом как видом древнейшего искусства (презентация) (октябрь)
2. Мастерская «Аппликация» (ноябрь)
3. Мастерская «Симметрия» (декабрь)
4. Фестиваль звуковых орнаментов (январь)
5. Мастерская «Дорисуй и раскрась» (февраль)
3 этап - Обобщающе - результативный этап
1. Семейные проекты: «Орнаменты и дизайн», «Архаические корни орнаментов»
2. Презентация группового проекта
Выводы:
Сетевая образовательная программа для дошкольников по развитию визуального мышления «Орнаменты» считается такой технологией встречи Ребенка и Культуры, которая адекватна возрасту (ее содержание разворачивается в игре и в той деятельности, которая нравится детям -дошкольникам- рисование, аппликация, движение, споры и т. д., и при этом раскрывает великую культуру (дает детям шанс заинтересоваться и полюбить древнейшие орнаменты, симметрию и закономерности, напряжение ума и красоту).
Данная образовательная программа легла в основу группового проекта «Орнаменты».
Дети научились сравнивать и устанавливать сходства и отличия в визуальных объектах; отражать пространственное изображение предметов или частей предметов в орнаменте на сетке/схеме.
Дошкольники упражнялись в выделении похожих признаков/правил и учились задавать свои; развивали способность обсуждать точку зрения другого человека, находить аргументы в пользу своего мнения.
В то же время в процессе реализации группового проекта идет овладение универсальными предпосылками учебной деятельности- умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого, выполнять инструкции, задавать вопросы, обращаться за помощью и т. д. ;
Немаловажным результатом является создание у детей мотивации к исследованию мира и изучению культурных феноменов
В целом проект «Орнаменты», с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только овладеть новыми знаниями, но и даст толчок для развития творческих способностей детей.
Литература
1. «Малыши и культура: первые открытия в детском саду, начальной школе и дома» под редакцией Марии Миркес, М. : 2016, раздел «Орнаменты»