Елена Шингарева
Проект в старшей группе «Волшебница вода»
▼ Скачать +Заказ
Проект
Старшая разновозрастная группа
(4– 6 лет)
ТЕМА:
Авторы проекта:
Шингарева Е. С., Сошкина Л. М.
г. Дальнегорск, с. Рудная Пристань.
2023год.
Паспорт проекта:
Вид проекта:
Краткосрочный, исследовательский, творческий
Срок реализации:
с 15. 02. 2023г. по 3.03. 2023 г.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители.
Целевая аудитория:
Дети старшей разновозрастной группы
Структура проекта
Актуальность:
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Проблема:
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о свойствах и качествах воды и бережном к ней отношении. Нет навыков элементарного экспериментирования с водой.
Цель:
Формировать у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.
Задачи:
Обучающие: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.
Развивающие: Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;
Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;
Ожидаемые результаты:
Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
Овладеть элементарными навыками экспериментирования
Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
Повышение знаний с области исследовательских умений (устанавливают причинно- следственные связи).
Механизм реализации проекта
1. Подготовительный этап.
№ Содержание работы сроки Ответственные
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
• Подбор художественной литературы по теме;
• Подбор энциклопедий, карт, схем;
• Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
• Составление картотеки опытов с водой;
• Подготовка оборудования для опытов с водой.
3. Составление планирования работы с детьми по экспериментированию.
4. Составление конспектов для работы с детьми старшего возраста по данной теме.
5. Вовлечение родителей в проектную деятельность.
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
№ Виды совместной деятельности с детьми сроки ответственные
Воспитатели
Шингарева Е. С.
Сошкина Л. М.
Познавательное развитие
Загадки «О воде»
Опыт №1: «Свойства воды» Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета, поверхностное натяжение и др.).
Опыт № 2 «Живая вода» Познакомить детей с животворным свойством воды.
Опыт № 3 «Испарение» Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. Опыт № 4 «Агрегатные состояния воды» Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.
Опыт № 5 «Очистка грязной воды». Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами
Проблемная ситуация «Что случилось с речкой? Что нужно делать, чтобы речка оставалась чистой?»
• Проблемная ситуация «Какие правила нарушили дети?»
• Д/и «Где снежинку нам искать?», «Три состояния воды», «Хорошо-плохо»
Речевое развитие
Стихотворение С. Погорельского «Весенний ручеек», Л. Люшина «Капелька», Э. Мошковской «Капля в море», Г. К. Андерсона «Дюймовочка», рассказ Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели», «История одного пруда», «Жила – была Река», Сказка о круговороте воды в природе Надежда Болтачева
«Подскажи словечко»
Развивать речь детей, моторику речевого аппарата
• Социально-коммуникативное развитие
Беседа «Вода, вода – кругом вода» Дать представление детям о значении воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде (состояния воды – жидкое, газообразное, твердое).
Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?» Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные.
Беседа «Чистота та же красота» воспитывать у детей привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом; закрепить умение пользоваться расческой, носовым платком; приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Собери мозаику «Кораблик»
Развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка;
Пальчиковая игра «Водичка – вода», «Моем руки», «речка и рыбка», «По воду»
Безопасность:
Знакомство с правилами поведениями на природе и в быту:
«Осторожно, гололед», «Снегопад»
Игровая деятельность
Подвижные игры “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, пальчиковая игра “Рыбка в озере живёт”,“Ходят капельки по кругу”, “На болоте”.
Разрезные картинки «Животные водоемов»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование по точкам «Морские обитатели» «Живительная влага»
«Природные водоёмы: болото, река, водопад»
Рисование на снегу цветной водой
Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме»
Оригами «Белая кувшинка»
Лепка “Озеро с камышами”.
Взаимодействие с родителями
1. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
2. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
3. Составление описания игр с водой
4. Консультация по теме: «Почему нужно беречь воду?».
5. Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.
6. Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде
7. Изготовление панно «Кому нужна вода».
Заключительный этап.
- Презентация проекта.
• --Конспект проекта в методический кабинет.
• -Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта.
• -Фотоотчёт. В течение проекта
Результат проекта
• У детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира.
• Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.
• Сформировалось у детей умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• У детей сформировались опытно – исследовательские навыки.
• Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.