Елена Чернакова
Проект в старшей группе «Собирайся, народ, у нас ярмарка идёт!»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта:
воспитатель Турбал Светлана Николаевна
учитель - логопед Чернакова Елена Павловна
Введение:
Прежде, чем начать проектную деятельность, мы обратили внимание на интерес детей к фольклору, его самобытности, к тому, что он несёт познавательную и воспитательную функцию. Это позволило выбрать привлекательную тему для дальнейшей разработки проекта.
Тип проекта: познавательно-творческий
Сроки проекта: краткосрочный (01.02.2023 – 28.02.2023г.)
Темочки:
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель, учитель-логопед
Актуальность проекта:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с традициями и промыслами россиян. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к творческому наследию предыдущих поколений воспитывает уважение, гордость за страну, в которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов России.
На наш взгляд, необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития речевых, познавательных, художественных способностей и творческого воображения у детей дошкольного возраста в условиях ДОО.
Проблема: отсутствие у детей системных знаний об обычаях и традициях своей национальной культуры.
Цель проекта: воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям.
Задачи проекта:
1. Образовательные:
• Знакомить воспитанников с элементами русского народного быта, совершенствовать уровень накопленных знаний в области русской народной культуры.
• Формировать интересы и вкусы детей, умение видеть красоту и своеобразие в народно – прикладном творчестве русского народа.
2. Развивающие:
• Развивать познавательную и речевую активность детей, внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
• Обогащать словарный запас воспитанников (знакомить со словами: народные промыслы, ярмарка, скоморох и другие).
• Побуждать детей к использованию полученных практических навыков в самостоятельной игровой и совместной творческой деятельности.
• Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения, желание участвовать в развлечениях.
• Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность.
3. Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к народно - прикладному творчеству, любознательность.
• Воспитывать уважение к работе народных мастеров России.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Пополнение знаний детей о русском народном быте и традициях.
2. Выставка творческих работ дошкольников.
3. Создание мини – музея «Русская ярмарка»
4. Итоговое мероприятие: Квест – игра в старшей группе по народным промыслам «Путешествие в Мастерград»
Этапы реализации проекта:
1 этап: Разработка проекта
• Подбор и изучение методической и художественной литературы по данной теме.
• Прослушивание музыкальных произведений: русских народных песен, игры на народных инструментах (ложках).
• Подбор материала и игрушек для сюжетно-ролевых игр.
• Родителей замотивировать на творческое участие в проекте (изготовление народных костюмов для детей, подбор народных промыслов).
• Обогащение предметно-развивающей среды в группе (иллюстрации о ярмарке, предметы прикладного искусства русских мастеров, презентация о ярмарке, о народных промыслах – «Кто такие кузнецы?», «Как делают матрёшка?»).
2 этап: Реализация проекта в старшей группе
Познавательное развитие
ООД «Русская ярмарка»;
Компьютерная презентация: «Русская ярмарка – что это?», «Кто такие кузнецы?», «Как делают матрёшка?», «Народные промыслы России».
Социально-коммуникативное развитие
Педагогическая ситуация: «Мы пришли на ярмарку».
Сюжетно-ролевая игра: «Веселая ярмарка».
Беседа «Виды народных промыслов»
Беседа «О ярмарке и её традициях»
Беседа «Что такое малахит?»
Беседа «Пуховый платок»
Речевое развитие
ООД: «Рассматривание сюжетной картинки «Ярмарка».
Чтение ярмарочных закличек-зазывалок;
Разучивание текстов песен, частушек.
Художественно-эстетическое развитие
Разучивание ярмарочных частушек, слушание русских народных песен и знакомство с творчеством балалаечников; музыкантов, которые играют на ложках.
Творческая мастерская - раскраски: «Изделия гжельских мастеров».
Мини – музей «Русская ярмарка» - образцы изделий народных промыслов России.
Рисование: ООД «Веселый скоморох», «Украсим лошадку дымковским узором»;
Лепка ООД «Скоморох», «Барашек» (по образу филимоновской игрушки,
Полочка красоты: «Хохломская посуда, семеновские игрушки»
Физическое развитие
п/и: «Коршун и наседка, «Ручеек».
Работа с родителями
Изготовление русских костюмов для детей (сарафаны).
3 этап: Итоговые мероприятия:
1. Квест – игра в старшей группе по народным промыслам «Путешествие в Мастерград»
2. Выставка рисунков и поделок на данную тему.
3. Создание мини – музея «Русская ярмарка»
Методическое обеспече
ние
• Видео: виртуальные экскурсии «Русская ярмарка», «Кто такие кузнецы?», «Как делают матрёшки»
• Мультимедийная презентация «Пуховые платки», «Что такое малахит?»
• Дидактические игры «Собери матрёшку от маленькой до большой», «Собери малахитовые бусы», лото «Народные промыслы»
• Игра-задание «Силуэт»
• Лэпбук «Русская изба»
• Альбом «Народные промыслы»
• Медиатека подвижных народных игр с музыкальным сопровождением.
• Русские народные костюмы