Мартынова Ульяна Васильевна
Проект в старшей группе «Широкая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Широкая масленица»
Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта: с 11 по 17 марта 2024 г.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность проекта:
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включаются в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Публикация «Проект в старшей группе „Широкая Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Цель:
– Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.
– Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.
– Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.
Задачи:
1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
Участники проекта:
Дети старшей группы, воспитатели, родители
План работы для воспитателя:
- определение цели и задач проекта;
- сбор информации об истории праздника;
- подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
- составление конспектов НОД, консультаций для родителей;
- подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа;
- создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта;
- информирование родителей о предстоящем мероприятии;
- индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии;
- Организовать для родителей выставку детских работ;
- Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;
Формы организации:
- Беседа, общение.
- Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
- Слушание и разучивание фольклорных произведений.
- Развлечение.
- Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
- Интегрированная НОД.
- Консультации.
Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:
– Беседа: «Что такое Масленица».
– Заучивание заклички на блины: «Уходи мороз косматый,
Слышишь, старый, или нет.
А над садом, а над домом
Голубой весенний свет».
- Рисование «Испеку блины»
- Лепка «Блины с икрой и сметаной»
-Аппликация с элементами рисования «Масленичка»
- Подвижные игры: «Карусель», «Веселый бубен». Игра-забава «Валенок», «Пирог».
Разучивание песни русской народной песни «Блины»; «Веснянка».
– Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки»;
Работа с родителями:
– Консультация для родителей: «Масленица широкая».
– Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в городском парке в воскресение.
Ожидаемый результат:
– Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
– Получение представлений о народных играх, обрядах;
– Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
– Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;
Этапы проекта.
Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.
- Создать условия для формирования интереса к празднику.
-Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.
-Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
- Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).
- Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.
-Привлечь родителей к участию в проекте.
Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.
- Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.
-Заучивание закличек, русских народных песен, пальчиковых игр.
-Разучивание хороводных игр.
Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.
-Организовать для родителей выставку детских работ.
-Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя».
- Организация и проведение музыкально-спортивного праздника «Широкая масленица» с последующим чаепитием.
День недели.
Понедельник
11.03.24
«Скоро Масленица!»
Содержание работы
Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Работа с детьми
Беседа «Что за праздник Масленица?»; Презентация «История Масленицы»; Поговорки про масленицу; Загадки о зиме и весне. Подвижная /игра «Пирог».
Участие во всероссийской онлайн-викторине «Масленица» Работа с родителями
Оформление материалов:
«Учить вместе веселее, дело спорится быстрее!» (предложить частушки, потешки для заучивания с детьми дома)
Вторник
12.03.24 «Масленица – это весело!»
Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.
Музыкальный мультфильм «Масленица!»
Разучивание
народной песни:
«Блины». Пригласить родителей на музыкально-спортивный праздник в ДОУ «Широкая масленица»
Среда
13.03.24.
«Милости просим!» Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа. - презентация «Русская изба»
- разучивание подвижных игр:
«Валенки»
- разучивание хороводных игр
- разучивание масленичных закличек, песни «Веснянка»
Аппликация с элементами рисования «Масленичка» Индивидуальные консультации по участию родителей в финальном развлечении
Четверг
14.03.24.
«Мы красиво нарядились, петь, плясать, играть пустились!» Познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов
Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям - презентация «Русский национальный костюм»
- д/и «Наряди куклу»
-разучивание подвижных народных игр
Рисование
«Испеку блины»
- разучивание хороводных игр
«Хоровод с бубнами»
Индивидуальные консультации по костюмам для проведения финального развлечения
Пятница
16.02.18.
«Мы гостей встречаем, вкусно угощаем!» Создать радостную атмосферу праздника.
Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
«Масленица гуляет, всех на праздник созывает»
- итоговое развлечение «Широкая масленица»
- чаепитие с блинами
Оформление материала «Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои!»
Раздать листовки с рецептами блинов родителям на выходные и праздничные дни
Приложение.
Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО»
- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).
Взойди поскорей,
Освети, обогрей (Руки развести перед собой).
Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх).
Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).
Игра-забава «Валенок»
Две команды по 6 человек, у первых игроков в руках детские валенки, по сигналу, бросают кто дальше. На место падения валенка ставиться конус. Если следующий ребёнок кинет валенок дальше, то конус переставляется, если нет, остаётся на месте.
Игра Пирог
Игроки становятся в две шеренги друг против друга. Водящий приседает в центре, он — пирог. Играющие поют и показывают движения.
Экий он высоконький, Руки поднимают вверх.
Экий он широконький, Руки в стороны.
Экий он мягонький. Руками гладят живот.
Первый в каждой шеренге бежит и дотрагивается до пирога. Кто первый коснулся — уводит его к себе в шеренгу, кто опоздал — становится пирогом.
Игра продолжается, пока интересно играть. По окончании можно посчитать в какой команде больше игроков.
Подвижная игра «Веселый бубен»
Дети образуют большой круг. Передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова:
Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам,
У кого остановился,
Тот сейчас станцуем нам!
Подвижная игра «Солнышко».
По считалочке выбирают водящего — солнышко. Остальные дети встают в круг. Солнышко (Весна) стоит посредине круга, все поют:
Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!
На первые две строчки дети водят хоровод, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к солнышку. Оно говорит: «Горячо!» — и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребенок замирает и выбывает из игры.
Хоровод «Как на тоненький ледок»
(идут по кругу, поют и выполняют движения по тексту)
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Соберёмся все в кружок,
Все потопаем, все потопаем.
Будем весело играть,
Будем ручки согревать,
Все похлопаем, все похлопаем.
Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять
По коленочкам, по коленочкам.
Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей,
Все попрыгаем, все попрыгаем.
Песня «Веснянка»
Ой, бежит ручьём вода,
Нету снега, нету льда.
Ой, вода, ой, вода,
Нету снега, нету льда.
Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли,
И соловушки малы.
Мы весняночку поём,
Весну красную зовём.
Ой, поём, ой, поём,
Весну красную зовём.
Закличка на Масленицу:
Уходи мороз косматый,
Слышишь, старый, или нет.
А над садом, а над домом
Голубой весенний свет.
«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее — будет повкуснее».
Пословицы, поговорки:
-«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,
-«Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.»
-«Солнышко-вёдрышко, нарядись!
Солнышко-вёдрышко, покажись!»
Загадки на масленицу: (Автор загадок: Ирис Ревю)
Зиму с ней мы провожаем,
И Весну - Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут?
Ответ: Масленица
Чучелом ее сжигаем,
Едим масло и блины,
И весну мы ожидаем,
Это — праздник старины.
Ответ: Масленица.
С сыром, маслом и сметаной,
Дырчаты и румяны,
Ароматны и вкусны,
Аппетитные (блины).
Горячий, румяный,
Сытный, желанный,
Бабушка с утра печёт,
Угощается народ.
Ответ: Блин
Конспект занятия по рисованию: «Испеку блины»
Цель: познакомить детей с традициями русского народа (дать представление о празднике «Масленица», продолжать учить приёмам аккуратного закрашивания готовых форм, упражнять в технике рисования гуашевыми красками и побуждать дополнять рисунок деталями (рисование ватными палочками).
Материал: гуашь жёлтого и коричневого цветов, ватные палочки для рисования, салфетки, заготовки круга из альбомного листа для раскрашивания, зайчик, мишка, картинки с изображением праздника «Масленица».
Ход занятия:
Рассматривание картинки с изображением праздника.
Воспитатель: на картине изображен праздник, который называется Масленица. Это праздник проводов зимы. Во время этого праздника люди нарядно одевались, ходили друг к другу в гости, чтобы угоститься блинами и горячим чаем, участвовали в праздничных гуляньях. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по обычаю пекут блины масляные. Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один – называем просто (блин).
Много испекли их мы – тогда назовём (блины).
Испекли для дочек – назовём (блиночек).
Будет кушать их сынок – назовем тогда (блинок).
Огромный, как домище – назовём (блинище).
На Масленицу принято ходить в гости и угощать гостей блинами. Посмотрите, кто сегодня к нам в гости пришёл: медвежонок Тиша и зайчонок Гриша. Давайте их угостим блинами? (ответы детей).
Воспитатель: на что похожи блины?
Дети: на солнышко!
Воспитатель: Какого цвета блины?
Дети: Жёлтого.
Воспитатель: Какой они формы?
Дети: Круглые.
Воспитатель: вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета (воспитатель показывает картинку). И у нас с вами круги тоже белого цвета, как и тесто. А вот блины испеклись и стали жёлтыми (воспитатель показывает следующую картинку). Что нужно сделать, чтобы наши белые блины стали такими же? (ответы детей). Их надо раскрасить. А в какой цвет их надо раскрасить? (ответы детей). А когда они у вас станут жёлтыми, нужно будет ватной палочкой нарисовать на нём «воздушные» точки коричневого цвета.
Воспитатель напоминает детям как правильно пользоваться гуашью.
Самостоятельная деятельность детей, воспитатель помогает неуверенным детям.
Воспитатель: Давайте покажем Тише и Грише какие вкусные блины у нас получились. Вот так угощенье!
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, о каком празднике мы сегодня с вами говорили? Что пекут на масленицу?
Воспитатель: Во время Масленицы люди не только ходят друг к другу в гости, но и водят хороводы, играют в игры. Давайте и мы с вами поиграем. Вставайте в хоровод.
Хоровод «Как на тоненький ледок»
(идут по кругу, поют и выполняют движения по тексту)
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Соберёмся все в кружок,
Все потопаем, все потопаем.
Будем весело играть,
Будем ручки согревать,
Все похлопаем, все похлопаем.
Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять
По коленочкам, по коленочкам.
Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей,
Все попрыгаем, все попрыгаем.
Воспитатель: понравилось вам играть? Тише и Грише очень понравилось у нас в гостях. Но им пора возвращаться домой. Давайте с ними попрощаемся и скажем «До свидания»!