Елена Пустовалова
Проект в старшей группе «Руские народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №1 «Золотой ключик»
Проект в старшей группе на тему :
«Русские народные игры»
ПОДГОТОВИЛА:
Пустовалова Е. А. воспитатель
г. Чехов - 2, 2021г.
Проект
«Русские народные игры»
Актуальность проекта :
Публикация «Проект в старшей группе „Руские народные игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные игры
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.
Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.
Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.
Цель:
Сформировать и систематизировать знания и представления детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру.
Задачи:
-Вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные игры;
-Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу;
-Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку;
-Развивать память, творческое воображение, познавательную активность, фантазию;
-Воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа;
-Воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности;
-Обогащать словарный запас детей названиями предметов быта русского народа.
Вид проекта : игровой, творческий, практико- ориентированный.
Продолжительность проекта : один месяц (сентябрь)
Участники проекта : дети старшей группы «Звездочки», воспитатели, родители.
Образовательные области, содержание которых включено в проект :
- познавательное развитие;
- физическое развитие;
- речевое развитие;
- художественно — эстетическое развитие;
- социально - коммуникативное развитие.
Материально - технические ресурсы необходимые для выполнения проекта :
- подбор необходимой литературы;
- подбор русских народных игр,
-создание условий для проведения мероприятия (атрибутов, подбор костюмов).
План реализации проекта :
1 этап- подготовительный:
- изучение методической литературы по данной теме;
- сбор необходимой информации, подбор игр;
- написание плана проекта;
-написание сценария праздника.
2этап- основной
- реализация проекта (НОД)
3 этап- заключительный:
- проведение открытого занятия «Русские народные традиции»
Ожидаемый результат:
В процессе приобщения детей к русским народным играм проявляется возможность отследить следующие особенности игрового поведения:
-умение самостоятельно организовывать игру;
- живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;
- продумывание запасных выходов из трудных ситуаций, для чего вводятся волшебные слова, которые дают возможность с честью избежать проигрыша, как бы жалея товарища, дают возможность всем почувствовать радость успеха;
- активное усвоение правил и содержания игр детьми (кто-либо из детей, объясняя игру, непосредственно участвует в ней, расставляет детей, заставляет их приговаривать слова, показывает движения).
План реализации проекта : (сентябрь)
1 неделя
1. Беседа на тему: «Для чего нужны русско-народные игры?»
Цель: познакомить детей с русско-народными играми, рассказать, как появились игры на Руси, пополнить новый словарный запас детей (познакомить с новыми словами, которые встречаются в играх, объяснить значение).
2. Заучивание с детьми считалок
Цель – определение ведущего в игре, распределение ролей и очерёдности в игре. Любая считалка учит детей следовать правилам игры, ведь водящий выбирается объективно, по воле случая.
3. Познакомить с русской народной игрой «Ручеёк»
Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
4. Познакомить с русской народной игрой «Золотые ворота»
Цель: Развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.
2 неделя
1. Беседа на тему: «Многообразие русских народных игр».
Цели: познакомить детей с русскими народными играми и считалками; развивать внимание, ловкость, смекалку, быстроту реакции; воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.
2. Познакомить детей с играми малой подвижности:
«Ты катись, веселый бубен…»
Цель: развивать память, речь, внимание, реакцию; формировать умение детей сдерживать свои эмоции во время игры.
3.«Колечко - малечко».
Цель: развивать способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой.
4. Игра «Перетягивание каната» (играют мальчики)
Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть его в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту на свою сторону.
3 неделя
1. Беседа на тему «Русско-народные песни и музыкальные инструменты»
Цель: знакомство детей с русско-народными песнями и музыкальными инструментами.
2. Разучивание русской народной песни «Два весёлых гуся»
Цель: приобщение дошкольников к истокам русского музыкального фольклора.
3. Разучивания оркестра ложкарей.
4 неделя
1. Беседа на тему: «Традиции и обычаи русского народа»
Цели: получение знаний о народных календарных праздниках; систематизация сведений о русских праздниках; воспитывать любовь к русской национальной культуре.
2. Задание детям: Узнать в какие игры играли их бабушки и дедушки.
Цель: вовлечение родителей, бабушек и дедушек в реализацию проекта; способствовать развитию умения детей добывать информацию; пробуждать в детях заинтересованность и увлеченность самостоятельной деятельностью по реализации проекта
3. Русская народная игра «Цепи кованные» (на улице)
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построение в две шеренги, беге.
4. Русская народная хороводная игра «Дударь»
5. Открытое занятие «Русские народные традиции»
Приложение
Русская народная игра «Ручеёк»
Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
Варианты:
В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.
Игра «Золотые ворота»
Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:
Золотые ворота
Проходите, господа.
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет,
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.
С последними словами дети опускают руки – ворота захлопываются. Те дети, которых поймали, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Игра «Ты катись, веселый бубен…»
Описание: Взрослые и дети становятся в круг, и передают друг, другу бубен говоря слова:
«Ты катись весёлый бубен,
быстро, быстро по рукам.
У кого остался бубен,
Тот сейчас исполнит нам».
(по желанию станцевать, прочесть стихотворение или спеть)
Игра «Колечко- молечко»
Все садятся в ряд. Выбирается предмет, который будет олицетворять колечко. Главное, чтобы такое «колечко» легко пряталось в детских ладошках. Все участники выбирают одного ведущего и протягивают ему сложенные лодочкой ладошки. Между ладонями остается небольшая щель, куда ведущий может положить кольцо. Он держит кольцо в своих ладонях, сложенных таким же образом, как и у игроков. Обходя всех по очереди, он делает вид, что опускает кольцо в ладони игроков. Никто не должен знать, кому досталось колечко на самом деле. Игрок, получивший колечко должен делать вид, что ничего не произошло. Все участники тут же смыкают ладони, чтобы никто не смог увидеть, у кого кольцо. Как только ведущий обойдет всех участников, он отходит на несколько шагов и произносит громко: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот игрок, у которого кольцо оказалось в ладонях на самом деле, должен быстро вскочить и выбежать на середину комнаты или площадки. Но сделать это бывает непросто. Так как цель всех остальных участников — не выпустить его из ряда. Они должны быть настороже, зорко следить за всеми соседями и не давать вырваться тому участнику, который владеет кольцом. Происходит потасовка, при которой владельца кольца удерживают всеми силами. Если он останется сидеть на скамейке, то должен снова отдать ведущему колечко, и игра продолжается. Удалось вырваться и не отдать колечко? Тогда этот участник сам становится ведущим, а бывший ведущий занимает его место на скамье.
Русская народная песня «Два весёлых гуся»
Два веселых гуся
Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.
Вытянули шеи –
У кого длиннее?
Один серый,
Другой белый –
У кого длиннее?
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси».
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе
Русская народная игра «Цепи кованные» (на улице)
Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:
- Цепи, цепи, разбейте нас!
Кем из нас? – отвечает другая
- Стёпой! - отвечает первая
Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.
Русская народная хороводная игра «Дударь»
С помощью считалочки или по желанию выбирает Дударя, тот становится – в круг. Остальные дети водят вокруг него хоровод и поют песню:
Дударь, Дударь, Дударище,
Старый, старый, старичище.
Его под колоду,
Его под сырую,
Его под гнилую.
– Дударь, Дударь, что болит?
Дударь показывает и называет, что у него якобы болит (голова, спина, коленки, руки и т. д.). Дети кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней. Игра повторяется три (четыре) раза, Дударь каждый раз новый.
Чтобы закончить игру, Дударь говорит: «Выздоровел!».
Вывод:
К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для детей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. Игра - это еще и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы, переживания сближают участников, формируют у них целеустремленность. Играя, ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей.
Развивая интерес к русским народным играм, развиваем творческие способности (придумывание разных вариантов, усложнение движений, совершенствуем двигательные умения и навыки детей. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В игре ярко отражается образ жизни людей, их быт, устои, смекалка, находчивость, смелость. Необходимо научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т. е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.
Используемая литература:
1. ЛитвиноваМ. Ф. "Русские народные подвижные игры" М., Просвещение, 1988г.
2. Якуб С. К. "Вспомним забытые игры", М., Детская литература, 1988г.
3. Кенеман А. В. "Детские подвижные игры народов мира", М., Просвещение, 1989г.
4. Лямина Л. А. "Народные игры в детском саду"М., 2008г.
5. Куприянова Л. Л. "Русский фольклор", М., Мнемозина, 2002г.