Ирина Семёнова
Проект в старшей группе «Народные промыслы»
▼ Скачать +Заказ
Проект «Народные промыслы России» в старшей группе.
Тип проекта : Информационно - практический.
Продолжительность проекта : долгосрочный сентябрь 2021 –март 2022
Участники проекта : Воспитатели, родители, дети старшей группы.
Публикация «Проект в старшей группе „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи: Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов, процессом изготовления игрушек, русской матрешки, предметов быта народными умельцами, основными элементами декоративной росписи дымковской, хохломских, гжельских и городецких изделий, понятием «народное искусство».
Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.
Расширять представление о многообразии окружающего мира.
Воспитывать чуткость к художественному слову.
Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства, навыки художественного творчества детей.
Приобщать к декоративно - прикладному искусству.
Актуальность: В наше непростое время мы недостаточно времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. А ведь без них не вырастет настоящий патриот своей родины, умеющий ценить и умножать ее богатства, заботиться о процветании своего края. Становление личности мы должны начинать с раннего возраста, вкладывать в умы детей то прекрасное, что имеем, учить их дорожить народным наследием, воспитывать уважение к труду народных мастеров, способствовать воспитанию чувства прекрасного, развивать творческие способности детей.
Предполагаемый результат: Заинтересованность детей и родителей народным декоративно-прикладным искусством. Активное участие в осуществлении проекта. Самостоятельное различение детьми известных видов декоративной росписи и применении их в своем творчестве.
Подготовительный этап:
Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов (альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи, игры и т. д.)
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.
Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.
Подбор художественной литературы по теме проекта.
Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Практический этап:
Методы реализации проекта : Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
-Познавательная деятельность
- Речевая деятельность
- Художественно-творческая деятельность
- Игровая деятельность
- Работа с родителями
Познавательная деятельность:
Тематические беседы: - «Дымковские мастера, Что такое хохлома? Филимоновские игрушки – свистульки, Веселые матрешки. Здравствуй, волшебный Городец! Гжель сине-голубое чудо»
Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»
Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
Художественно - творческая деятельность:
Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала; Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»; «Дымковская барышня»; Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»; «Роспись чашки с блюдцем. Гжель». «Гжельские петушки». «Роспись досок. Городецкая роспись».
Игровая деятельность:
Подвижные народные игры; Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У медведя во бору» Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем».
Работа с родителями: Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея. Помочь детям разучивать стихи.
Обобщающий этап:
Оформление альбома рисунков детей по всем видам искусства. Создание мини-музея «Народные промыслы России».
Результативность проекта :
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
План работы с детьми по осуществлению проекта :
Тема: «Веселая дымка» сентябрь 2021
Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Беседа «Игрушки не простые – глиняные расписные», просмотр презентаций «Дымка», организация выставки «Дымковская игрушка», рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Дымковская игрушка», дидактические игры «Третий лишний», «Цветные капельки», «Дымковские разрезные картинки", раскрашивание раскрасок «Дымка», разучивание стихотворения про дымку, рисование «Нарядные лошадки», аппликация «Дымковские игрушки», лепка из глины «Лошадки», конструирование из бумаги «Дымковская барышня»
Тема: «Золотая хохлома» ноябрь 2021
Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, формировать эстетический вкус.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Беседа «Хохломская роспись», изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи, просмотр презентаций по теме - рассматривание образцов хохломской росписи, работа в раскрасках «Хохлома», рисование хохломских узоров, «Золотая хохлома и золотой лес», разучивание стихотворений. Аппликация «Декоративная тарелка». Лепка пластилина графия «Золотая хохлома».
Тема: «Голубая гжель» декабрь 2021
Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства - гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Беседа «Эта звонкая сказка – Гжель», рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, рисование элементов Гжельской росписи, раскрашивание раскрасок «Гжель»
Тема: «Городецкие узоры – сколько радости для глаз» март 2022
Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое восприятие.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Беседа «Веселый Городец», чтение и заучивание стихотворении о Городце, просмотр презентаций, дидактические игры «Выложи узор», «Что лишнее», практическое задание «Обведи элемент», рассматривание иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи, сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров», рисование «Доска с узором птицы», аппликация с элементами рисования «Городецкие мотивы»