Галина Крюкова
«Моя семья». Краткосрочный проект в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №20 «Антошка»
Проект в старшей группе на тему : «Моя семья»
Воспитатель: Дьякова Т. С.
с. Николаевка, 2017г.
Краткосрочный проект на тему «Моя семья»
Участники проекта : дети в возрасте старшей группы МБДОУ «Детский сад №20 «Антошка»; родители воспитанников; педагоги.
Продолжительность проекта : 1 неделя.
Публикация «„Моя семья“, Краткосрочный проект в старшей группе» размещена в разделах
Тип проекта : групповой, практико-ориентированный.
Руководитель проекта : Дьякова Татьяна Станиславовна
Принципы построения педагогического процесса:
1. Последовательности (любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем).
2. Наглядности (дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию).
3. Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).
4. Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
5. Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников).
6. Возрастной адресности (одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей).
7. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Актуальность
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема
У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта :
- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
- расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Воспитывать интерес к своей родословной.
6. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
7. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Ожидаемый результат.
За время реализации проекта «Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет по проекту
«Моя семья»
Дни недели НОД
Понедельник 1. Беседа на тему: «Моя семья»
Цель: уточнение и обогащение представлений о семье; воспитание уважения к старшим, к семье. (Ист. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» Т. В. Вострухина)
2. Рассматривание иллюстраций
Тема: «Моя семья»
Цель: приучать детей с интересом рассматривать иллюстрации; активизировать словарь детей. (Ист. «Демонстрационный материал «Моя семья» Л. Б. Фесюкова)
Вторник 1. Рисование
Тема: «Моя семья»
Цель: отражение в рисунке личных впечатлений о жизни и традициях своей семьи. Развитие творческого воображения.
2. Прослушивание песни «Мама»
Цель: развивать умение внимательно слушать песню; выражать свои впечатления от прослушанного.
Среда 1. Аппликация
Тема: «Дом моей семьи»
Цель: учить детей создавать несложное крашение для дома; закреплять приемы вырезывания и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции. (Ист. «ИЗО деятельность в д/с» Т. С. Комарова 87 с.)
Четверг 1. Ручной труд с рисованием
Тема: «Семейный альбом»
Цель: овладение различными способами действий с бумагой. Закреплять умение следовать инструкциям педагога.
2. Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку»; Н. Майданик «Вместе с бабушкой».
Цель: развивать умение внимательно слушать; внимание; мышление; умение отвечать на поставленный вопрос.
Пятница 1. Составление рассказа
Тема: «Расскажи про папу» (маму, бабушку, дедушку, брата, сестру)
Цель: помогать детям составлять рассказы из личного опыта, подбирать существительный к прилагательным.
2. Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка»
Цель: развивать умение выражать свои чувства после просмотра мультфильма.
Физическое развитие
Физкультминутка «Семья»;
Подвижная игра «Кувшин доброты»;
Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова»;
Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».
Работа с родителями
Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома»;
Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту»;
Индивидуальные семейные консультации.
Работа по реализации проекта
1 этап (постановка проблемы) : педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы.
- Самые родные для ребенка люди?
- Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?
- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?
- Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?
- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?
- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?
- Как можно назвать одним словом этих людей?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап (подготовительный).
Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Педагогами был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т. д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо». В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, слайды; слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Генеалогического древа.
3 этап (основной).
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседа на тему «Моя семья»; просматривали мультфильмы; прослушивали песни про семью. Дети составляли рассказ на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)». Заучивали стихотворение О. Высотской «Моя семья». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения физминуток, подвижных игр.
4 этап (заключительный).
В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации «Дом моей семьи».
Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.
За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Рассматривание иллюстраций
Рисование
Тема: «Моя семья»
Аппликация
Тема: «Дом моей семьи»
Ручной труд с рисованием
Тема: «Семейный альбом»
КАРТА З. И. У.
ЗНАЮ ИНТЕРЕСУЮСЬ УЗНАЛ
Члены семьи
Имена родственников
Традиции семьи
Родословная семьи