Папки-передвижки

Проект в старшей группе «Эта удивительная соль»

Марина Моргунова
Проект в старшей группе «Эта удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы

Проектная деятельность в старшей группе «Развитие познавательно -исследовательской деятельности»

Подготовила воспитатель первой категории Моргунова М. А.

«Эта удивительная соль»

Актуальность.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем.

Публикация «Проект в старшей группе „Эта удивительная соль“» размещена в разделах

Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.

Реализация эксперимента показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают экологические и естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого. Внедрение естественнонаучного наблюдения и исследовательской деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов личностного развития детей.

Тема исследовательского проекта возникла после чтения детям сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная : крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.

Цель проекта : Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи: Формировать умение дошкольников сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи.

Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей.

Способствовать развитию логического мышления детей, интереса и внимания к явлениям неживой природы, творческих способностей, воображения, любознательности.

Способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.

Создать условия для приобщения родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома; воспитывать желание проявлять инициативу, творчество в вопросах сотрудничества с детским садом.

Сроки проведения проекта : 2 неделя.

Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.

Тип проекта : краткосрочный.

Принципы реализации проекта :

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).

Принцип «спирали», когда ребё нок возвращается к изучаемой проблеме несколько раз: в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).

Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.

На подготовительном этапе мы определяли цели и задачи проекта. Подбирали познавательную, научную литературу по теме: пословицы, загадки, поговорки про соль; иллюстрации, фотографии мест добычи соли. Разрабатывали тематические беседы про соль. Подбирали презентации про соль.

Внутри данного проекта были организованы индивидуальные детско-родительские мини-проекты. Родители вместе с детьми изготовили книжки – малышки про соль, в которых были загадки, пословицы, поговорки. Кроме этого помогали в поиске информации по теме (открытки, фотографии, иллюстрации с поделками из соли). Весь этот материал был использован нами во время проведения проекта.

На основном этапе реализация проекта проходила в процессе разных видов деятельности:

Познавательно-исследовательская деятельность.

В процессе организованной познавательной деятельности по темам «Волшебная соль» - дети знакомились со свойствами соли, использовании ее в жизни человека. Проводили беседу с детьми «Что мы знаем про соль - содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. Просматривали презентации про соль. Проводили опытно-экспериментальную деятельность «Кристаллизация соли» - способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.

Продуктивная деятельность.

Дети с удовольствием и энтузиазмом рисовали нетрадиционным способом – цветной солью.

Музыкально –художественная деятельность.

Прослушивали песни про соль из мультфильма «Незнайка на луне», просмотрели мультфильм «Как казаки соль добывали»

Игровая деятельность.

Совместно с родителями были изготовлены дидактические игры «Узнай на вкус», «Выбери правильное слово». Игровые упражнения с мешочками, наполненными солью : «Попади в цель», «Пройди и не урони»

Заключительный этап.

Ну, и конечно самым замечательным мероприятием, вызвавшем много радостных эмоций как у детей так и у родителей стала организация выставки поделок «Разве соль не волшебница.

Была создана картотека опытов «Волшебница соль» - обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом.

Ожидаемые результаты:

1. Дети получат представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, используют разные методы для получения информации.

2. У детей появляется интерес к исследованию окружающего мира.

3. Обогащается опыт детей проводить опытно – экспериментальную деятельность.

4. У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.

Приложение.

Сказка про соль.

Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото.

Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:

- Как вы, доченьки, любите меня?

- Как золото, - ответила старшая дочь.

- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.

- Как соль, - сказала младшая, Марушка.

Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.

И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.

Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.

Пословицы о соли

Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:

• Соли нет, так и слова нет.

• Без соли и стол кривой.

• Без соли и хлеб не естся.

• Без хлеба не сытно, без соли не сладко.

• Хоть бы песок, лишь бы солил.

• Соли не жалей, так и есть веселей.

• Несолоно хлебавши.

• Хлеб да соль.

• Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!

• От хлеба–соли не отказываются.

Хлеб-соль и разбойника смиряет.

Хлеб-соль не бранится.

Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.

• Хлеб да соль, ем да свой.

• Надо хлеб-соль помнить.

• Ешь солоней, жить будешь веселей.

• На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).

• Без соли, без хлеба, худая беседа.

• Без хлеба, без соли никто не обедает.

• Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

• Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так разговор пошел.

• За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).

• Подавая соль - смейся, не то поссоришься.

Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.

• Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.

Загадки о соли

• Меня не едят — и без меня мало едят.

• В воде родится, а воды боится.

• Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь.

• Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает. (загадка).

• Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.

• Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).

• Белый камень из горы,

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает. (соль).

Опыты с солью :

1. Имеет ли соль запах;

2. Какая соль на вкус.

3. Растворяется ли соль в воде;

4. Эффект «мёртвого моря».

Конспект открытого занятия на тему «Эта удивительная соль»

Цель: вызвать интерес к изучению свойств соли.

Задачи:

- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности;

- Уточнить знания детей о свойствах соли ; продолжать знакомить с ее видами;

- Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

- Формировать представления о соли и её свойствах;

- Продолжать развивать речь как средство общения.

- Упражнять в использовании нетрадиционного приёма рисования;

Методы и приё мы работы с детьми:

- практические: опыты с солью;

- наглядные: иллюстрации; «волшебный сундучок», письмо, разные виды соли.

- словесные: беседы, загадки, объяснения, обсуждение, анализ работы.

Оборудование: тарелочки с солью, одноразовые ложечки и стаканчики с тёплой водой, 2 большие ёмкости (одна с пресной водой, другая с солёной водой, сырые куриные яйца, гуашь, клей.

Ход занятия:

Ребята, когда я шла на работу, на пороге группы я увидела посылку и в ней письмо. Наверное это для Вас. Может быть прочитаем письмо и узнаем что в посылке?. Присаживайтесь.

«Здравствуйте дорогие дети, я хозяйка медной горы и слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам письмо-загадку. А что в ней находится, вы отгадайте!

Хозяйка медной горы («владелицу земных богатств, хранительницу тайн прекрасного и секретов) высокого мастерства»

На столе стоит всегда,

Внешне белая она

И на вкус, не вкусна

Но в пищу каждому нужна.

Воспитатель: Ребята, а вы догадались о чем идет речь?

Воспитатель открывает посылку, достает солонку с солью. Правильно это соль. А зачем она нужна?

Дети: Чтобы солить пищу, для полоскания больного горла и чтобы ей посыпать ледяные дорожки, потому что соль растворяет лёд.

Воспитатель: А зачем солить пищу?

Дети: Пище без соли не имеет вкуса.

Вы знаете, что соль бывает разная? (поваренная мелкая и крупная соль) (достать из посылки и сравнить), йодированная соль (в такую соль добавлен йод). Она нужна нам для того, чтобы организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам еду в детском саду, добавляют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, как называется эта соль? (йодированная)

А еще ребята, есть морская соль!

Пальчиковая гимнастика.

Мышка в норку пробегает, мышка норку запирает. Мышка в дырочку глядит. На заборе кот сидит.

Воспитатель: Посмотрите ребята, мы свами попали в лабораторию. А вы хотели бы как настоящие исследователи провести опыты с солью?

Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).

Попробуйте соль на вкус? Какая она на вкус? (соленая).

Возьмите ложки и насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).

Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду).

А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет).

А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).

А еще проводим опыт с яйцами. В соленой воде яйцо остается на плаву, в пресной воде яйцо тонет.

Воспитатель: ребята, а где в природе можно встретить очень много воды?

Дети: В море, в океане.

Вывод: соленая вода держит предметы на плаву и не дает утонуть.

Ребята наши работа в лаборатории подошла к концу.

Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю сделать для нее маленький подарок. Мы отправим его хозяйке медной горы. А подарок мы будем делать с помощью соли.

Мы с вами покрасим соль. У вас на столах есть стаканчики с солью, ложка, гуашь, клей, голубая бумага. И так приступаем к работе. На листе бумаги, мы с вами нанесем узор Горы, клеем, толстым слоем. Сверху аккуратно из ложечки насыпем на клей соль. Немного подождем пока соль приклеется и лишнюю ссыпаем в тарелочку. Затем мы наносим кисточкой краску на соль. Используя различные цвета красок, у нас получились красивые, объемные рисунки, которые мы пошлем в подарок Хозяйке медной горы. Но сначала мы наши работы разместим на выставке для наших родителей.

Физминутка

Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.

Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.

А теперь мы все потопаем, потопаем,

И ещё разок потопаем, потопаем.

Стройными, здоровыми все хотим мы стать.

Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять

Итог. Что мы узнали о соли. (Дети отвечают и делают выводы)

Вывод:

1. Дети получили представления о соли, ее свойствах, способах добычи, видах соли, ее пользе и вреде, использовали разные методы для получения информации.

2. У детей появился интерес к исследованию окружающего мира.

3. Обогатился опыт детей проводить опытно – экспериментальную деятельность.

4. У родителей повысилась компетентность в вопросах детского экспериментирования.

Публикации по теме:

Проект в средней группе «Удивительная вода»Проект в средней группе «Удивительная вода» Московская область Администрация Дмитровского городского округа МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО.

Детский мастер-класс «Удивительная соль» для детей младшего школьного возрастаДетский мастер-класс «Удивительная соль» для детей младшего школьного возраста На каждом шагу можно встретить такие симпатичные арт-объекты, как бутылки с цветной солью. Они продаются в магазинах, но такую бутылку.

Фотоотчет об исследовательском творческом проекте в старшей группе «Эта волшебная соль»Фотоотчет об исследовательском творческом проекте в старшей группе «Эта волшебная соль» Цель: Узнать как можно больше о соли и её свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для.

Фотоотчет о реализации проекта «Волшебница соль» в старшей группеФотоотчет о реализации проекта «Волшебница соль» в старшей группе .

Исследовательский проект «Соль-волшебница»Исследовательский проект «Соль-волшебница» Исследовательский проект "Соль - волшебница". Участники проекта :дети, родители и воспитатели группы «Буратино». Паспорт проекта :информационный.

Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль»Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль» Наш проект ребята представили на районной научно-практической конференции и получили Диплом первой степени среди детских садов района.

Познавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть третьяПознавательно-исследовательский проект по выращиванию фасоли «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа». Часть третья «В огороде хоть росла, знает ноты «соль» и «фа» Есть чудные живучие растения, я удивляться им не устаю. Фасоль стремится вырваться из.

Проект в средней группе «Удивительная соль»Проект в средней группе «Удивительная соль» Краткосрочный познавательно-информационный, продуктивный, опытно-экспериментальный групповой проект «УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ» 2021г. Краткосрочный.

Проект «Удивительная вода» для дошкольниковПроект «Удивительная вода» для дошкольников Тип проекта: познавательно – исследовательский Вид проекта: краткосрочный (2 недели) Участники проекта: дети 10 группы, воспитатель Цель.

Совместная опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Соль. Какая она?»Совместная опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Соль. Какая она?» Ведущая образовательная область: познавательное развитие Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в старшей группе «Эта удивительная соль»
Опубликовано: 18 октября 2023 в 23:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект в старшей группе «Эта удивительная соль»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Моргунова (УИ 1387580) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД