Наталья Кумачёва
Проект в средней группе «Знакомство с бытом славян посредством русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе Капелька
Знакомство с бытом славян посредством русских народных сказок
Автор: Кумачева Н. А., воспитатель детского сада № 125 Выборгского района Санкт-Петербурга
Актуальность проекта
Россия – наша Родина. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, историю.
Публикация «Проект в средней группе „Знакомство с бытом славян посредством русских народных сказок“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2022
Уже в дошкольном возрасте возможно и необходимо знакомить детей с тем, как жили русские люди, как работали и как отдыхали, что их радовало, а что тревожило, какие они соблюдали традиции и обычаи, чем украшали свой быт, как одевались, какие игры были у детей.
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истории Руси. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки и создан проект «Знакомство с бытом русских людей через русские народные сказки».
Цель проекта
Дать первоначальные представления об укладе жизни наших предков.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа;
познакомить детей с ведением хозяйства, предметами деревенского быта, домашней утварью, русской кухней;
дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте;
способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
обогащать и расширять словарный запас детей;
формировать умение инсценировать эпизоды сказок;
совершенствовать тонкую и общую моторики;
Развивающие:
развитие у детей интеллектуальных, познавательных и творческих способностей;
развитие культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия
развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения
Воспитательные:
воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей родине;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и ремеслам;
воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.
Ожидаемые результаты:
дети имеют представление о жизни и быте русского народа;
развитие интереса к русским традициям и ремеслам;
улучшение артикуляционной, тонкой и общей моторики детей;
проявление уважения и любви к труду;
целостное воздействие на речевую систему, речевое раскрепощение ребенка;
позитивное взаимодействие детей в коллективе;
обогащение игротеки дидактических игр по выбранной теме;
обогащение предметно-развивающей среды группы
развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
содействие творческому развитию детей;
развитие эмоциональной отзывчивости;
гармонизация отношений между взрослыми и детьми
Организация работы с детьми
1 неделя
Понедельник
Тема: Собираем урожай[
Цель: Формировать первоначальные представления об основных видах традиционного труда при выращивании и сборе урожая.
Наглядный материал: Иллюстрированная сказка «Мужик и медведь». Иллюстрации с изображением орудий земледельцев (соха, серп, коса,)
- Чтение сказки «Мужик и медведь»
- Познание «Ознакомление с орудиями труда и трудовыми действиями земледельцев»
- Детское рассуждение «Какие силы природы помогают вырастить хороший урожай»
- Разучивание потешки «Дождик, дождик»
- Русская народная игра «Огородник»
Вторник
Тема: Животные в домашнем хозяйстве
Цель: Формировать дифференцированные представления о домашних животных, их роли в жизни человека. Учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к животным.
Наглядный материал: Сказка «Как собака друга искала». Тематическая картотека «Домашние животные». Народные сказки с иллюстрациями домашних животных. Кубики «Сложи картинку: домашние животные»
- Чтение сказки «Как собака друга искала»
- Речевое развитие: Беседа «Такие разные домашние животные»
- Рассматривание иллюстраций к народным сказкам с изображением домашних животных
- Народная игра «Пастух и стадо»
- Индивидуальная работа: Д/и «Сложи картинку»
Среда
Тема: Жилище русского человека
Цель: Формировать дифференцированные представление о назначении избы, особенностях материалов, используемых в строительстве жилища.
Наглядный материал: Иллюстрированная сказка «Заюшкина избушка». Иллюстрации с изображение русской избы и ее элементов (окно с наличниками и ставнями, крыльцо со ступеньками и перилами,). Пазл «Теремок».
- Чтение сказки «Заюшкина избушка».
- Беседа по иллюстрациям «Какие раньше строили дома»
- Разучивание потешки «Ай туки, туки, туки, застучали молотки»
- Индивидуальная работа: Собери пазл «Теремок»
- Аппликация и з гофрокартона «Избушка»
Четверг
Тема: Матушка печка
Цель: Конкретизировать представления о внутреннем устройстве избы (печной угол – бабий кут, красный угол, задний мужской угол) и предметах интерьера (печь, стол, лавка, люлька, сундук, конник, светец, продолжать знакомить с их назначением.
Наглядный материал: Сказка «По щучьему веленью». Иллюстрации из народных сказок с изображением внутреннего убранства избы. Настольная игра «Раньше и сейчас: история вещей»
- Чтение сказки «По щучьему веленью» (в сокращении)
- Беседа по иллюстрациям из сказок «Внутреннее убранство русской избы»
- Познавательно-исследовательская деятельность «Раньше и сейчас: история вещей»
Пятница
Тема: Русская кухня
Цель: Конкретизировать первоначальные представления о традиционной русской посуде, домашней утвари и их назначении, о традиционных русских блюдах.
Наглядный материал: иллюстрированная сказка «Лиса и журавль». Предметы (или иллюстрации) русской традиционной посуды и утвари (миска, горшок, ложка, самовар, ковш, чугунок, ухват,)
- Чтение сказки «Лиса и журавль»
- Рассматривание предметов русской традиционной посуды и утвари
- Рассказ воспитателя «Щи да каша – пища наша»
- Разучивание потешки «Варись, варись, кашка»
- Пластилинография «Расписные ложки»
2 неделя
Понедельник
Тема: У леса жить – здоровым и сытым быть
Цель: знакомить детей с такими занятиями русского народа, как охота, собирательство, бортничество
Наглядный материал: сказка «Война грибов с ягодами», иллюстрации на тему «охота», «сбор грибов и ягод», «сбор лекарственных трав», «сбор дикого меда»
- Чтение сказки «Война грибов с ягодами»
- Прослушивание песни «Ходила младешенька»
- Познание «Лес –кормилец. Лес – лекарь»
- Эстафетная игра «Соберем грибочки»
Вторник
Тема: Труд русских людей
Цель: Знакомить с русскими ремеслам (гончар, кузнец, пряха,). Учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду.
Наглядный материал: Сказка «Крошечка-Хаврошечка», презентация на тему «Ремесла на Руси»
- Чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка»
- Речевое развитие с просмотром презентации «Ремесла на Руси»
- Знакомство с русскими поговорками о труде и лени
Среда
Тема: Одежда русских людей
Цель: Формировать первоначальные представления об отдельных атрибутах русской традиционной одежды. Вызвать чувство восхищения красотой национального костюма, мастерством русских рукодельниц.
Наглядный материал: сказка «Чудесные лапоточки». Иллюстрации «Одежда русских людей». Иллюстрации к русским народным сказкам на тему «одежда героев сказок». Д/и «Подбери головной убор к сарафану»
- Чтение сказки «Чудесные лапоточки»
- Рассказ воспитателя «Как обувались и одевались наши предки» с опорой на иллюстрации героев русских народных сказок
- Д/и «Подбери головной убор к сарафану»
- Аппликация «Украсим кокошник»
Четверг
Тема: Товару много всякого
Цель: Дать простейшие сведения о ярмарке и ярмарочных забавах.
Наглядный материал: сказка «Мена». Иллюстрации на тему «Ярмарка. Ярмарочные забавы»
- Чтение сказки «Мена»
- Прослушивание песни «Где был, Иванушка?»
- Беседа по иллюстрациям «Ярмарка. Ярмарочные забавы»
- Разучивание ярмарочных закличек-зазывалок
- Разыгрывание ярмарочных кукольных представлений
Пятница
Тема: Гостеприимство
Цель: Дать понятие о русском гостеприимстве, знакомить с обычаями приема гостей и хождения в гости с гостинцами
Наглядный материал: сказка «Теремок», Иллюстрация «Красный угол в избе», «Хлеб да соль»
- Чтение сказки «Теремок»
- Рассказ воспитателя «Традиции русского гостеприимства»
- Творческая работа (аппликация + рисование) «Хлеб да соль»