Ирина Хадикова
Среднесрочный проект в средней группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Воспитатель средней группы
Хадикова Ирина Николаевна
Паспорт проекта.
Тип проекта : практико-ориентированный,
творческий.
Продолжительность: среднесрочный
Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители.
Срок проекта : с 20 января — 10 февраля
База реализации проекта : МБДОУ № 25
Публикация «Среднесрочный проект в средней группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Актуальность проекта : Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — ни будь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая : хочешь себе счастья, учись уму-разуму. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм. Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Задачи проекта :
Для детей:
•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
•Расширять представление детей о сказках.
•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
•Укреплять дружеские отношения в семье.
•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
Для родителей:
•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
•Развитие совместного творчества родителей и детей;
Для педагогов:
•Развитие творческого потенциала ребенка;
•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Объект исследования:
• Навыки и умения детей, полученные в результате проведённой работы.
Предполагаемый результат:
• К концу проекта дети будут иметь представление о русской народной сказке, национальных особенностях характера.
• Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
Механизм реализации проекта :
• Анализ до проектной деятельности
• изучение и анализ методической литературы по данному направлению
• привлечение родителей к проектной деятельности
• пополнение развивающей среды
• организационная работа
• работа с педагогами ДОУ
• работа с родителями ДОУ
• мониторинг
Техническое обеспечение:
• Компьютер
• Принтер
• Фотоаппарат
• Проектор
• Аудио и видео техника
Методическое обеспечение
• Учебно-методическая литература
Оборудование
• Маски к показу театрализованных сценок.
Формы работы:
• Беседы
• Показ сказок
• Продуктивная деятельность
• Выставка творческих работ детей
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап:
Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.
Содержание деятельности:
• Подбор методической литературы по данному проекту.
• Анкетирование родителей «Сказка в жизни ребенка»
• Составление диагностик детей
• Перспективное планирование
• Создание условий в ДОУ для проведения проекта
• Подбор цикла художественной литературы
• Подбор и изготовление атрибутов к играм драматизациям
• Изготовление альбома для рассматривания:
«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
«Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
Продукт деятельности:
• Перспективный план
• Обогащение предметно-развивающей среды
• Мониторинг
• Приобретение иллюстраций
• Презентация
Предполагаемый результат:
• Осознание родителями и педагогами значимости актуальности проекта
• Оптимальное взаимодействие всех участников образовательного процесса
• Обогащение предметно-пространственной развивающей среды ДОУ
2. Основной этап:
Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям
народной культуры.
Содержание деятельности:
• Реализация системы развития творческих способностей детей с помощью творческой деятельности
• Занятия с использованием творческих заданий
• Развлечения и досуг
• НОД
• Консультации для родителей и педагогов
• Информационные материалы для родителей и педагогов
Продукт деятельности:
• Конспекты
• Фотовыставка
• Выставка детского рисунка
• Конспекты консультаций
• Информационный материал
Предполагаемый результат:
• Накопление методического материала по данной теме
• Овладение детьми навыками рассказывания русских народных сказок.
• Овладение навыками показа театрализованных сценок по мотивам русских народных сказок.
3. Заключительный:
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-исследовательской деятельности.
• Подведение итогов: итоговая диагностика
• Обобщение результатов работы
• Закрепление полученных знаний
• Определение перспектив
• Итоговый мониторинг
• Фотоматериалы
Продукт деятельности:
• Диагностический отчёт (справка, диаграммы)
• Фотоматериалы
• Презентация
Предполагаемый результат:
• Использования в образовательной деятельности навыков приобретенных в период проектной деятельности.
• Пополнение предметно- развивающей среды
Основные направления реализации проекта :
Познавательное развитие
• Рассказ воспитателя о предметах домашней утвари,героях из сказок.
• Рассказ воспитателя русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
• Рассказ воспитателя русской народной сказки «Три медведя»
• Рассказ воспитателя русской народной сказки «Теремок»
• Рассказ воспитателя русской народной сказки «По щучьему веленью»
• Показ презентации «Добрые и злые герои сказок»
• НОД «В гостях у сказки»
• Пересказ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Цель: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей.
• Путешествие в сказку «Заюшкина избушка».
Цель: Обеспечить развитие умение рассказывать сказку по алгоритму, учить детей отвечать полными предложениями, активизировать словарь,
Способствовать развитию связной речи детей.
Способствовать развитию умения рассуждать.
Обеспечить развитию воображения, мышления, логики.
Пробудить чувство любви к русским народным сказкам, доброжелательное отношение к героям сказки.
Вызвать интерес к художественной литературе.
• Творческое рассказывание по сказке «Теремок».
Цель: Обеспечить развитие умение составлять рассказ по сюжету знакомой сказки с самостоятельно придуманными героями.
Обеспечить развитию ассоциативного мышления и творческого воображения через использование заместителей; развитию речи: учить детей подбирать признаки заданному предмету, расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов.
Вызвать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию).
• Литературная викторина «В стране сказок»
Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках.
Формировать умение узнавать сказки, их героев.
Развить интерес к русскому народному творчеству.
Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней.
• Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.
Художественно-эстетическое развитие:
• Лепка по мотивам сказки три поросенка «Поросенок»
• Рисование (оттиск) «Колобок»
• Рисование (по трафарету) «Елочка» по мотивам русской народной сказки Три медведя.
• Аппликация «Заюшкина избушка»
• Конструирование «Теремок»
• Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
Социально-коммуникативное развитие:
•. Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок».
• Обыгрывание сюжетов из сказок : «Заюшкина избушка», «Петушок – Золотой Гребешок», «Лисичка со скалочкой».
Развитие речи и чтение художественной литературы:
«Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«По щучьему велению»
«Морозко»
«Снегурочка»
«Рукавичка»
«Волк и семеро козлят»
«Три медведя»
«Пузырь, соломинка и лапоть»
«Три поросенка»
«Заюшкина избушка»
«Царевна лягушка»
«Зимовье зверей»
«Маша и медведь»
«Кот, Петух и Лиса»
«Теремок»
«Лиса и журавль»
«Жихарка»
«Смоляной бычок»
Чтение пословиц, поговорок о русском быте.
Дидактические игры:
- «Расскажи сказку по серии картинок»
- «Составь сказку»
- «Назови сказку»
- «Что сначала, что потом»
- «Из какой сказки пришёл герой (героиня?»
- «Из какой сказки волшебная вещь?»
- «Подбери иллюстрацию к сказке»
- «Сложи картинку и узнай сказку»
- «Сложи сказку», «Что лишнее?»
- «Узнай по описанию»
- «Путаница».
Пальчиковая гимнастика
Рассматривание наглядно-иллюстрированного материала.
Подвижные игры:
-«Волк и семеро козлят»
-«У медведя во бору»
-«Гуси - лебеди»
-«Кот и мышь»
-«Курочка - хохлатка»
-«Золотые ворота».
Физминутки:
«Сказки»
«Колобок»,
«Теремок»
«Репка».
Взаимодействие с родителями:
Консультации:
- «Сказка в жизни ребенка»
- «Читайте детям сказки»
- «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
- Анкетирование «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
- Оформление выставки:
- «Русские народные сказки» (рисунки).
- «Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок).
Совместная работа родителей и детей.
-Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
Подвижная игра " У медведя во бору"
ООД по лепке " Три поросёнка"
Игра драматизация Репка.
Выставка рисунков
ООД по аппликации " Заюшкина избушка"
Вручение дипломов за конкурс рисунков.
Заключение.
В данном проекте нашло подтверждение то, что разнообразие методов и приемов,используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы.
Сказка помогает ребенку само совершенствоваться,само развиваться, активизировать различные формы мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знания о сказках; умение узнавать сказки,
определять её героев и отношение между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность.
Сформировалось умение инсценировать эпизоды сказок.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально- чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказками, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формирования у ребёнка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то,что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок.
Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создовая теплую задушевную атмосферу в доме.