Лариса Юрьевна Бойко
Проект «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» в средней группе для детей с нарушением зрения
«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
Тип проекта – Познавательно -творческий.
Вид проекта – групповой
Продолжительность проекта – краткосрочный
Участники – воспитатели, дети средней группы с нарушением зрения, их родители, учитель-логопед.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать“ в средней группе для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы. Проекты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, как выжить. Доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Наша задача – познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Цель:
Формировать экологические знания о зимующих птицах, об условиях их обитания и ответственное, заботливое отношения к ним.
Задачи:
Образовательные:
• Систематизировать представление детей о птицах (внешний вид, среда обитания) и их разнообразии;
• Расширить и активизировать словарь по теме «Птицы»;
• Сформировать представление о зимующих птицах, их образе жизни и повадках;
• Научить различать зимующих и перелетных птиц;
• Вызвать желание узнавать новые факты из их жизни;
Развивающие:
• Развить активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;
• Развить любознательность, активность, самостоятельность;
• Развить чувство ответственности по отношению к живой природе;
• Развить диалогическую речь, физиологическое дыхание, темп и ритм речи;
• Развить артикуляционную, тонкую, общую и мелкую моторику;
• Развить зрительное восприятие и внимание, логическое мышление и воображение
• Развить и продолжать совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи;
• Совершенствовать умение словообразования и словоизменения;
• Развить фонематический слух.
Воспитательные:
• Воспитать любовь к живой природе, культуру общения с природой, бережное, заботливое отношение к ней;
• Воспитать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них;
• Формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам;
• Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания.
В ходе реализации проекта у детей :
- расширились знания о зимующих птицах (внешний вид, условия обитания, чем питаются, роли человека в жизни пернатых и т. д.)
- развились творческие способности, любознательность, познавательная активность, коммуникативные навыки
- усовершенствовалось развитие связной речи
В ходе проекта дети и родители приняли активное участие в различных видах деятельности, таких как: изготовлении кормушек для птиц, а также атрибутов для театрализованной деятельности (маски зимующих птиц, заучивании стихов и чтении литературы по теме.
Этапы реализации проекта :
1 Этап – Подготовительный.
- Изучение литературы по теме проекта,
- Подбор наглядного и дидактического материала, рассказов, стихов, загадок, пословиц, песен по теме проекта.
- Пополнение предметно- развивающей среды в группе
- Подбор игр и оборудования,
- Разработка мероприятий.
2 Этап – Основной.
Формы работы с детьми:
1. Проведение бесед:
- «Зимующие птицы»
- «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
2. Чтение художественной литературы:
- Н. Сладков "Синичкина кладовая"
- Е. Александрова «Новая столовая»,
- И. Тургенев «Воробей»,
- М. Горький «Воробьишко»,
- Г. Скребицкий- «Мать и кормилица.»
- Ю. Дмитриев. «Снегирь».
- заучивание стихотворения А. Барто «Синица»;
- Отгадывание загадок о зимующих птицах.
3. Проведение НОД.
- По познавательному развитию «Зимующие птицы»,
- По развитию речи «Чтение рассказа Н. Калининой «Про птиц»»,
- По художественно – эстетическому развитию «Снегирь на ветке» (рисование)
- По художественно – эстетическому развитию «Красивая птичка» (оригами,
«Синица»(аппликация)
5. Утренняя гимнастика «Птички зимой»
6. Дидактические игры:
- «Кто как устроен»,
- «Разрезные картинки»,
- «В мире птиц» лото,
- «Скажи ласково»,
- «Четвертый лишний»,
- «Один – много»,
- «Подбеги к птице, которую назову»,
- «Узнай птицу по силуэту»
- «Узнай по контуру»,
- «Кто чем питается»,
- «Узнай птицу по голосу»,
- «Обведи по точкам»,
- «Я начну, а вы закончите»,
- «Лабиринты, дорожки»,
- «Найди пять отличий»
7. Подвижные игры:
«Воробышки и кот».
«Перелёт птиц»,
«Воробышки и автомобиль»,
«Совушка»,
«Мячик передавай – зимующую птицу
называй!"
«Птица без гнезда»
«Птицеловы»
«Собачка и воробьи».
«Вороны».
8. Зрительная гимнастика «Птички»
9. Пальчиковая гимнастика.
«Птичья кормушка»
«Я зимой кормлю всех птиц»
«Дятел»
«Воробей»
«Сел на ветку снегирек»
«Летит над полем птичка»
«Сорока»
«Лесной лекарь»
«Птичка»
«Снегири»
10. Физминутки:
«Птичка-невеличка»
«Зимующие птицы.»
11. Театрализованная деятельность.
Игра - инсценировка «Птичий теремок»
12. Изготовление съедобных кормушек для птиц.
13. Работа с родителями:
- Консультация и рекомендации для родителей.
- Привлечение родителей совместно с детьми к изготовлению кормушек для птиц.
3 Этап – Заключительный.
Презентация проекта : «Зимующие птицы».