Елена Гусева
Проект «В родном краю»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию
«В родном краю
Воспитатель: Е. М. Гусева
В. Степанов
Что мы родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Проблема: дети не задумываются о том, что посёлок, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего посёлка, достопримечательностей.
Актуальность проекта :
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым. Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, архитектурным содержанием, которые их окружают. Задача взрослых направить их познание в нужное русло. Следует рассказать детям, что каждая улица, каждый уголок родного города имеет свое название, хранит свою тайну. Невозможно полюбить их не зная их судьбы, исторического прошлого. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Патриотизм - сложное человеческое чувство. Это любовь к родным и близким людям, к детскому саду, к родному селу и к родной стране. Поэтому важно еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Дети - это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям не понятны понятия страна, патриотизм, Родина…. Но наша задача – воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за ними будущее.
Начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого. С любви к своему посёлку, городу, деревне (месту, где ты родился и живёшь).
Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они проходили. У каждого любовь проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нём на многие годы. Мы хотим, чтоб ребятам, место, в котором они живут, стало бы любимым!
Цель проекта : Формирование первичных представлений о малой родине, воспитание патриотических чувств, гордость за место, где они живут.
Задачи:
Сформулировать у детей начальные представления об истории родного посёлка, его достопримечательностях, расширить кругозор детей и словарный запас.
Развивать эмоционально – ценностные отношения к семье, дому, улице, посёлку, стране;
Развивать бережное отношение к посёлку (достопримечательностям, культуре, природе);
Развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края;
Создать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, прогулок.
Участники проекта : воспитанники группы, родители, воспитатели.
Вид проекта : информационно-познавательный.
По количеству участников: групповой
Продолжительность: среднесрочный (три месяца).
Ожидаемый результат:
Дети имеют представление о посёлке, в котором они живут. Знают, что это их «малая» Родина, испытывают чувство гордости за свой край.
Знают историю возникновения родного посёлка.
Имеют представления об исторических памятниках.
Дети знают и называют место проживания, свой домашний адрес.
Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в посёлке и семье.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный, включает в себя:
- Выбор темы проекта. Составление плана работы по проведению проекта.
-Сбор информации и подготовка литературы по теме проекта. Подбор интернет-ресурсов.
-Создание и пополнение предметно- развивающей среды.
2. Основной, включает в себя:
• Привлечение родителей к оказанию помощи;
• Чтение художественной литературы;
• Рассматривание иллюстраций;
• Рисование рисунков, конструирование, аппликация;
• Проведение с детьми бесед, экскурсий, викторин и т. д.
3. Заключительный.
- презентация «Моя малая Родина»
- оформление фотовыставки «В родном краю»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Методы и приёмы, используемые в работе над проектом.
1. Методы повышения познавательной активности: элементарный анализ; наблюдение; сравнение; метод вопросов; метод повторения; метод моделирования; решение логических задач.
2. Методы повышения эмоциональной активности: словесный; игровой (воображаемая ситуация); придумывание сказок, загадок, рассказов; сюрпризные моменты и элементы новизны; пример взрослого, родителя; юмор и шутки; сочетание разнообразных средств на одном занятии.
3. Методы обучения и развития творчества: эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений неживой природы (обследование); прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее); игровые приемы; проблемные ситуации и задачи; неясные знания (догадки); предположения (гипотезы).
Приемы: показ с пояснением; игровой прием; прием вопросов; использование игрового персонажа; речевой (процесс говорения как образец); действенное соучастие детей; применение выразительных средств речи; демонстрация иллюстраций; рассматривание; использование ТСО; рассказ воспитателя; рассказ детей; чтение.
Тематический план работы с детьми по блокам
1 блок – «С чего начинается Родина» (3 – 4 неделя февраля)
Цель: формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина.
-Заучивание стихотворения Матусовского «С чего начинается Родина?»
- Составление рассказа (из личного опыта «Дом, в котором я живу».
-Экскурсия «Моя улица»
- Заучивание стихотворения «Белая берёза»
-Конструирование «Наш детский сад»
- Рисование «Там, где я живу, красиво»
-Беседа с детьми: «Большая и малая Родина».
-. Чтение различной художественной литературы по теме: «Лучше нет родного края» П. Воронько, «Родное гнездышко», «С добрым утром» Г. Ладонщиков, «Здравствуй, Родина моя» В. Орлов, «Главные слова» Л. Олифиров, «Наш край» А. Пришелец, «Что мы Родиной зовем» В. Степанов, «Рисунок», «Родная песенка» П. Синявский; разучивание пословиц,
2 блок «Малая родина. За что мы любим свой посёлок» (1 – 2 неделя марта)
Цель: уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
- Рассматривание фотографий с изображением посёлка
-Экскурсия к памятнику Качалова
-Беседа «Что я знаю о посёлке»
- Викторина «Моя малая Родина»
-Презентация «Наш посёлок»
-анкетирование «Я и мой посёлок»
-. Дидактические игры:», «Назови какой», «Подбери признак», «Четвертый лишний», «Герб города», «Назови улицы нашего города», «Чьи родители это делают?», «Узнай, где это расположено», «Заселим реку Стомять»
3 блок «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» (3 – 4 неделя марта)
Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.
-Рассматривание государственных символов России – флаг, герб.
- Беседа «Флаг России»
-Беседа «Герб России»
-Прослушивание гимна России
- Рисование и аппликация «Наш флаг»
4 блок «История возникновения герба края смоленского» (1- 2 неделя апреля)
Цель: закрепить и обобщить знания детей о символе своего края – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства
-Беседы направленные на ознакомление с гербом Смоленска и Починка.
-Рассматривание иллюстраций «Герб Смоленска», «Герб Починка»
- Раскрашивание герба Починка
-Творческое задание «Придумай свой герб»
5 блок «Как жили наши предки» (3 – 4 неделя апреля)
Цель: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине.
-Посещение мини-музея «Русская изба»
- Посещение музея в школе
- Чтение русской народной сказки «Лиса со скалочкой»
- Рассматривание иллюстраций с изображением быта наших предков
-Загадывание загадок о предметах быта
-Беседа «Жизнь наших предков»
- Заучивание пословиц и поговорок
- Знакомство с праздниками (масленица, пасха)
6 блок «Знаменитые земляки» (1-2 неделя мая)
Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.
-Рассматривание фотографий знаменитых земляков
-беседы о земляках, прославивших нашу смоленскую землю
-экскурсия к памятнику
-возложение цветов
- митинг, посвящённый Дню Победы
-заучивание стихотворений о Вов
-рисование на тему «День Победы»
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»; «Что должен знать ребенок о родном посёлке».
- Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников
- Анкетирование родителей на тему «Гражданско-патриотическое воспитание ребенка».
Дошкольники имеют представления:
- о семейных традициях, о праздниках и обрядах;
- о духовных и нравственных ценностях;
Дошкольники
- знакомы с историей и культурой своей малой родины, традициями и промыслами;
- умеют беречь и поддерживать красоту;
- проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание;
-Проявление родителями интереса к проблемам гражданско-патриотического воспитания.
- непосредственное участие родителей и детей в организации различных мероприятий: экскурсий, развлечений;
Перспективы дальнейшего развития проекта
1. Дальнейшее совершенствование работы по созданию системы
патриотического воспитания с другой группой.
2. Другие педагоги детского сада могут реализовать этот проект в своей группе.