Огольцова Людмила
Проект в разновозрастной группе «Моя семья — мое счастье!»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект «Моя семья-мое счастье!»» подготовил и провел: воспитатель разновозрастной группы «Колосок» Огольцова Л. В.
Паспорт проекта
Тип проекта : Долгосрочный, информационно-творческий
Участники: дети разновозрастной группы, родители воспитанников, педагог
Сроки реализации: 24 октября – 25 ноября 2022 г
Образовательные области по ФГОС: познавательное развитие
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое.
Публикация «Проект в разновозрастной группе „Моя семья — мое счастье!“» размещена в разделах
Цель проекта :
Формирование у детей представления о семье через организацию разных видов деятельности, повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи проекта :
• Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов семьи
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
• Формирование у детей нравственных чувств и привычек, умение сопереживать, стремление оказать помощь, проявлять уважение к старшим, заботу о младших
• Воспитывать доброжелательность, уважение и любовь друг к другу через совместную деятельность родителей, воспитателей и детей
• Продолжать развивать познавательные способности детей через разные виды деятельности, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
• Познакомить с понятием «генеалогическое древо семьи», «герб семьи»
• Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения к членам своей семьи
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе»
В. А. Сухомлинский
Введение
Актуальность темы
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. А семья для ребенка- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность. Именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал ответственность за своих родных и близких, научился заботиться о них с детства. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.
С целью изучения семей воспитанников, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка у меня появилась идея: создать проект «Моя семья».
Я считаю, что метод проекта дает возможность сделать познавательный процесс интересным и увлекательным, а детям в доступной форме усвоить предложенный материал, Проектная деятельность развивает творческие способности детей, а также учит их мыслить, делать выводы и работать командой: дети, родители, педагоги.
Проблема: проведя, анкетирование среди детей – выяснилось, что не все дети знают подробности о своей семье : кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте. Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.
Предполагаемый результат:
1. Повысится педагогическая культура родителей по вопросам воспитания детей,
2. В процессе реализации проекта у дошкольников будут сформированы:
- понимание важности семейных отношений;
- воспитание положительного образа семьи
- чувства гордости за свою семью и любви к её членам,
- знания истории своей семьи, семейные традиции и праздники,
- установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
3. Повысится интерес к проектной деятельности у детей, педагогов и родителей.
Если с дошкольниками проводить целенаправленную работу по изучению материалов на тему «Моя семья», то у детей воспитается уважение и гордость за свою семью. Будут сформированы первоначальные знания о: родосновной семьи, ее традициях, реликвиях. Привиты такие моральные качества: любовь и уважение к членам семьи, ответственность и забота о них
Формы реализации проекта :
• беседа
• игра
• наблюдение
• рассказ
• использование ИКТ
• демонстрация иллюстраций, картин
• объяснение
Этапы проведения и реализации проекта
1 этап – подготовительный
• выбор темы
• составление плана деятельности
• сотрудничество с родителями
• подбор литературных произведений о семье
• подбор музыкальных произведений о маме, папе, бабушке, дедушке
• подготовка цикла бесед о семье : праздники, традиции, профессии, родословная семьи
2 этап – основной, организационно-практический
Работа с родителями:
1. Информация в родительском уголке
2. Индивидуальные и групповые консультации по теме;
3. Проведение праздников и развлечений с участием родителей:
4. Проведение выставок и конкурсов
5. мини проект (с участием семьи Тимошенко Софии)
5. Оформление темы «Семья» для родителей;
6. Составления памяток для родителей;
7. Выпуск газет;
8. Родительское собрание:
9. Анкетирование родителей.
Работа с детьми
Познавательно – речевая:
-проведение цикла познавательных занятий,
-чтение и обсуждение произведений
-разъяснение и заучивание пословиц, поговорок, стихов о семье,
-беседы по картинам,
-составления рассказов о семье,
-рассматривание семейных фотографий.
Игровая деятельность:
-дидактические игры,
-сюжетно-ролевые игры,
-строительные игры,
-театрализованные игры,
-подвижные игры.
Творческая деятельность:
-выставки рисунков, поделок;
-художественное творчество с детьми по теме проекта.
- разучивание песен и стихов к праздникам
Культурно – досуговая деятельность:
-совместные праздники,
-творческие конкурсы и выставки,
-спортивные состязания,
- участие в праздничных концертах
3 этап – заключительный
• Презентация проекта «Это моя семья!»
• Выставка детского творчества
• Выставка семейных работ
• Изготовление альбома «Я и моя семья!» (с использованием фотографий с мероприятий)
• Праздник «Моя мама лучше всех!» (с участием родителей и детей)
• «Мама, папа я спортивная семья!» спортивный праздник
Обеспечение проекта
• Учебно – методическое сопровождение: детская художественная литература. Методическая литература, дидактические игры, конспекты НОД и бесед о семье, мультимедийные презентации, музыкальные произведения;
• Материально – техническое сопровождение: цифровые образовательные ресурсы, мультимедийное оборудование персональный компьютер, мультимедийный проектор, аудиозаписи, видеофильмы.
Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве, повысился уровень педагогической образованности, коммуникабельность, доброжелательность. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству с родителями, еще раз убедилась в том, что взаимосвязь с семьей для нас очень важна, потому что, родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания детей. Родители начинают понимать простую истину, какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени, качества общения с детьми. В результате работы над проектом дети получили углубленные знания о своей семье, о том, что у семьи есть история и традиции, получили представление о родственных отношениях, о родословной как истории семьи. И главный результат, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла. Важность данного проекта, на мой взгляд, в том, что вместе мы будем активно познавать и осваивать новое, работать в одной команде «Педагоги – родители – дети», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в дошкольных группах.
Результатом проекта считаю, удовлетворенность от общения, проделанной работы, совместных дел.
Содержание проектной деятельности
Тема и форма проведения Цель
ОКТЯБРЬ
НОД «Моя семья» ст. г. ст. 34 продолжать расширять представления детей о семье
НОД рисование «Моя семья» КЗ ср. г. ст47 Учить правильно определять членов семьи, рассказывать о них
Беседа «Работа моих родителей» Закреплять знания о профессиями родителей, умение беседовать
Беседа: «Как росли родители, дедушка, бабушка», пополнить знания детей оиграх, в которые играли в детстве их родители
Презентация: «Коли семья вместе, то и душа на месте». продолжать расширять представления детей о семейных ценностях, уважения к старшим
НОД «Семейные традиции» ст. г. ст. 54 показать разнообразие родственных связей, воспитывать умение дружить
НОД (коммуникация) «Дружная семья» показать на примерах значение высказывания «дружная семья»
Беседа: «Моя родословная» с. г. ст. 71 КЗ показать преемственность поколений
Чтение стихов, рассказов о семье
КЗ с. г ст. 87 знакомить сценностями семьи через чтение художественной литературы
НОЯБРЬ
Беседа «Бабушкины заботы» КЗ ст. г. ст. 105 Воспитывать уважение к взрослым
НОД (лепка) Угощение на день рождения бабушки воспитывать желание дарить подарки близким
В гостях у бабушки Федоры кз с. г. ст. 116 показать разнообразие предметов домашнего обихода
Чтение стихотворения Моя родня» Я. Акима кз с. г. ст. 237 развивать творческие способности, воспитывать любовь к близким
НОД «Беседа о маме» кз ст. г. ст. 255 воспитывать детей в любви к своим близким
д/ игра: «Измени имя» познакомить с правилами игры
Пальчиковая игра: «Этот пальчик бабушка…» развивать мелкую мускулатуру пальцев
Составление рассказов из личного опыта на тему: «Как мы отдыхаем всей семьей» систематизировать знания детей по теме, умение рассказывать, придерживаясь плана
ноябрь
Подвижная игра: «У оленя дом большой» развивать двигательную активность
С – р игра: «Дочки – матери», учить играть вместе, распределять роли
Аппликация: «Дом, в котором я живу» развивать творческие способности
Дидактические игры «Кто старше?» развивать логическое мышление
С – р игра: «Хозяюшки» учить играть вместе, распределять роли, развивать сюжет
Беседа: «Мои домашние обязанности» развивать положительные моральные качества, желание выполнять поручения семьи
Рассматривание иллюстраций о семье систематизировать знания детей по теме
Д / игра «Назови ласково» развивать речь, умение подбирать ласковые слова близким друзьям.
Работа в прописях ( сюжетные картинки по теме:«Семья») развивать мелкую мускулатуру пальцев
Конструирование: «Дом, в котором мы живем» развивать творческие способности
Участие в праздничном концерте, конкурсе «Семья-мое счастье» воспитывать желание участвовать в концерте
2. Индивидуальные и групповые консультации :
«Сюжетно-ролевая игра в семье»
«Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка»
«Стили семейного воспитания и их влияние на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста»
3. Проведение праздников и развлечений с участием родителей:
«Осенние посиделки»
«Папа, мама, я – спортивная семья»
Праздник для мам и бабушек «От сердца к сердцу»
4. Проведение выставок и конкурсов:
«Генеалогическое древо моей семьи»,
«Герб моей семьи»
Родительское собрание: «Моя семья»;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ.
• Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н. Е. Веракса М. А. Васильевой. – М. :Мозаика-Синтез, 2010 г.
• Проектная деятельность дошкольников Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса
• Е. Благинина «Посидим в тишине»;
• русские народные сказки «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка»;
• В. Катаев «Цветик–семицветик»,
• С. Баруздина «Мамина работа»,
• С. Михалкова «А что у вас?»,
• Я. Акима «Моя родня»,
• Ненецкая сказка «Кукушка»
• https://detsad-kitty.ru/shablon/58082-genealogicheskoe-derevo-semya.html