Ирина Орлова
Проект в подготовительной к школе группе «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Название проекта : «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем».
Автор проекта : Орлова Ирина Александровна.
Адрес организации, реализующей проект : МБДОУ детский сад №1 «Теремок», р. п. Тонкино, Тонкинский район, Нижегородская область, ул. Коммунистическая, д. 22
Тип проекта - Краткосрочный, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта : с 15 сентября – по 28 декабря
Публикация «Проект в подготовительной к школе группе „Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем“» размещена в разделах
Участники проекта : учитель – логопед, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников.
Аннотация проекта
Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов.
Проект рассчитан на детей 6-7 лет, посещающих логопедическую группу в дошкольном учреждении.
Проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем» носит открытый характер: изучив традиционные и нетрадиционные формы логопедической работы, опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета, на начало 2023 года мною запланирована работа по использованию и разработке игровых методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.
Актуальность
«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра».
(А. С. Макаренко)
С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.
Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра, и становится важным направлением коррекционной работы.
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.
На моей пока ещё недолгой логопедической практике я встретила немало детей с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих.
Работая с использованием игровых приёмов, можно сделать некоторые выводы об их значении в развитии детей с нарушениями речи:
1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.
6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.
«Для ребят дошкольного возраста –
игры имеют исключительное значение:
игра для них - учеба, игра для них - труд,
игра для них - серьезная форма воспитания».
(Крупская Н. К.)
Заниматься на логопедических занятиях, играя, весело и интересно. В результате возникающего интереса к играм, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребёнка увлекательными заданиями.
Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.
Применение игровых методов на логопедических занятиях, интересно, познавательно и увлекательно детям. Они притягивают внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.
Все эти факты послужили разработке данного проекта. Нам необходимо разработать новые игровые подходы, средства в логопедической работе, увлекая детей, их родителей и педагогов.
Цель проекта : Создание и организация условий для использования игровых методов на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда, а также эффективности игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников на логопедических занятиях.
Задачи проекта :
1. Познакомиться с традиционными и нетрадиционными игровыми методами.
2. Использовать современные игровые технологии в процессе обучения на логопедических занятиях.
3. Совершенствовать предметно-развивающую среду.
4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.
5. Систематизировать знания педагогов в использовании игровых методов на занятиях.
Новизна проекта : Новизна проекта заключается в том, что в нём представлены новые подходы в игровых методах коррекционной работы.
Практическая значимость:
Практическая значимость проекта состоит в том, что содержащиеся в нём выводы обеспечат качественно новый подход к работе с детьми как по коррекции речевых нарушений, так и в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.
Ожидаемый результат:
1. Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах воздействия игры в речевом развитии детей.
3. Создание богатой копилки игровых материалов для коррекционной работы.
4. Интересная презентация проекта.
Эффективность данных результатов:
- положительная динамика речевого развития (снижение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи);
- выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации;
- положительная оценка деятельности ДОУ в «глазах» родителей;
- приобретение и использование знаний по вопросам игровых методов в речевом развитии детей;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
Этапы работы:
1. Определение темы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Составление плана-схемы проекта
3. Сбор информации, литературы, дополнительного материала
4. Разработка игровых комплексов для разных направлений логопедической помощи.
План – схема реализации проекта
№ Форма работы Дата реализации
Подготовительный этап
1 Изучение методической литературы, подбор игр и игровых методов - учитель-логопед. 15 сентября 2023 год
2 Анкетирование родителей «Любимые игры моего ребёнка» - учитель-логопед, воспитатель. 21 сентября 2023 год
3 Консультация для педагогов «Роль игры в жизни ребенка» - учитель-логопед. 22 сентября 2023 год
Практический этап
1 Сочинение стишков совместно с детьми про «ёжика» для использования массажных мячей в развитии мелкой моторики - учитель-логопед. 28 сентября 2023 год
2 Корректировка и проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий по внесению игрового характера в каждое направление логопедической помощи - учитель-логопед. 2 октября - 16 октября 2023 год
3 Совместное с детьми придумывание и изготовление игровых материалов для занятий дыхательной, артикуляционной, а также постановки звуков - учитель-логопед. 20 октября 2023 год
4 Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи - учитель-логопед. 30 октября 2023 год
5 Создание памятки для родителей «Играем дома»- учитель-логопед. 10 ноября 2023 год
Заключительный этап
6 Подведение итогов реализации проекта на педсовете - Учитель-логопед. 23 ноября 2023 год
7 Отчёт о реализации проекта 26 ноября 2023 год
8 Обновление предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете - Учитель-логопед 30 ноября – 28 декабря 2023 год
Список литературы
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.
2. Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004
3. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедическиезанятия с дошкольниками : мет. пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи : Пособие для воспитателей детских садов. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб. : Литера, 2008.
6. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед. – 2010. №1.
7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.
8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М. : Центр Полиграф, 2005.
Приложение 1
Анкета «Любимые игры моего ребёнка»
Уважаемые родители!
Пожалуйста, ответьте на вопросы письменно.
1. Знаете ли Вы какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку?
___
2. Часто ли ваш ребенок играет дома?
___
3. Вовлекает ли Вас в сою игру?
___
4. В какие игры предпочитает играть Ваш ребенок дома?
___
5. Разрешаете ли Вы играть детям, в какие - то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся Вам?
___
6. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома в новой обстановке (например, в гостях у ваших знакомых)
___
7. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
___
Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы.
Приложение 2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Теремок»
Консультация для воспитателей
Тема: «Роль игры в жизни ребёнка»
Составила: учитель – логопед
Орлова И. А.
2023 г.
Тема: «Роль игры в жизни ребёнка»
Игра занимает важное место в жизни маленького человека. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. В игре малыш совершает первые открытия, переживает минуты радости. Все это способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей, благодаря чему формируется инициативная, пытливая личность.
Перед началом игры очень важно изучить характер ребенка, его личностные особенности. Следует помнить о том, что каждый ребенок – это пусть маленькая, но уже личность, индивидуальность. Чтобы ребенок заинтересовался, следует начинать игру с простейших заданий, чтобы ребенок легко с ним справился. Успешная игра вызывает желание продолжать ее. Когда ребенок начнет быстро и легко справляться с заданиями, следует предложить ему более сложные. Игры могут быть самой разной тематики. Сегодня детские магазины предлагают развивающие игры всевозможной направленности.
Если ребенок спешит побыстрее выполнить задание, отвечает первое, что приходит в голову, нужно постараться заинтересовать его. Дети любят играть с новыми игрушками, надевать новую одежду. В раннем возрасте магазины одежды детей еще мало интересуют. Поэтому попробуйте сходить с ребенком в магазин игрушек и выбрать ту игру, которая придется ему по душе.
Взрослый, играющий с ребенком должен помнить о том, что любую деятельность маленького человека надо оценить. Оценка, конечно же, должна быть положительной, ведь именно похвала порождает стремление к успеху, а порицание порождает пассивность. Ребенка надо хвалить как можно чаще, но только за дело. Уверенного в своих силах ребенка можно учить критически, оценивать свою деятельность.
Пятилетний ребенок уже способен видеть свои ошибки, поэтому на них уже можно мягко указывать, при этом надо обязательно намечать путь, который улучшит результат. К шестилетнему возрасту, ребенок воспринимает оценку своей деятельности как оценку себе самому, поэтому очень важно, чтобы в этом возрасте эта оценка была положительной, тогда и самооценка ребенка будет выше. Умело сочетая все типы игр: познавательные, подвижные, творческие, сюжетные, ролевые, режиссерские — можно сделать жизнь детей гораздо интереснее.
Ребенок должен «доиграть» в детстве, чтобы не стать слишком рано взрослым. Это увлекательная и важная задача.
Понимание роли игры в жизни детей
Для чего нужны игры детям? Развитие и воспитание детей в игре.
Виды игр, классификация игр.
Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами. Игра - особый вид деятельности. В чем сила этой деятельности? Почему она так манит к себе и отдельных детей, и группы, и большие детские образования? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы в предлагаемых ниже рассуждениях.
До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Кроме того, игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.
В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира. Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры.
Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры. Что важно в игре? То, что условия игры предлагают предметы, замещающие реальные элементы жизни. Такой «замещающий» предмет становится опорой для мышления ребенка и помогает ему правильно мыслить о реальном предмете. Это готовит ребенка к мышлению в плане представлений. Участие в различных играх учит ребенка принимать другую точку зрения, вникать в сложности других участников игры. Конечно, это зависит от вида игры, но большинство игр, в которые играют дети, учат их рефлексии. Рефлексия как способность человека анализировать свои собственные действия и соотносить их с действиями других людей — необходимый элемент жизни в человеческом сообществе. Следовательно, развитие рефлексивного мышления у ребенка в какой-то мере гарантирует ему свободное оперирование своим поведением.
Общеизвестны игры
- подвижные,
- ролевые,
- настольные,
- дидактические,
- деловые и пр.
Для ребенка особое значение, на наш взгляд, имеют игры подвижные, ролевые, и, конечно, дидактические, хотя и остальные виды игр находят свое место в их жизни.
Приложение 3
Памятка для родителей
«Играем дома»
«Игра – это огромное светлое окно,
через который духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В. А. Сухомлинский
Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении, воздействует на все стороны личности ребенка. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
В связи с усиленной двигательной деятельностью и влиянием положительных эмоций повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем. Возникновение в игре неожиданных ситуаций приучает ребенка разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Сейчас многие дети не играют и родители не видят в этом ничего плохого. Они считают, что есть масса других полезных занятий, что важнее научить ребенка читать и считать, а игра – это пустое развлечение и играть вовсе не обязательно. Однако, в дошкольном возрасте именно игра – главная развивающая деятельность. Ни одно другое занятие в этом возрасте не способствует развитию так, как игра :
• Игра позволит детям освоить жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.
• В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способность проявлять выдержку, смелость, уверенность в собственных силах.
• Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость.
• Подвижная игра увеличивает двигательную активность ребенка в течение дня.
• Подвижная игра создает дополнительную возможность общения детей со сверстниками и взрослыми.
• Подвижная игра способствует развитию речи и обогащению словаря.
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Доставьте радость своему ребенку и себе заодно - поиграйте вместе.
«Найди, где спрятано» Ребенок сидит с одной стороны комнаты. Родитель показывает ребенку игрушку или флажок, который он будет прятать. Родитель предлагает отвернуться. Сам отходит от ребенка на несколько шагов и прячет флажок, после чего говорит : "Ищи!" Ребенок начинает искать. Можно подсказывать ребёнку место нахождения игрушку словами «Горячо», «Тепло», «Холодно».
«Самолет» Ребенок - летчик стоит за линией, нарисованной на земле. На слова родителя: «Самолёт заводит пропеллер» "Самолет полетел" ребенок отводят руки в стороны, и бегает в разных направлениях. На слова: "Самолет присел" ребенок приседает, руки опускает вниз. На слова "Самолет на место!" ребенок возвращается за линию и стоит ровно.
«Самый меткий» Родитель и ребенок соревнуются в метании предметов в цель (ведерко, корзина, обруч, кто больше попадет. Следует метать из-за головы, как правой, так и левой рукой.
«Кто раньше дойдет до середины» На оба конца шнура привязывают по палке, середину отмечают ленточкой. Родитель и ребенок и отходят друг от друга на столько, насколько позволяет длина шнура. По сигналу начинают быстро вращать палки обеими руками, наматывая шнур на палку, продвигаясь вперед. Выигрывает тот,кто раньше намотает шнур до ленты.
«Смешинка» Родитель должен рассмешить ребенка и наоборот. Нужно не рассмеяться, сохранить полную серьезность, чтобы ни показывали и ни говорили.
«Какой вид спорта» Взрослый и ребенок показывают друг другу движения любого вида спорта и отгадывают.
Игры с дыхательными элементами
«Воздушный футбол» Взять маленький легкий шарик, сделать ворота. Надо задуть шарик в ворота. Кто больше забьет голов. (Следить за тем, чтобы не надувались щеки, вдыхать через нос медленно.)
«Водные гонки» Налить воды в любую емкость, взять два легких плавающих предмета. Устроить гонки. Родитель и ребенок дуют на свой предмет, чей быстрее доплывет до финиша.
«Медвежонок» Ребёнок ложится на спину, руки - под головой; выполняет глубокий вдох через нос, на выдох «похрапывает». Родитель комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» «Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Ребёнок выполняет движения, потягивается, сгибает ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачивается и опять «засыпает, похрапывая».
«Обнималки» Вдох носом, руки, развести в стороны, задерживаем дыхание 3 секунды, выдох обнять себя.