Елена Николаевна Самойлова
Проект в подготовительнной группе «Светлая Пасха»
Педагогический проект «Светлая Пасха»
Проект : краткосрочный, познавательно – творческий.
Участники: дети подготовительной группы детского сада, родители, воспитатель.
Цель: расширение представлений детей о традициях русского народа: христианском празднике Светлая Пасха.
Задачи:
Публикация «Проект в подготовительнной группе „Светлая Пасха“» размещена в разделах
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
1. Формировать у детей 5-6 лет представления о православном празднике «Светлое Воскресение Христово», с историей его возникновения, обычаях и обрядах.
2. Развивать познавательную активность, любознательность детей, интерес к культуре русского народа, вызвать у детей эмоционально – положительные отношения к народным праздничным традициям и обычаям.
3. Обогащать словарный запас детей («Пасха», «Светлое Христово Воскресенье», «Благовест», «традиции», «обряды»).
4. Развивать художественные способности.
5. Содействовать развитию двигательной активности у детей.
6. Познакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта, вовлечь в работу над ним, ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Физическое развитие».
Актуальность темы: Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. В настоящее время дети, да и мы взрослые, мало знаем о русских обычаях, традициях, связанных с народными христианскими праздниками. Проблема будет решена, если мы, взрослые, будем интересоваться русской народной культурой и рассказывать о ней детям, играть в игры, придерживаться обычаев русского народа. Если мы сможем сами принять ее, то дети тоже будут в дальнейшем знать культуру и традиции своего народа.
Проблема: Одной из проблем дошкольного образования ребенка сегодня – противоречие между богатейшим наследием русского народа и недостаточным представлениями о традициях народа у педагогов и детей, сложности с донесением информации до дошкольников и их родителей.
Ожидаемый результат:
У детей имеются элементарные знания о празднике светлая Пасха, о его возникновении, проявляется интерес к произведениям народного искусства (заклички, загадки, песни, колокольный звон).
Дошкольники понимают значимости праздника, обычаев и традиций.
У детей возникнет на основе имеющихся представлений интерес к истории христианского праздника Пасха, пасхальным играм, русским народным играм, они умеют организовывать народные подвижные игры, выступать в роли организатора, водящего.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап :
Разработка стратегии реализации проекта :
изучение методической литературы, Интернет-ресурсов;
постановка цели, задач;
выбор форм и методов работы с детьми;
определение содержания работы;
создание условий для совместной и самостоятельной деятельности;
формулировка ожидаемых результатов.
Основной этап: реализация проекта :
Образовательные области
Мероприятия
«Социально-коммуникативное развитие» :
Сюжетно-ролевая игра «Семья» (подготовка к Пасхе).
Этическая беседа «Как нужно поздравлять с праздником и дарить подарки.
Дидактическая игра: «Составь узор из мозаики для украшения яйца»,
«Поиск пасхальных яиц».
«Познавательное развитие» :
НОД Просмотр компьютерной презентации: «Светлая Пасха».
Виртуальная выставка: рассматривание старинных открыток и пасхальных яиц.
«Речевое развитие» :
НОД: Рассказ воспитателя: «Почему мы красим яйца».
Чтение: С. Есенин «Пасхальный благовест», А. Усачев «Пасха», «Праздник Пасхи» И. Евдокимова, «Пасха», Г. Антипина.
фольклорных произведений (потешки, заклички, пословицы, поговорки).
Творческая мастерская: выбор самой красивой и интересной открытки, самого красивого яйца (с обоснованием выбора).
«Художественно-эстетическое развитие»
Рисование НОД «Красивое расписное яичко».
Лепка НОД «Яичко золотое».
«Физическое развитие»
Утренняя гимнастика «Солнышко играет».
Подвижные игры: «Горелки», «Карусель», «Ручеек».
Пасхальные игры : «Катание яиц», «Выбей яйцо».
Результативный этап:
Организация выставки детского творчества «Пасхальный вернисаж».
Изготовление «Кулича «
Отчет- презентация проекта «Светлая Пасха».
Формы работы с родителями:
Оформление консультации в родительском уголке:
«Обычаи проведения пасхальной недели».
Поиск и разучивание дома с детьми закличек, песенок, стихов о празднике.
Конкурс поделок «Пасхальный кулич» (из соленого теста).
Семейный проект : «Как мы с мамой красили яйца к Пасхе».
1. Комплекс утренней гимнастики для детей 5-6 лет
«Солнышко играет» Автор Ямнова Е. В.
Утром солнышко встает
Всех на улицу зовет
Ходьба по кругу
1 мин.
Посмотри, как светит ярко,
Словно дарит нам подарки.
Ходьба на носочках, руки вверх
1 мин.
В подарок лучик принимаем,
В догонялки с ним играем.
Легкий бег по кругу
1 мин.
Ну, ка, солнышко-дружок,
Становись с нами в кружок!
Дети становятся в круг
Вместе дружно подрастаем,
Руки к солнцу поднимаем,
ИП: Ноги на ШП, руки вдоль туловища.
Руки вверх, встать на носочки (4-6 раз)
Солнце ветерок согреет,
В мельнице муку он смелет.
ИП: Ноги на ШП, руки вдоль туловища.
Круговые движения прямой рукой вперед.
(4 р. правой, 4 р. левой) (2. р)
Солнце свет на землю льет,
Вся Земля под ним цветет.
ИП: Ноги шире плеч, руки вдоль туловища.
Наклоны вперед, не сгибая коленей. 8раз
Будем с солнышком играть,
Вместе дружно приседать.
Ноги узкой дорожкой, руки на поясе.
Приседаем, руки вытягиваем вперед (6 р.)
На мяч солнышко похоже:
Скачем с солнышком мы тоже!
ИП: ОС
Прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой: 10прыжков, 10 шагов. (2р.)
С солнцем нам прощаться нужно:
- До свиданья!-скажем дружно,
-Приходи ты к нам опять,
Будем вместе мы играть!
ИП: Ноги на ШП, руки вдоль туловища.
Поднимаем руки через стороны вверх, вдох через нос, руки опускаем, выдох через рот со звуком «С»
2. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 4-5 ле
Тема: «Рассказ воспитателя: «Почему мы красим яйца»
Цель: Знакомство детей 4-5 лет с обычаями христианского праздника Светлая Пасха.
Задачи:
Образовательные:
Формировать интерес к событиям в общественной жизни страны, к традициям русского народа.
Обогащать словарный запас детей («Пасха», крашенки, крапанки, драпанки, малеванки, «Благовест»).
Развивающие:
1. Развивать речевую и познавательную активность, любознательность детей, интерес к культуре русского народа, вызвать у детей эмоционально – положительные отношения к народным праздничным традициям и обычаям.
2. Развивать эстетические чувства и художественные способности.
Методу и приемы: словесный, наглядно-демонстрационный, игровой, практический.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к народным традициям и творчеству.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, «яйцо» из картона, цветная бумага, клей, салфетки.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о христианском празднике «Светлая Пасха», просмотр компьютерной презентации «Как и чем окрашивают яйца к Пасхе», рассказы из личного опыта детей о том, как они дома с родителями готовятся к Пасхе, детско-родительский проект «Красим яйца с мамой», чтение произведений о Пасхе.
Ход:
1 этап. Вводная часть (2 мин.).
«Подари улыбку другу»
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся:
Я – тебе, ты – другу,
Пусть она идет по кругу! (Воспитатель улыбается стоящему слева ребенку, тот «передает» улыбку дальше, пока она не доходит до воспитателя. Затем дети рассаживаются полукругом перед экраном).
2 этап. Основная часть (15 мин.)
Раздается звон колоколов «Благовест».
Воспитатель читает стихотворение:
Пасха
Пасха. Празднично кругом.
Чистотой сверкает дом.
Вербы на столе и пасха.
Так светло и так прекрасно!
Яйца крашеные всюду,
И кулич стоит на блюде.
Мама в фартуке из ситца
Приглашает всех садиться
И отведать угощение
В честь Христова воскресения.
(Галина Антипина)
Скоро мы будем встречать христианский праздник – Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни, о чем оповещает нас Благовест - колокольный звон. Раскрашивать яйца - обычай очень давний: Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни. Мы ведь знаем, что насекомые, мухи, тараканы, муравьи, змеи, черепахи, крокодилы, птицы - начинают жизнь с яйца: из яйца выходит живое существо. Кто еще вылупляется из яйца? (ответы детей). Однажды из яйца вылупился ярко желтый цыпленок, который вскоре превратился в курицу, несущую яйца - символ вечной жизни.
Праздник Пасхи продолжается целую неделю. Начиная с Чистого Четверга, мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убираем дом, а потом красим яйца и печем куличи.
А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки? И почему? Сначала, только в красный, потому, что он символизирует вечную жизнь и излившуюся кровь во имя человеческого спасения. Затем стали красить в разные цвета:
зеленый отождествляет крепкое здоровье и оживление всего живого с приходом весны;
коричневый – символ плодородной земли и благополучия;
желтый – солнечный, означает богатство, а также защищает от злых сил;
оранжевый – отсутствие тоски и уныния, которое не приветствуется;
синий олицетворяет небо и обитель ангелов.
Послушайте, как раньше красили яйца. Сначала они окрашивались только в красный цвет, поэтому её и называют «Красная Пасха» или «Красная горка». Позже их стали красить в разные цвета, рисовали на них картинки, узоры. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток: яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. (Показ на экране различных способов окрашивания яиц, озвучивание способа).
Раньше верили, что яйца, сваренные в крутую в Чистый Четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу закопать в землю на пастбище где пасли домашних животных, это надежно защищало их от сглаза и всяких несчастий.
Физминутка: подвижная игра «Вышла курочка гулять» (2 раза).
А теперь предлагаю вам самим создать крпанку: украсить «яйцо» мелкими кусочками разноцветной бумаги - крапинками ( работа детей за столами: отрывают мелкие кусочки цветной бумаги и наклеивают их на «Яйца» из цветного картона).
3 этап. Заключительная часть. Рефлексия (3мин.)
Воспитатель: Давайте разместим ваши работы на нашем большом хохломском подносе и полюбуемся ими (дети рассматривают, обсуждают способ работы). Ребята, самое главное, что вы должны запомнить: Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям. Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие, а свои работы подарите малышам.
2. «Художественное творчество»
НОД Рисование Тема: «Красивое расписное яичко»
Цель: развитие творческих способностей, интереса к традициям русского народа.
Задачи:
Образовательная:
Формировать умение рисовать овал.
Развивающая:
Развивать умение рисовать восковыми мелками, закрашивать в одном направлении, не выходя за контур, задумывать узор.
Воспитательная:
Воспитывать аккуратность, интерес к событиям в общественной и семейной жизни.
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Материалы: альбомного листа, фломастеры, иллюстрации с изображением раскрашенных пасхальных яиц.
Предварительная работа: презентация «Светлое Христово Воскресение. Пасха», рассказ воспитателя «Почему мы красим яйца», чтение произведений о Пасхе.
Ход:
1 этап. Вводная часть (5мин.).
Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель читает стихотворение «Праздник Пасхи»
Словно яркая раскраска,
К нам домой, явилась пасха.
Принесла в своём лукошке,
Яйца, булочки, лепёшки,
Куличи, блины и чай.
Пасху весело встречай!
(Ирина Евдокимова)
Давайте посмотрим, какие красивые узоры наносят люди на поверхность яиц при окрашивании (рассматривают иллюстрации). Вспомните, как вы с мамами или бабушками красили дома яйца к Пасхе (2-3 высказывания детей). Сегодня мы с вами тоже будем готовиться к празднику: попробуем нарисовать и раскрасить «яйца» (дети рассаживаются на места).
2 этап. Основная часть (12 мин.)
Перед вами лежат листочки белой бумаги, меня – такой же. Посмотрите, как я нарисую яйцо (рисует овал в середине листка). Мое яйцо будет ярким, расписным: писанка. Вы можете украсить свое разными способами: крапинками, полосками, можете просто закрасить одним цветом, получится крашенка. Посмотрите на картинки и подумайте, как раскрасите яйцо и приступайте к работе. (Работа детей, индивидуальная помощь при необходимости: показ способов на своем листке).
3 этап. Заключительная часть. Рефлексия (3мин.)
Дорогие художники. Посмотрите, какое красивое хохломское блюдо стоит на столе. Положите свои работы на него и давайте полюбуемся яркими, расписными яйцами. (Дети рассматривают работы, рассказывают, как рисовали). Послушайте стихотворение Ирины Евдокимовой «Пасха».
Пасха. Празднично кругом.
Чистотой сверкает дом.
Вербы на столе и пасха.
Так светло и так прекрасно!
Яйца крашеные всюду,
И кулич стоит на блюде.
4.«Художественное творчество»
НОД «Изготовление Пасхального Кулича»
Цель: развитие творческих способностей, интереса к традициям русского народа.
Задачи:
Образовательная:
Формировать умение самостоятельно планировать свою работу, обдумывать и творчески реализовывать замысел.
Развивающая:
Развивать умение применять рельефную лепку на объемной форме.
Развивать умения и навыки в украшении пасхального кулича, используя знакомые способы.
Воспитательная:
Воспитывать чувство уважения к православным традициям русского народа, к народному творчеству.
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Материал:
картон белого цвета;
шаблон кулича, вырезанный предварительно из бумаги коричневого цвета;
клей ПВА;
кисточку;
подложку;
крупу или бисер.
Ход
1 часть. Организация
Воспитатель распологает детей вокруг себя.
В-ль: Пасха – это наш самый главный праздник. В этот светлый день в семьях пекут ароматные кличи, красят расписными узорам яйца. Дарят угощения но словами: «Христос воскресе!», а отвечают: «Воистину воскресе!» — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.
Считалось, что человек, попробовавший пасхальный кулич, вбирал в себя солнечные лучики и все самое светлое и доброе, что есть в том мире.
Воспитатель:
Ребята, а из чего делают куличи?
(Ответы детей – из муки)
Воспитатель:
Где пекут куличи? Чем помазан кулич сверху?
(Ответы детей)
Воспитатель:
А перед тем как мы будем делать куличи, мы сделаем гимнастику для наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика “Хлебушек”
Муку в тесто мы замесим, (показываем, как месим тесто)
А из теста мы слепим: (показываем, как лепим пироги)
Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши)
Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед)
2 часть
Показ приемов наклеивания
Воспитатель демонстрирует образец кулича, наклеенного на картон. Рассказывает, что сначала вырезается из картона коричневого цвета сам кулич, затем, наклеивается белая глазурь. После этого, при помощи шаблона нужно обвести два яйца на белых прямоугольниках, обвести их и раскрасить цветными фломастерами. Затем из картона цветного дети в по контуру вырезают детали цыпленка.
Воспитатель:
Намазываем обратную сторону деталей аккуратно, стараясь намазать клеем всю поверхность детали, наклеиваем ее на картон, лишний клей убираем салфеткой, разглаживаем деталь салфеткой. Как только ваш кулич будет «готов», нужно украсить вверх кулича цветной карамелью. А карамель мы нарисуем цветными фломастерами.
Самостоятельная работа детей.
3 часть
После того, как все работы выполнены, воспиатель проводит образец самоанализа работы. После этого дети поводят свою оценку. Работы помещаются на выставку.
5. Пасхальные игры :
«Катание яиц»
Берем желоб. Раньше такой желоб делали из дерева. Длина его должна быть 1 метр и более, ширина примерно 20 см, края высотой 3-5 см. Один конец желоба поднят над землей / над полом на 20 см. Сейчас мы легко можем заменить деревянный желоб плотным картоном, вырезав него длинную полосу нужного размера, и сложив ее буквой п, чтобы получилась «труба – горка».
Расставляем на столе рядом с нашей горкой яйца всех участников игры (каждый игрок выставляет по 1 яйцу). Расставляем яйца так, чтобы скатываясь с горки и прокатываясь по столу, яйцо игрока могло сбить яйца участников игры или прокатиться мимо их (вспомним современную игру в кегли). Если игроку удалось сбить яйцо, он забирает себе сбитое яйцо и продолжает игру – снова запускает свое яйцо с горки. Если же ему не удалось сбить яйцо, то он уступает ход следующему игроку. Яйцо, которое скатилось и не сбило других яиц остается в игре.
Побеждает тот, кто набрал больше всех яиц в этой игре.
«Поиск пасхальных яиц»
Воспитатель заранее прячет в разных местах яйца с сюрпризами — картонные, пластиковые, склеенные конвертики в форме яиц с маленькими призами (можно, конечно, спрятать и такие популярные у нынешних детей лакомства с игрушкой, как «Киндер-сюрприз»). Если детей будет много, можно разделить их на две команд
ы, каждая из которых будет стремиться выиграть как можно больше яиц в отведенное для этого время. Конечно, надо постараться, чтобы каждый ребенок нашел хотя бы одно яйцо и в качестве приза унес домой.
«Разбей яйцо»
Это тоже старинная русская забава: стукая тупым или острым концом крашеного яйца яйцо соперника, человек старается выиграть как можно больше целых яиц. Если яйцо треснуло — проиграл!