Романенко Яна Александровна
Проект в подготовительной группе «Осень разноцветная»
Уж лето осыпается,
Уж осень на дворе.
Уж стаи птиц скликаются
За лесом на заре.
Наплакалась, намучалась
Осенняя пора.
И плакаться соскучилась,
Уходит со двора.
Настали дни холодные,
Повсюду снег и лед.
Пути застыли водные,
И лишь метель поет.
Сугробы треплет белые,
Как кровлей шелестит.
За сучья онемелые
Зацепится, свистит.
Кричит, как ведьма шалая,
Публикация «Проект в подготовительной группе „Осень разноцветная“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
И стонет тишина.
Моя избушка малая
В лесу одна, одна.
К. Бальмонт
Авторы проект: Шатилова Н. Ф., Бородина Н. П., Романенко Я. А.
Тип проекта: информационный, проектно – исследовательский, творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный (4 недели)
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители.
Актуальность проекта:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам»звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе,поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, фор-мирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Цель:
- Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
- Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.
Задачи проекта:
1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, изменениях в природе, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы, развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;.
2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
3. Активизировать речь детей, пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам:«Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Птицы», «Животные;
4. Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих восенний период;
5. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.
6. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
7. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:
- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах; совершенствовать знания о видах изобразительного искусства; продолжать знакомить с художниками.
- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.
- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
Этапы реализации проекта.
I этап. Организационно-подготовительный этап.
- Выбор темы проекта;
- Определение цели и задач проекта;
- Составление плана работы;
- Изучение методической литературы;
- Подготовка оборудования, материалов, литературы;
- Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта
II. этап. Практический.
Образовательные области. Виды детской деятельности.
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов», «На прогулке в осеннем лесу».
Дидактические игры: «Съедобные и ядовитые грибы», «Запасы зверей», «Времена года», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?», «Осенние приметы», «Две корзинки»,«Овощи-фрукты», «Найди пару», «С какого дерева лист?», «Что лишнее».
Труд: Совместное украшение группы к осеннему празднику, сбор природного материала на прогулке и гербария, посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
Познавательное развитие Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
Ознакомление с природой:
- беседы «Грибы», «Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный миросеннего леса»; «Фрукты», «Овощи».
- ООД: «Листопад, листопад – листья желтые летят», «То, что растет – живое»,«Перелетные и зимующие птицы», «Красящие и косметические свойства овощей», «Почемуосенние листья опадают», «Сколько красок у осени», «Что такое погода», «Экскурсия в парк».
- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они - цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»
Речевое развитие Чтение художественной литературы:
- Пословицы, поговорки, загадки об осени.
- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
- И. Соколов- Микитов «Листопадничек»
- М. Пришвин «Птицы и листья»
- К. Чашева «Деревья спят»
- Ю. Тувим "Овощи"
- А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
- А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»
- Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»
- Н. Егорова «Листопад»
Пересказ, рассказывание:
- Пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания»
- Пересказ произведения Н. Павловой «Опенки»
- Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
- Творческое рассказывание по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»
- Составление описательного рассказа на тему «Моя картина»
- Пересказ произведения Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий»
- Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»
Заучивание наизусть:
- А. Фет «Ласточки пропали»
- Е. Трутнева «Осень»
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Какой сок, варенье?», «Хлопай в ладоши»,«Доскажи словечко», «Найди дерево по описанию», «Осенние слова», «Какая бывает осень?».
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Осенние мотивы», «Осенний натюрморт» (корзина с грибами, «Ветка рябины», «Разноцветный лес» (штампование листьями, «Летят перелетные птицы», «Лес, точно терем расписной», «Яблоня с яблоками»,«Осень – щедрая пора»
Лепка: «За грибами в лес осенний», «Лебедушка», «Осеннее дерево».
Аппликация: «Осенний ковер», «Аппликация из осенних листьев»,
Конструирование: «Грибок», «Осенний лист» (из бумаги)
Коллективная работа: «Листопад», «Осеннее дерево», «Разноцветный лес», «Лебеди на пруду», «Грибная поляна».
Рассматривание репродукций картин: И. С. Остроухов «Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень», Г. Мясоедов «Осенний пейзаж», В. Поленов «Золотая осень», П. Кончаловский «Первый снег».
Музыка:
- Хороводная игра «Что нам осень принесла»
- песни «Дождик» (сл. Ю. Верижников, «Осень-раскрасавица» (Муз. и сл. Г. Азаматова-Бас)
- Осенние частушки
- Прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковский «Времена года», А. Филиппенко «Танец осенних листочков», А. Вивальди «Осень», И. Кореневский «Осенью, В. Тюльпанова «Сказочный лес».
Физическое развитие Подвижные игры: «Белкины запасы», «Раз, два, три – названный лист бери», «У медведя во бору», «Перелет птиц», «Гуси», «Филин и пташки», «Поедем в лес»,«Вершки и корешки», «Совушка», эстафета «Собери осенний букет».
Физкультминутки: «Аист», «Капуста», дыхательная гимнастика «Ветерок», пальчиковаягимнастика: «Вышел дождик погулять», «Здравству, осень золотая», «Осень» и др.
Культурно - досуговая деятельность: - Праздник осени «Осенняя сказка»
- викторина «Осенние забавы»
- выставка поделок: «Разноцветная осень».
Взаимодействие с родителям: - Консультации: «Закаливание, профилактика простудных
и инфекционных заболеваний», «Профилактика гриппа у детей».
- Папки-передвижки: «Золотая Осень», «Осени месяцы».
- Памятки: «Рекомендации родителям по верхней одежде ребёнка в осенний период»,«Осенние пословицы».
- Сбор природного материала
- участие в выставке «Разноцветная осень»
- помощь в подготовке к празднику «Осенняя сказка» (изготовление атрибутов, костюмов, разучивание стихов, песен, частушек);
Перспективный план реализации проекта.
1 неделя
Название мероприятий
Понедельник 1. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Беседа «То, что растет живое»;
2. Развитие речи. Пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания»;
3. Прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года»;
4. Наблюдение «Что цветет на нашем участке»
5. С. Р. И «Магазин цветов».
Вторник 1. Художественно-эстетическое развитие (Рисование) «Разноцветный лес» (штампование листьями». Оформление коллективной работы.
2. Эстафета «Собери осенний букет»
3. Д/и «С какого дерева лист?»;
4. Чтение стихов Н. Егоровой «Листопад», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», А. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» К. Бальмонт «Осень»; А. Майков «Осенние листья»; Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»;5. Физкультминутка «1,2,3,4,5 –листики начнем считать»;
Среда 1. Развитие речи. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»
2. Прослушивание музыкального произведения: А. Филиппенко «Танец осенних листочков»
3. Разучивании «Танца с зонтиками» для утренника.
4. Памятка для родителей «Осенние пословицы»
5. Д/и «Возвратим осени память».
Четверг 1. Художественно-эстетическое развитие (Рисование) «Лес, точно терем расписной»
2. Чтение стихотворения И. А. Бунина «Лес, точно терем расписной…»,
3. Разучивание песни к утреннику «Осень-раскрасавица», муз. и сл. Г. Азаматова-Бас.
4. Сюжетно-ролевая игра «На прогулке в осеннем лесу»;
5. Дыхательная гимнастика «Ветерок».
Пятница 1. Познавательно-исследовательская деятельность «Почему осенние листья опадают».
2. Д/и «С какого дерева листок»
3. Художественно-эстетическое развитие «Аппликация из осенних листьев»
4. П/и «Раз, два, три, названный лист бери»;
5. Чтение пословиц, поговорок, загадок об осени
2 неделя
Название мероприятий
Понедельник 1. Ознакомление с миром природы. «Листопад, листопад – листья желтые летят».
2. Развитие речи. Пересказ произвелдения В. Чаплиной «Лес осенью»
3. Папка-передвижка для родителей «Осенние месяцы».
4. Д\и «Осенние приметы».
5. Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять»
6. Разучивание песни «Дождик», сл. Ю. Верижников
Вторник 1. Художественно-эстетическое развитие (Рисование) «Ветка рябины»
2. «Осенняя прогулка в парк»;
3. Д/и «Овощи-фрукты»;
4. П/и «У медведя во бору»;
5. Беседа «Осенний лес»;
6. Наблюдение «Кто помогал цветам расти?»
Среда 1. Речевое развитие. Беседа «Сколько красок уосени?».
2. Хороводная игра «Что нам осень принесла»;
3. Д/и «Две корзинки»
4. Дыхательная гимнастика «Ветерок»;
5. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»
Четверг 1. Художественно-эстетическое развитие. Рассматривание репродукций картин: И. С. Остроухов «Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень», Г. Мясоедов «Осенний пейзаж», В. Поленов «Золотая осень», П. Кончаловский «Первый снег
2. Д/и «Какая бывает осень?»;
3. П/и «Раз, два, три – названный лист бери»;
4. Физкультминутка «Капуста»;
5. Чтение произведения К. Чашева «Деревья спят»;
Пятница 1. Продуктивная деятельность (конструирование из бумаги) «Осенний лист». Оформление коллективной работы «Осеннее дерево»;
2. Художественно-эстетическое развитие (Лепка) «Осеннее дерево»
3. Д/и «С какого дерева лист?»;
4. П/и «Поедем в лес»;
5. Творческое рассказывание «Мы гуляли на участке»;
3 неделя
Название мероприятий
Понедельник 1. Ознакомление с предметным и социальным окружением «Перелетные и зимующие птицы»;
2. Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали»;
3. Разучивания танца «Разноцветная осень»;
4. Д/и «Запасы зверей»;
5. П/и «Перелет птиц»;
6. Консультация для родителей: «Закаливание, профилактика простудных и инфекционных заболеваний»;
Вторник 1. Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Летят перелетные птицы»
2. Чтение произведения об осени М. Пришвина «Птицы и листья»;
2. Физкультминутка «Аист»;
3. Д/и «Что лишнее?»;
4. П/и Гуси»;
5. Наблюдение «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?»;
Среда 1. Развитие речи. Экскурсия в парк. Составление рассказа «Что я видел в парке?»
2. Разучивание осенних частушек к утреннику.
3. Наблюдение «Чем отличается ель от других деревьев осенью»;
4. Д/и «Чудесный мешочек»;
5. Памятка для родителей «Рекомендации родителям по верхней одежде ребенка в осенний период»
Четверг 1. Художественно-эстетическое развитие (Рисование) «Осенние мотивы» (сказочный гриб);
2. Чтение произведения Ю. Тувима «Овощи»;
3. П/и «Белкины запасы»;
4. Разучивании танца «Разноцветная осень» к утреннику;
5. Д/и «Хлопай в ладоши»;
6. Папка-передвижка для родителей «Золотаяосень»
Пятница 1. Познавательно-исследовательская деятельность «Красящие и косметические свойства овощей».
2. Художественно-эстетическое развитие «Осенний ковер»
3. Д/и «Доскажи словечко»
4. С. Р. И «Овощной магазин»
5. П/и «вершки и корешки»;
6. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах;
4 неделя
Название мероприятий
Понедельник 1. Ознакомление с окружающим миром «грибы»;
2. Пересказ произведения Н. Павлова «Опенки»;
3. Разучивания «Танца Василисы с подружками» для утренника;
4. Д/и «Съедобные и ядовитые грибы»;
5. П/и «У медведя во бору»;
6. Консультация для родителей: «Профилактика гриппа у детей»;
Вторник 1. Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Осенний натюрморт» (корзина с грибами);
2. Чтение произведения И. Соколова-Микитова «Листопадничек»;
2. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»;
3. Д/и «Найди пару»;
4. П/и ;
5. Наблюдение «Почему исчезли насекомые?»;
Среда 1. Развитие речи. Пересказ произведения Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий»;
2. Разучивание танца «Колдунов» к утреннику.
3. Наблюдение «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений»;
4. Д/и «Что растет на грядке?»;
5. Художественно-эстетическое развитие. Участие во всероссийском конкурсе рисунка и прикладного творчества «Осень-2018»
Четверг 1. Художественно-эстетическое развитие (Рисование) «Осень щедрая пора;
2. Чтение произведения Ю. Тувима «Овощи»;
3. П/и «Белкины запасы»;
4. Д/и «Какой сок, варенье?»;
5. Праздник осени «Осенняя сказка»;
Пятница 1. Продуктивная деятельность. Конструирование из бумаги «Грибок». Оформление коллективной работы «Грибная поляна»
2. Художественно–эстетическое развитие (лепка) «За грибами в осенний лес» (корзинка с грибами);
3. Д/и «Осенние слова»»
4. Наблюдение «Что было сначала, что будет потом»;
5. Викторина «Осенние забавы»;
III. Подведение итогов проекта.
1. Продукт проектной деятельности:
- выставка «Разноцветная осень» («Аппликация из осенних листочков», коллективная работа «Осенний клен», коллективная работа «Волшебные листопад», коллективная работа «Лебеди на пруду», коллективная работа «Разноцветный лес», «Грибная поляна».
- Поделки из пластилина: «Корзина с грибами», «Лебедушка», «Осеннее дерево».
- рисунки «Осенние мотивы» (сказочный гриб, «Разноцветный лес» (штампование листьями,«Осенний натюрморт» (корзинка с грибами, «Лес – точно терем расписной», «Летят перелетные птицы», «Ветка рябины», «Яблоня с яблоками».
- аппликации: «Осенний ковер», «Аппликация из осенних листочков»
- поделки из бумаги: «Грибок», «Кленовый лист»;
- участие в осеннем празднике «Осенняя сказка»
- участие во всероссийском конкурсе рисунка и прикладного творчества «Осень-2020»
-папки-раскладушки для родителей: «Закаливание, профилактика простудных
и инфекционных заболеваний», «Профилактика гриппа у детей», «Золотая осень», «Осенние месяцы».
- составление портфолио проекта;
- презентация проекта;
2. Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта у детей:
- развивались творческие способности,
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,
- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,
- расширился и активизировался словарный запас,
- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки.