Елена Николаевна Самойлова
Проект в подготовительной группе «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проекта
Название проекта : «Космос».
Вид проекта : познавательно-творческий, информационный.
По продолжительности: среднесрочный (1 месяц).
По содержанию: исследовательско-творческий, информационный (практико-ориентированный).
По характеру контактов: детско-родительский, в рамках ДОУ.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность:
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизировать начальные моменты познания - ощущение и восприятие. В настоящее время необходимо формировать познавательную активность у детей через разные формы деятельности: игры, эксперименты, опыты, наблюдения.
И мы решили организовать проект Космос». Мы считаем, что данная методическая разработка позволит сформировать у детей дошкольного возраста целостность картины мира (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми, чувство патриотизма, гордости и уважения за свою страну.
Цели проекта : создать условия для формирования у детей представление об окружающем мире, чтоб мир стал источником познания и умственного развития ребенка (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми); способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей совместно с родителями (законными представителями).
Задачи проекта :
Формировать и расширять представления детей о истории развития космонавтики;
Формировать первоначальные представления о космосе, солнечной системе, планетах, разнообразие космического пространства и т. д. ;
Формировать знания детей о людях, открывшим человечеству космос;
Способствовать формирование у детей интереса к космосу и его познанию;
Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;
Развивать умения анализировать, рассуждать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Воспитывать уважение к людям, что человечеству открыли «окно» в космос;
Воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за страну.
Предполагаемый результат:
Усвоение детьми знаний, представлений о космосе (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми);
Развитие активной, самостоятельной, творческой личности;
Воспитания патриотического чувству дошкольника, желание быть смелым, сильным и выносливым;
Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком.
Этапы и сроки реализации проекта :
Работа над проектом осуществлялась поэтапно:
1 этап - Информационно-накопительный этап
Выявление уровня знаний о космосе у детей старшего дошкольного возраста (диагностика);
Провести анкетирование родителей по теме проекта;
Оформить папки с иллюстрациями по теме проекта;
Подобрать стихи, загадки, подвижные и дидактические игры на тему проекта;
Разработать конспекты ООД с детьми старшего возраста по теме проекта;
Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике;
Разработка плана работы по реализации проекта;
Внесение циклов проекта в перспективный план работы;
Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию, активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель».
2 этап - Организационно-практический этап
Чтение методической и художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций, фотографий по теме проекта;
Проведение цикла тематических занятий;
Работа с родителями по пополнению РППС группы по теме проекта;
Просмотр презентаций, обучающих и мультипликационных фильмов для детей о космосе в ДОУ и вне его;
Организация выставки совместных творческих работ детей и родителей;
Выявление уровня знаний о космосе у детей старшего дошкольного возраста (итоговая диагностика);
3 этап – Презентационно-завершающий этап
Выставка продуктов детской деятельности;
Выставка картотек «Вселенная и ее тайны», «Великие космонавты», «Планеты солнечной системы»;
Выставка творческой деятельности детей и родителей «Космос и его обитатели»;
Презентация проекта «Космос» педагогам ДОУ.
Реализация проекта «Космос» позволила сформировать у детей необходимые представления о космосе (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми, развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию.
Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Совместная деятельность детей и педагогов.
Цель: активизировать познавательный интерес к космосу, закрепить знания детей о разнообразии космического пространства; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей.
Познание
Беседы:
«Что такое космос». Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу;
«Голубая планета - Земля». Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса;
«Луна - спутник Земли». Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере;
«Семья планет». Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы;
«Солнце - источник жизни на Земле». Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит;
ООД:
Познание «Хочу быть космонавтом». Цель: познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.
Коммуникация «Нагибин Ю. М. Рассказы о Гагарине». Цель: познакомить с биографией Ю. Гагарина. Учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий по теме проекта;
Опытно-экспериментальная деятельность:
Опыты: «Как увидеть звезды без лучей», «Почему днем звезды не видно», «Почему Луна на Землю не падает», «Кто съел месяц», «Как происходит смена дня и ночи».
Чтение художественной литературы
Я. К. Голованов «Дорога на космодром», В. Кащенко «Созвездие драконов», П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп», О. А. Скоролупова «Покорение космоса», Н. Носов «Незнайка на луне», стихотворения о космосе, загадки о космосе.
Социализация
Дидактические игры: «Волшебные планеты», «Найди отличия», «Лабиринт», «Восстанови порядок в солнечной системе», «Найди лишнее», «Подбери созвездие», «Найди недостающую ракету», «Куда летят ракеты».
Продуктивные виды деятельности:
ХЭР (конструирование) «Космонавты у ракеты». Цель: изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры космонавтов из природного материала, соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.
ХЭР (изо деятельности) «Космическая фантазия». Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовосприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности;
ХЭР (аппликация) «Полет на Луну». Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.
Конструктивные игры: «Космодром» (из деревянного конструктора, «Космический корабль» (из лего-конструктора)
Сюжетно – ролевые игры «Космос», «Космонавты», «Авария на космической станции» и т. д.
Физическое развитие
Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Космическая эстафета», «Ракетодром», «Невесомость», «Солнышко и дождик», «Солнце чемпион».
Пополнение РППС группы музыкальными произведениями: «Знаете, каким он парнем был» А. Пахмутова, «До старта 14 минут…», «Земля в иллюминаторе», «Наш Звездолет», О. Емельянова, «Марш юных космонавтов» Магиденко, музыка «Волшебный полет» Экама, композиция «Полет» ансамбль «Спейс», «И на Марсе будут яблони цвести» В. Мурадели, «Мы в Космос улетаем на работу»;
Пополнение РППС группы видеоматериалами для совместного просмотра с детьми ( мультфильмы СССР: Союз мультфильм) : «Тайна красной планеты», «Загадочная планета», «Возвращение», «Возвращение со звезд», «Главный звездный», «Мурзилка на спутнике», «Незнайка на Луне», «Новеллы о космосе»;
Пополнение РППС группы энциклопедиями, иллюстрациями, плакатами по теме проекта;
Пополнение РППС группы дидактическими играми: «Волшебные планеты», «Найди лишний», «Найди отличия», «Лабиринт»;
Создание совместных творческих работ с детьми для участия в выставке на уровне группы на тему «Космос и его обитатели»;
Эмоциональное сближение родителя с ребёнком, посредством ознакомления детей с космосом вне ДОУ.
Реализация проекта «Космос» позволила сформировать и расширить представление детей старшего дошкольного возраста о космосе, конкретизировать знания о планетах солнечной системы, созвездиях, метеоритах, сформировался интерес дошкольников к неизвестным фактам из истории космоса, о чем свидетельствуют результаты итоговой диагностики по выявлению уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста по теме проекта. Дети научились анализировать имеющие факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Дети и родители проявили интерес к космосу в целом и отразили свои впечатления в совместной творческой и поисково-исследовательской деятельности, что позволило им эмоционально стать еще ближе друг к другу.
Таким образом, разработанный и реализованный проект «Космос» мы рекомендуем педагогами ДОУ к использованию в работе с детьми и родителями.
Список литературы
Большая энциклопедия. Космос и астрономия : вопросы и ответы. - М. : ОЛМА Медия Групп, 2013.
Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Пособие для дошкольников. - М., 2006.
Донина О. И., Хамидуллина Л. А. Путешествие по Вселенной. Занятия по формированию у дошкольников естественно-научной картины мира. - Издательство: АРКТИ, 2009.
Емельянова Э. Расскажите детям о космонавтике. - М. : Мозаика - Синтез, 2015.
Клушанцев П. О. О чем рассказал телескоп. – Л. : Детская литература, 1980.
Кочемасова Е. Е., Вахрушев А. А. Окружающий мир для старших дошкольников. - М. : Балас, 2015. - 80с.
Левитан Е. П. «Рождение «Дошкольной астрономии» // Земля и Вселенная. - 2010. - №6.
Майорова Г. Игры и рассказы о космосе. – М. : Лист, 1999.
Марупова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 128с.
Паникова Е. А., Инкина В. В. Беседы о космосе. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2010.
Скоролупова О. А. Покорение космоса. - 2-е изд. - М. : «Издательство Скриптории 2003», 2010.
Тятюшкина Н. Н., Ермак О. А. Тропинками Вселенной: методические рекомендации по формированию элементарных астрономических знании у старших дошкольников. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006.
Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли : Беседы, досуги, рассказы. М. : ТЦ Сфера, 2011. - 128с.