Колесникова Юлия
Проект в подготовительной группе «Давным давно была война, но…»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект в подготовительной группе детского сада «Давным – давно была война, но…»
Вид проекта : краткосрочный, творческий, групповой.
Актуальность
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе. День Победы занимает особое место в жизни каждого россиянина. Гордость переполняет наши души, когда мы проходим в Бессмертном полку. И очень важно помочь понять нашим детям, что и они имеют, пусть опосредованное отношение тем далеким военным событиям.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Давным давно была война, но…“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема.
В ходе бесед с детьми, анкетирования родителей выяснилось, что в семьях не уделяется должного внимания патриотическому воспитанию, о войне почти не рассказывают. Нет и соответствующей литературы. Некоторые родители полагают, что этим должна заниматься школа. У детей нет представлений о картине войны, о боевых действиях, о героях-победителях. Поэтому мы решили провести работу, чтобы смутный образ героя стал близким, понятным, легко узнаваемым, чтобы на него хотелось равняться.
Цель проекта :
Создание условий для ознакомления детей с героическим подвигом советского народа в Великую Отечественную Войну; формирование знаний о Великой Отечественной войне, чувства патриотизма, гордости за Великую Победу, уважения к ветеранам.
Задачи:
Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.
Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.
Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки о войне.
Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.
Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.
Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки о войне.
Оборудование: видеоматериалы для презентаций, материалы для изо деятельности и конструирования, иллюстрации и книги о ВОВ, музыкальное сопровождение, костюмы для торжественного мероприятия.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций о войне, дне Победы.
Чтение художественных произведений о Великой Отечественной войне, слушание военных песен, вальсов, заучивание стихов и песен. Благинина «Шинель», А. Усачев «Что такое День Победы», Н. Найденова «Мир и дружба всем нужны»; чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?»; Л. Кассиль из книги «Твои защитники»; Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», «Подкидыш», «Пусть стоит старый солдат»; Ю. Герман «Вот как это было»; А. Митяев «Письма с фронта».
Подготовка к торжественному мероприятию, посвященному 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Разучивание стихов, танцев, песен.
Участники проекта воспитатель, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители.
Продолжительность Март-май 2020г.
Предполагаемые результаты
Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Содержание проекта
1. Подготовительный этап
Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике победы;
Привлечение родителей к сбору информации и подготовке к предстоящему мероприятию;
Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов, музыкальных произведений.
Подбор материалов для проведения НОД и бесед о войне и победе.
Вызвать интерес детей к событиям войны, желание узнать об этом больше.
2. Основной этап
1. Проведение НОД, бесед о ВОВ, победе в войне : «Солдаты Великой Войны» (развитие речи); «Дети – Герои»; «Города – Герои» (ознакомление с окружающим); «Письма с фронта» (чтение фронтовых писем).
2. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр;
Дидактические игры: «Подбери картинку»; «Воину солдату своё оружие»; «Чья форма»; «Что изменилось»; «Военный транспорт».
Сюжетно-ролевые игры: «На границе»; «Мы танкисты»; «Разведчики»; «Летчики».
Подвижные игры: «Разведка»
Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.
«Встречные перебежки»
Цель: закрепить умение детей бега наперегонки.
«Попади в цель»
Цель: продолжать учить сочетать замах с броском при метании. Соблюдать очередность в игре.
3. Проведение НОД: Аппликация-открытка «Цветы победы»; Рисунок солью «Салют Победы»; коллективная аппликация с элементами рисования «Военная техника на параде», контруирование из бумаги (коллективная работа)«По морям по волнам», коструирование из бумаги «Письмо деду на фронт»
4. Слушание песен о ВОВ;
5. Просмотр видеофильма о войне «Они сражались за Родину».
Взаимодействие с семьями
1. Привлечение родителей к участию в данном проекте; предоставить фотографии родственников, участников ВОВ, для оформления стенда : «Кто сохранил мир»
2. Привлечь родителей к созданию выставки рисунков: «Война глазами детей»
3. Консультация для родителей на тему: «Память прошлых лет» (знакомство детей с историей Родины);
3. Заключительный этап
1. Организация выставки работ ко Дню Победы (совместная работа детей и родителей);
2. Оформление выставочного стенда «Кто сохранил мир»;
3. Торжественное мероприятие, посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
4. Экскурсия к памятнику «Воину - освободителю» (возложение цветов);
Проведение торжественного мероприятия, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
Достигнутые результаты
Расширилось представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
Укрепилось чувство гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
Сформировалось внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Список литературы
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
2. Великая Отечественная война. /https://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html
3. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-- 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.
4. Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
5. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного ошкольного образовательного учрежденияhttps://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
6. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
7. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
Список используемых музыкальных произведений:
1. Песня «День Победы» муз. Давида Тухманова -ст. Владимира Харитонова.
2. Песня «Эх, дороги» муз. Анатолия Новикова - ст. Льва Ошанина.
3. Песня «Пусть всегда будет солнце» муз. Аркадия Островского – ст. Льва Ошанина.
4. Песня «Довоенный Вальс»муз. П. Аедоницкого – ст. Ф. Лаубе
5. Песня «Мне вспомнилось снова» из кинофильма "Фронт без флангов" муз. Ф. Баснера – ст. М. Матусовского.
6. Песня «Поклонимся великим тем годам» муз. Александры Пахмутовой – ст. М. Львова.
7. Песня «Синий платочек» муз. Е. Сироткина – ст. Я. Галицкого.
8. Песня «Священная война» муз. А. Александрова (переложение Е. Сироткина) – ст. В. Лебедева-Кумача.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Цикл бесед о войне.
Беседа 1 «Солдаты Великой Войны»
Задачи:
• Познакомить детей с историей о Великой Отечественной войне
• Воспитывать уважение к Защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильных эмоций, гордость за свой народ, любовь к Родине
• Развивать представление о разных родах войск,оружия в годы ВОВ,техники, уточнить кто такие защитники отечества
Оборудование:
Картинки с изображением летчиков, танкистов, моряков, артиллеристов, пехотинцев, полевой кухни, военнопленных детей, разрушенных зданий, взятия Рейхстага, парад на красной площади 1945 года, запись песни «Журавли, День Победы, Закаты алые».Презентация о ВОВ,альбомы про ВОВ
Ход образовательной ситуации:
Воспитатель: - Ребята, какой праздник мы отмечаем 9 мая?
Дети:-День Победы (фонограмма песни День Победы)
Воспитатель: - Правильно. День Победы и радостный и грустный. Радостный он от того, что наш народ одержал победу над фашисткой Германией, а грустный потому, что очень дорогой ценой досталась нам эта победа. Я хочу прочитать вам стихотворение, оно перенесет вас в прошлое, и вы узнаете, как это было.
22 июня
Все на рассвете мирно спали,
Ночь темная как – будто тень
И жители земли еще не знали
Какой рождался страшный день.
Не знали, что в двадцатом веке
Он станет самым черным днем,
От крови покраснеют реки
Земля опалится огнем!
- Когда граждане нашей страны узнали, что началась война, все кто мог держать оружие пошли на фронт. На войне помогали все – женщины и дети. Война шла и на земле, и в воздухе, и на воде.
- Ребята, кто нас защищал в воздухе?
Дети:- летчики
- А на воде?
Дети: - моряки
- А на земле?
Дети:- танкисты, пехота, артиллеристы.
- ребята, а как маршируют солдаты, вы знаете? Давайте и мы с вами помаршируем.
Физкультминутка «На параде» :
Как солдаты на параде
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой – раз –
Посмотрите вы на нас.
Все захлопали в ладоши
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки –
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим-
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились.
Снова выстроились в ряд,
Снова вышли на парад,
Ра – два, раз – два,
Окунуться в прошлый век нам пора.
Показ презентации о ВОВ
Воспитатель:- Ребята, солдатская жизнь была сложной. Еду готовили в специальной печи. Посмотрите как она выглядит (картинка полевой кухни). Называется она полевая кухня. Во время боевых действий многие солдаты были ранены и медсестры оказывали им медицинскую помощь прямо на поле боя, и после этого и после этого переносили их на носилках к докторам. А в перерывах между боями солдаты смотрели кино, слушали и пели песни. Я предлагаю послушать песню военных лет (ВКЛ. запись песни «Журавли)
Кто сказал, что нужно бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыку вдвойне.
Песня «День особенный сегодня»
Д/и «Назови рода войск!», «Военная техника» «Оружие в годы ВОВ»
- Во время войны фашисты забирали в плен людей, среди которых были и дети. Они держали их за колючей проволокой, морили их голодом.
Война принесла много разрушений. Были разрушены дома, детские сады, школы, библиотеки, театры, больницы и т. д. Вечная слава героям! Слава героям!
Люди! Пока сердца стучатся, помните,
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста помните!
Минута молчания!
Но вот через четыре долгих и страшных года 1418 дней и ночей пришла долгожданная победа. Наши солдаты установили флаг нашего государства на самом главном здании в Германии.
После войны все торопились домой, где их ждали родные люди: родители, жены, дети. На Красной площади провели парад победителей. Всех военных встречали с цветами. До сих пор мы идем на парад и несем с собой цветы ветеранам в знак уважения и благодарности за мирное небо над головой.
Чтобы люди помнили те страшные дни, воздвигались памятники, писались песни, стихи, рисовались картины о войне.
В нашем городе есть немало памятников воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. (показ на слайде)
Воспитатель. Забыть прошлое- значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.
За все, что есть сейчас у нас
За каждый наш счастливый час
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам
Нашим прадедам, дедам и отцам!
Беседа 2 «Дети – Герои»
Воспитатель. Сейчас я расскажу вам о детях-героях…
Узнав, что началась война, многие мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. Под видом беспризорников, музыкантов пробирались в расположение врага, добывая информацию. Немцы и предположить не могли, что оборванные, голодные дети – разведчики.
Юта Бондаровская.
Летом 1941 года синеглазая девочка Юта, приехала из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла Юту грозная весть: война! Здесь увидела она врага. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. Возвращаясь с задания, Юта поддерживала усталых бойцов звонкими песнями, рассказами… В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны, пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени.
Валя Котик.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Мальчик, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу с взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный мальчик, поставлен ему памятник. И сегодня ребята отдают герою салют.
Марат Казей.
В деревню, где жил Марат ворвались фашисты. Когда Марат узнал, что маму повесили в Минске. гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой Адой, ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их. и себя.
За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Надя Богданова.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.
Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой.
Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В. П. Филатов вернул Наде зрение.
Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями
Аркадий Каманин.
Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, был лётчиком. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти. Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.
После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.
До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!
Маленькие герои большой войны. Вот такие подвиги люди помнят, не забывают имена героев. В память о страшных днях, скульпторы воздвигают памятники, поэты пишут стихи, поэмы, рассказы, композиторы сочиняют песни.
Теперь вы запомнили что такое война?
Ребёнок. Это разруха, гибель людей.
Ребёнок. Война – это слезы.
Ребёнок. Это смерть близких людей, детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Цикл занятий по теме проекта
Занятие в подготовительной группе к 9 мая. «Письмо ветерану»
Описание материала.
Дети рассматривают письма – треугольники. Затем воспитатель рассказывает о том, как писались эти письма, как их ждали и на фронте и в тылу. Потом обсуждается, как надо составить письмо, оформить и сложить треугольником.
Задачи:
• обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне, дать представление о жизни людей на войне и в тылу;
• составление поздравительного или благодарственного письма для ветерана Великой Отечественной войны для вручения его в День Победы.
• развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне;
• воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них;
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне;
• чтение рассказов о войне.
Словарная работа:
ветераны, Великая Отечественная война, полевая почта, фронтовое письмо треугольник, чувство гордости, реликвия.
Оборудование:
• раздаточный материал для каждого ученика (карточки со словами-помощниками);
• листы бумаги А4 для написани письма;
• цветные и простые карандаши;
• аудиозапись песни «Письмо с фронта» муз. Е. Хазова, сл. Э. Асадова.
Ход занятия
Рассматривание писем - треугольников
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла! ( В руках воспитателя письма: в современном конверте и военное письмо – треугольник). Как выдумаете, что это такое? (ответы детей) Вы правильно заметили – это письма. Но чем же отличаются эти письма?
Дети: У этих писем разная форма – одно письмо прямоугольной формы, а другое письмо – треугольной.
Воспитатель: А для чего нужны письма?
Дети: Письма нужны для того, чтобы сообщать, друг другу новости и посылать их по разным адресам с помощью почты!
Рассказ воспитателя
Воспитатель: 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, когда все люди ещё спали, на нашу страну напала фашистская Германия. Эта война стала величайшей трагедией и испытанием сил каждого советского человека.
Война длилась долгих четыре года. И четыре года воины писали письма домой, потому что в те далёкие времена не было возможности по - другому связаться со своими родными.
Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
Автор: Любовь Сухова.
В письмах с той, уже далекой войны солдаты писали о боях, которые были трудными, о друзьях, с кем приходилось воевать, о ранениях, о надежде на грядущую победу.
У солдат не было конвертов и красивых марок, поэтому им приходилось писать на тетрадном листке, который затем сворачивался треугольником. На нем писался адрес получателя и затем письмо передавалось почтальону, который старался доставить эти весточки с фронта в целости и сохранности.
Солдатские треугольники – листочки, исписанные торопливой рукой на привале или в минуты короткой передышки между боями, согнувшись где-нибудь в уголке, положив листок на колено. Иногда закончить письмо не удавалось – звучал сигнал атаки, начинался бой.
Воспитатель: Сейчас мы послушаем песню «Письмо с фронта» (муз. Е. Хазова, сл. Э. Асадова).
Воспитатель: И наконец, настал тот день, когда солдаты в своих письмах смогли написать о победе. Это был день – 9 мая 1945 года.
Из поколения в поколение в семьях передаются эти треугольники как реликвия.
Сегодня на занятии мы напишем письмо – поздравление нашим ветеранам, труженикам тыла в знак благодарности за мирное небо над головой, за подаренную светлую жизнь или же эти письма можно будет подарить своим близким на одном из мероприятий, посвященных Великой Победе.
Составление поздравительного или благодарственного письма для ветерана Великой Отечественной войны для вручения его в День Победы.
Воспитатель: Скажите, а вы хотели бы доставить удовольствие тем людям, которые прошли все невзгоды и дожили до самой победы? Немногие из них живы сейчас. И с каждым годом их остаётся меньше. Сегодня на занятии каждый из вас может написать письмо ветерану этой войны.
Воспитатель: Из каких частей должно состоять письмо?
Воспитатель: Давайте перечислим их и назовем особенности каждой части письма:
1. Обращение (к кому обращаетесь в своем послании).
2. Основное содержание письма, сообщение (ваши размышления, выражение благодарности, просьбы).
3. Прощание (добрые пожелания, благодарности или просьбы).
4. Подпись (кто писал, кому принадлежат написанные строки, дата и место написания письма).
На ваших столах находятся памятки, которые помогут при работе. Рассмотрите их. У кого есть вопросы? О чем хотите уточнить?
Перед началом трудной работы давайте сделай передышку, прослушаем с закрытыми глазами мелодию («минус» песни «Письмо с фронта», а заодно - эта пауза подскажет нам тему письма ветерану.
Ветераны войны в преддверии праздника Великой Победы (а я в этом уверена) будут рады получить от вас добрые слова. Скорее за работу!
Свою работу каждый из вас может оформить на листе, нарисовав что-либо. Это её украсит и придаст индивидуальность. Потом лист мы свернём в виде треугольника. Своё письмо вы можете вручить любому ветерану не только в честь праздника, но и в будний день. Этим вы доставите минуты радости пожилому человеку.
Итог занятия
Воспитатель: Кому мы написали письма? Как вы оцениваете свою работу?
Воспитатель: Своё письмо вы можете вручить любому ветерану не только в честь праздника, но и в будний день. Этим вы доставите минуты радости пожилому человек