Лариса Батыршина
Проект «В мире разных материалов» с использованием технологии ТРИЗ в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Самое лучшее открытие то, что ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
Вид проекта : исследовательский.
Участники проекта : дети, родители и родственники, воспитатели.
Продолжительность проекта : долгосрочный ( 6 месяцев: октябрь-март).
Актуальность. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Публикация «Проект „В мире разных материалов“ с использованием технологии ТРИЗ в средней группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Проблема: В ходе бесед о различных предметах выяснилось, что дети имеют разные, порой противоположные представления о их свойствах и качествах. Таким образом, возникла необходимость проверить все озвученные версии: «Из каких материалов созданы окружающие предметы? Какими они свойствами обладают? Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы?».
Цель проекта : формирование представлений детей о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны окружающие нас предметы.
Задачи:
Для детей:
Образовательные:
- Расширять и закреплять представления о материалах, из которых сделаны окружающие нас предметы (бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса, резина, стекло).
- Учить выделять свойства материалов : мягкость - твердость, гладкость - шероховатость, прочность - гибкость и т. д.
- Упражнять в умении проводить несложные опыты с предметами, сделанными из разных материалов, на основе этого делать выводы.
Развивающие:
- Развивать умения устанавливать причинно- следственные связи, анализировать, делать выводы о свойствах и качествах материалов.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
- Развитие речевых умений обмениваться информацией (диалогическая речь, рассказать о предмете, о материале, из которого он сделан, его свойствах (монологическая, связная речь, формировать и устанавливать причинно-следственные связи (пояснительная речь).
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.
- Воспитывать умение безопасного использования предметов, опираясь на свойства материала, из которого сделаны эти предметы.
- Формировать навыки взаимодействия со сверстниками.
Для педагогов:
- Подбор методических, дидактических материалов по данной теме.
- Создание условий, стимулирующих развитие опытно-экспериментальной деятельности детей.
- Организация совместной деятельности детей и родителей.
Для родителей:
- Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.
- Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять с детьми несложные опыты в домашних условиях.
- Наполнение жизни семьи созидательной энергией.
Методы и технологии реализации проекта :
• Словесный метод (рассказы воспитателя, детей, чтение художественной литературы, загадки, совет, беседы, проблемные вопросы, похвала)
• Наглядный метод (рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, фотографий, рисунков, ИКТ)
• Игровой метод (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, сюрпризные моменты, ситуации)
• Практический (упражнения, элементарные опыты, экспериментирование, моделирование)
• Игры технологии ТРИЗ
Ожидаемые результаты для детей:
- Дети расширят и закрепят представления о материалах, из которых сделаны окружающие нас предметы (бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса, резина, стекло);
- научатся выделять свойства материалов : мягкость - твердость, гладкость - шероховатость, прочность - гибкость и т. д.
- научатся проводить несложные опыты с предметами, сделанными из разных материалов;
- сформируют умения устанавливать причинно- следственные связи, анализировать, делать выводы о свойствах и качествах материалов.
Ожидаемые результаты для родителей:
- совершенствуются взаимодействия взрослого и ребенка;
- формируется позиция сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность;
- жизнь семьи наполнится созидательной энергией.
Этапы реализации проекта :
1 этап Подготовительный (октябрь)
Месяц
Тема Содержание Для детей Для родителей
Октябрь
Подбор наглядного материала и ознакомление с методической литературой. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные качества предметов. Подборка электронных образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций, интерактивных игр, мультфильмов); подборка дидактических и подвижных игр; подборка художественной литературы. Составление плана – схемы проекта, направленного на осознание детьми значения данной темы и на оптимизацию детско- родительских отношений. Мониторинг знаний детей Ознакомление родителей с содержанием проекта
Анкетирование
Привлечение к обогащению уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
2 этап Основной (ноябрь-февраль)
Месяц
Тема Цель Для детей Для родителей
Ноябрь
«Бумага – какая она».
«Ткань бывает разная». Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги и ткани. Развивать умение выявлять свойства бумаги (мягкая, рвется, горит, непрочная, намокает, плавает, можно резать, рисовать, клеить); ткани (мягкая, не рвется, мнется, намокает, можно резать ножницами, рисовать на ней, гладить утюгом). Беседа: «Из чего делают книги?»
Игра-эксперимент «Мнем, рвем, режем, клеим». Составление итогового алгоритма свойств материала.
Рассматривание бумаги (ткани) разных видов.
Д/и «Из чего лучше сделать?»
Беседа «Из чего сшита наша одежда?», «Свойства ткани»
Д/и «Разные ткани», «Подбери одежду».
Чтение рассказа Носова «Заплатка», С. Баруздина «Мамина работа»
Игра-эксперимент «Ткань: мнем, тянем, режем, мочим».
Составление итоговых предложений детьми по алгоритму описания свойств материала. Участие в создании коллекции бумаги и ткани.
Участие в обогащении предметно-развивающей среды (пошив сарафанов и рубашек)
Игра-эксперимент «Горит – не горит».
Консультация «Какую роль играет экспериментирова-
ние в жизни дошкольников»
Декабрь
«Свойства древесины».
«Звенящий металл»
«Чудо-магнит» Научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины, железа. Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит от размера предмета и его тяжести. Расширять представление детей о свойствах древесины (можно пилить, строгать, вбивать в него гвозди, оно горит, излучает тепло, оно не прозрачное,
металла (звенит, прочный, тяжелый, непрозрачный). Игра-эксперимент
«Определи качество материала».
Д/и «Мебель для мишутки»
Игра-эксперимент «Какие предметы могут плавать?».
Презентация «Откуда берется металл?»
Музыкальная игра «Что мы слышим?».
Игра-эксперимент
«Шелестит, звенит, стучит». Научить детей определять предмет по издаваемому звуку.
Игра-эксперимент «Притягивает - не притягивает»
Составление алгоритма исследования предметов.
Игра-эксперимент «Как достать скрепку из воды, не замочив рук»
Игра «Холодный – горячий»
С/ролевая игра «Поездка на автобусе» Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (рули, колеса)
Игра-эксперимент «Горит – не горит».
«Тонет- не тонет» Консультация «Занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников»
Январь
«В мире стекла»
«Все увидим, все узнаем» Помочь выявить свойства стекла (прочное, хрупкое, прозрачное, цветное, гладкое). Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла, закрепить знания об увеличительном стекле. Игра-эксперимент «Разноцветный мир».
Заучивание стихотворения «Я знаю, что надо придумать…»
Игра-эксперимент «Большой – маленький»
С/ролевая игра «Накроем кукле стол»
Чтение рассказа «Как Аленка разбила зеркало»
Проведение НОД по познанию «В мире стекла» Консультация «Эксперименты с детьми в домашних условиях»
Игра-эксперимент «Хрупкое стекло»
Февраль
«Узнай все о себе, воздушный шарик»
«В мире пластмассы» Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами. Учить устанавливать связи между материалом и способом его использования
Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная) Игра-эксперимент «Тянется, режется, не промокает, плавает»
Составление алгоритма исследования предмета.
Игра-эксперимент «Прозрачная-цветная, легкая-тяжелая, прочная-хрупкая»
Составление алгоритма исследования предмета.
Д/и «Чего не стало», «Из чего лучше сделать?»
С/ролевая игра «Пикник»
Чтение и инсценировка сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» Консультация «Опыты с папами».
Игра-эксперимент «Какая резина?»
Игра- эксперимент «Горит-не горит»
Наблюдение-определение «Из какого материала сделаны игрушки?»
3 этап Заключительный (март)
Март
Подведение итогов проекта
Презентация проекта Определить эффективность проведенной работы.
Провести анализ полученных результатов. Развлечение «Моя любимая игрушка».
Открытое занятие «Маленькие волшебники».
Анкетирование детей.
Оформление альбома с фотографиями «Наши опыты и эксперименты» Подготовка речи ребенка для презентации любимой игрушки (определение свойств и качеств материала, из которого сделана игрушка).
Предоставление отчета о проделанных детьми опытах дома в виде фотографий.
Игры по ТРИЗ-технологии
1. Метод системного анализа («Волшебный экран») :
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)
Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)
Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)
Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)
ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)
ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)
ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
«Что будет, если…» ( Пример: «Что будет, если в ванну с водой упадёт бумага (футболка, ключ, мячик?». Ребенок отвечает: бумага намокнет, растает, поплывёт).
«Чем был - чем стал» ( Пример: Было раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью)
«Один, два, три, ко мне беги» ( Пример: «Один, два, три, у кого деревянная игрушка, ко мне беги!», «1, 2, 3, у кого хрупкая игрушка, ко мне беги!»
«Где живет?» ( Пример: Где живет гвоздь? В столе. На мебельной фабрике. В коробке для инструментов).
2. Метод мозгового штурма:
«Наоборот» ( пример: Острый – тупой, холодный – горячий,
«Черно-белое» - вырезается два домика из бумаги: черный и белый. Если показывается белый домик, дети называют положительные качества объекта, если черный - отрицательные ( пример: Смотрите, какая красивая сумка из ткани! Назовите ее положительные качества! (Она мягкая, легкая, ее можно стирать, гладить). Назовите отрицательные качества (Она может намочиться, порваться, помяться)
«Хорошо - плохо» («Хорошо, что есть резиновый мячик! Почему?» - «С ним можно играть, пинать, подбрасывать, он яркий и т. д. Плохо, потому что может порваться, укатиться, сдуться).
«Мои друзья». Цель: активизировать словарь детей, диалогическую речь, развивать фантазию. Ход игры: дети выбирают картинки с изображением различных объектов. Ведущий превращается в какой-то предмет и ищет друзей по разным признакам. Выбранный друг объясняет, почему его выбрали. «Я – стол! Мои друзья те, кто сделан из дерева! (кто не тонет в воде)».
Структура проведения ТРИЗ игры – эксперимента
- Постановка, формулировка познавательной задачи.
- Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
- Выдвижение предположения, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
- Проверка гипотезы.
- Проверка итогов, вывод.
- Фиксация результатов.
- Вопросы детей.
Достигнутые результаты
Дети: расширили и закрепили представления о материалах, из которых сделаны окружающие нас предметы; научились выделять свойства материалов, проводить несложные опыты с предметами, анализировать, делать выводы о свойствах и качествах материалов.
Родители: сформировалась позиция сотрудничества, родители научились организовывать и осуществлять с детьми несложные опыты в домашних условиях.
Мониторинг знаний детей.
По результатам диагностики выявили следующие показатели: в начале проекта - 23% детей имели представления о материалах, из которых сделаны окружающие нас предметы. В результате окончания проекта - 75% детей сформировали представления о свойствах разных материалов.
Список используемой литературы.
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка Синтез, Москва, 2015-366с.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М. : АРКТИ,2008. – 64 с.
3. Савенков, А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. / А. И. Савенков— Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. — 32 с: ил.
4. Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74
5. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008
6. Корзун А. В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008