Алена Сидорова
Проект по экспериментированию «В мире поиска и науки»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«В мир поиска и науки»
с. Суворовское
2021г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 муниципального образования Усть -Лабинский район
Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Публикация «Проект по экспериментированию „В мире поиска и науки“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья.
Объект исследования: 1. Явления природы (ветер, воздух, солнце и т. д.)
2. Окружающая природа (камни, песок, глина, соль и т. д.)
3. Материалы: пластмасса, резина, стекло, металл, бумага)
Тема общесадовского проекта : «В мир поиска и науки»
Мини-проекты по группам : 1. «Явления природы» (средняя группа)
2. «Мир под ногами» (старшая группа)
3. «В мире разных материалов» (подготовительная к школе группа)
Цель проекта : Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке.
Задачи проекта : Задачи проекта :
• 1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
• 2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
• 3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
• 4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость);
• 5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
• 6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
• 7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
• 8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• 9. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
• 10. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;
• 11. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Руководитель проекта : Воспитатели средней, старшей и подготовительной к школе групп.
Заказчик проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 муниципального образования Усть -Лабинский район
Образовательные области, в рамках которых проводится работа по проекту : социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект Средняя группа (4-5 лет)
Старшая группа (5-6 лет)
Подготовительная к школе группе (6-7 лет)
Тип проекта по характеру участия ребенка в проекте (заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата) : участник от зарождения идеи до получения результата, исполнитель.
Тип проекта по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой и фронтальный) : фронтальный
Тип проекта по составу участников и их объединению (характеру контактов) (групповой, подгрупповой, межгрупповой, партнерский, индивидуальный, семейный, с привлечением родителей, фронтальный) : Фронтальный, групповой, подгрупповой, индивидуальный, с привлечением родителей
Тип проекта по характеру содержания (включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности) : ребенок и его семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир
Тип проекта по доминирующему методу (творческий, исследовательский, комплексный, игровой, информационный, практико- ориентированный) : комплексный
Тип проекта по срокам проведения (долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный) : Долгосрочный (с 01.06.21 по 31.08.21г.)
Консультанты проекта : 1. Старший воспитатель, Сидорова А. В.
2. Музыкальный руководитель, Гузик О. Н.
3. Воспитатели средней, старшей, подготовительной к школе групп.
Информационные и материально-технические ресурсы: (книги, Интернет-ресурсы, компьютер)
Интернет - ресурсы, компьютер, мультимедийный проектор, энциклопедии, книги.
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей, оборудование для занятий.
Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.
Основные направления
в работе:
Работа с детьми.
Работа с родителями.
Работа по усовершенствованию предметно
-развивающей среды.
Ожидаемые результаты Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Продукты проекта 1. Презентация макета «Вулканы»;
2. Выставка детского творчества «Явления природы» с привлечением родителей.
3.
Этапы проекта :
Проект «Явления природы» (средняя группа)
Реализация проекта рассчитана на 3 месяца: с «_01» 06. 21г. по «31» 08.21г.
I. Подготовительно-проектировочный этап :
1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно - экспериментальной деятельности.
4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
5. Анкетирование родителей.
6. Разработка перспективного плана работы с родителями.
7. Оформление консультативного материала для родителей.
Срок реализации этапа: с 01.06.21г. по 18.06.21г.
II. Практический этап
1. Занятия;
2. Эксперименты;
3. Беседы;
4. Наблюдение и труд;
5. Работа в лаборатории.
Темы для изучения:
- «Где прячется воздух. Свойства воздуха»
- «Свет и тень»
- «Есть ли в солнце витамины?»
- «Можно ли поймать ветер?»
- «Вулканы»
Срок реализации этапа: с 21.06.21г. по 25.08.21г.
III. Обобщающе - результативный этап
4. Презентация макета «Вулканы»;
5. Выставка детского творчества «Явления природы» с привлечением родителей.
Проект «Мир под ногами» (старшая группа)
Реализация проекта рассчитана на 3 месяца: с «_01» 06. 21г. по «31» 08.21г.
I. Подготовительно-проектировочный этап :
1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно - экспериментальной деятельности.
4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
5. Анкетирование родителей.
6. Разработка перспективного плана работы с родителями.
7. Оформление консультативного материала для родителей.
Срок реализации этапа: с 01.06.21г. по 18.06.21г.
II. Практический этап
1. Занятия;
2. Эксперименты;
3. Беседы;
4. Наблюдение и труд;
5. Работа в лаборатории.
Темы для изучения:
- «Наша Земля» - глобус.
- «Свойства песка»
- «Удивительные камни»
- «Свойства глины»
- «Волшебница соль».
Срок реализации этапа: с 21.06.21г. по 25.08.21г.
III. Обобщающе - результативный этап
1. Коллективная работа «Рамка для фотографий из камней»
2. Выставка детского творчества «Рисуем на камнях» с привлечением родителей.
3. Конкурс на лучший рисунок из песка.
4. Изготовление лепбука «Соль-волшебница»
Срок реализации этапа: с 26.08.21г. по 31.08.21г.
Проект «В мире разных материалов» (подготовительная к школе группа)
Реализация проекта рассчитана на 3 месяца: с «_01» 06. 21г. по «31» 08.21г.
I. Подготовительно-проектировочный этап :
1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно - экспериментальной деятельности.
4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
5. Анкетирование родителей.
6. Разработка перспективного плана работы с родителями.
7. Оформление консультативного материала для родителей.
Срок реализации этапа: с 01.06.21г. по 18.06.21г.
II. Практический этап
1. Занятия;
2. Эксперименты;
3. Беседы;
4. Наблюдение и труд;
5. Работа в лаборатории.
Темы для изучения:
- «Какая она пластмасса?»
- «Бумага – наша помощница»
- «Резиновые перчатки, из чего сделаны?»
- «Стекло, его качества и свойства»
- «Металл, его качества и свойства»
Срок реализации этапа: с 21.06.21г. по 25.08.21г.
III. Обобщающе - результативный этап
1. Коллекции из разных материалов: ткани, бумаги, резины, дерева, металла, пластмассы.
2. "Это - наши опыты"(оформление фотоматериалов по опытно- экспериментальной деятельности : альбом).
3. Дидактические игры "Разные материалы".
4. Выставка "Чудо-материалы и удивительные пуговицы".
Срок реализации этапа: с 26.08.21г. по 31.08.21г.