Есикова Алина Александровна
Проект в средней группе «Снежинка и льдинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Светлячок»
«Льдинка и снежинка»
средняя группа (4-5лет)
«Ягодка»
Воспитатель:
Есикова Алина Александровна
г. Жердевка
2023
Участники проекта : воспитанники и воспитатель средней группы
Тип проекта : познавательный, творческий
Вид проекта : комплексный
Публикация «Проект в средней группе „Снежинка и льдинка“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Снежинка. Все о снежинках
- Снежинки. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Срок реализации проекта : краткосрочный: январь - февраль 2023 г.
Актуальность
Для всестороннего развития личности ребенка важно с детских лет знакомить его с поисково-познавательной деятельностью. Прекрасным временем года для этого является – зима. С ее приходом температура воздуха понизилась, что привело к изменению атмосферных осадков. Выпал снег. Вода в водоемах замерзла. Лед появился на лужах, реках, прудах, как только ударил первый мороз. У детей появилась возможность в естественных условиях раскрыть тайны льда и снега, разобраться в свойствах воды, ее переходе в другое состояние при низких температурах воздуха.
Цель проекта : конкретизировать знания детей о свойствах снега, льда, воды: учить детей устанавливать связь между температурой воздуха и состоянием воды.
Планируемые результаты:
- получение представлений у детей о свойствах воды, льда и снега;
- наличие знаний об условиях возникновения льда и снега;
- приобретение знаний о способах получения льда и снега;
- наличие первоначальных навыков самостоятельности в поиске ответов на вопросы;
- пополнение словарного запаса по теме проекта;
- развитие творческих способностей детей;
- дети познакомятся с правилами безопасного поведения при гололеде и на замерзших водоемах.
Этапы работы над проектом
I этап. Подготовительный
Для организации проекта было решено :
- подобрать художественную литературу, иллюстрационный материал по теме проекта,
- создать картотеку стихов и загадок о снеге и льде,
- картотеку опытов со снегом и льдом.
Проблема
В ходе наблюдения во время прогулки дети задавали вопросы: «Почему зимой лужи превращаются в лед? Почему лед тает, если его положить на ладонь?» Совместно с детьми было решено провести опыты с водой и льдом.
Постановка задачи
В соответствии с проблемой дети с помощью педагога поставили задачи:
- узнать, почему тают лед и снег;
- превратить воду в лед.
Предполагаемые продукты деятельности:
1. Детские рисунки по теме проекта.
2. Картотека стихов и загадок о снеге и льде.
3. Картотека опытов со льдом и снегом.
II этап. Основной
1. Проведение бесед: «Безопасность на льду», «Зимние игры на льду», «Виды спорта на льду», «Гололедица».
2. Проведение наблюдений: «Какую пользу приносит снег людям?», «Лёд на лужах», «Скольжение предметов».
3. Проведение опытов: «Что такое снег?», «Сравнение снега и льда», «Какую пользу приносит снег для растений?», «Таянье льда в воде», «Прочность льда».
4. Участие в выставке: «Хоровод снежинок».
III этап. Заключительный
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что опыты с водой и льдом позволяют наглядно показать детям связь между жидкостями и температурными режимами в природе. В ходе проекта воспитанникам была предоставлена возможность самостоятельно найти ответы на волнующие их вопросы.
Заключительным этапом работы над проектом стало :
- оформление выставки рисунков: «Хоровод снежинок».
Цель проекта (конкретизировать знания детей о свойствах снега, льда, воды, учить детей устанавливать связь между температурой воздуха и состоянием воды) была достигнута.
Список литературы и источников:
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2019 – 77 стр.
2. Кобзева Т. Г., Александрова Г. С., Холодова И. А. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа. - Волгоград: Учитель, 2016 – 330 стр.
3. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет. - М. : МО-ЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 – 320 стр.
Приложение 1
Картотека загадок и стихов о снеге и льде
Стихотворения Валентина Берестова
Снегопад
День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?
Гололедица
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется!
Снежинки
- Кто снежинки
Делал эти?
За работу
Кто в ответе?
- Я! - ответил Дед Мороз
И схватил меня
За нос!
Зима ( автор: Виктор Лунин)
На картине у зимы
Все бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.
Но порой блеснут на ней
Средь поляны ватной
Красногрудых снегирей
Солнечные пятна.
Зима ( автор: Людмила Самонина)
Как обычно в январе
Много снега во дворе,
Но беда невелика –
Слепим мы снеговика!
Белый снег под выходной
В тишине идет ночной,
Чтоб коньки нам, лыжи взять,
В сад с утра идти играть!
Снег на солнышке сверкает,
Словно сладкий сахар он,
Жалко только, что растает
И исчезнет, словно сон.
ЗАГАДКИ
Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот
Не вода в ручье, а… (Лед)
Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло… (Лед)
Эта гладкая дорога
Проживет совсем немного.
Как пойдет по ней весна
Вся разрушится она… (Лед)
Может крепко толстым слоем
Тротуар закрыть собою,
Не ходьба теперь, потеха,
Оттолкнись — и можно ехать… (Лед)
Жарким летом на плоту
По волнам я проплыву.
А зимой не нужен плот
Превратились волны в… (Лед)
Он появляется тогда,
Когда замерзнет пруд, река.
На нем так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься… (Лед)
Приложение 2
Картотека: «Опыты со снегом и льдом»
Опыт 1: Что такое снег (лед?
Набрать с детьми ведерко снега или льда. На некоторое время оставить его в теплом помещении. Обратить внимание на то, что снега (льда) не стало, а в ведерке появилась вода.
Вывод: снег (лед) – это вода, в твердом состоянии.
Опыт 2: Сравнение снега и льда
Предложить детям взять снег или лед в руки и рассказать, какой он на ощупь?
Вывод: снег холодный.
Положить снег и лед на белый лист и сравнить их по цвету. Положить снег и лед на черный лист и спросить, видна ли бумага?
Вывод: снег белого цвета и непрозрачный, а лед прозрачный.
Предложить детям взять небольшое количество выпавшего снега в руку и подуть на него. Он рассыпается. Затем то же проделать со льдом. Лед трудно сдуть ладони.
Вывод: снег рыхлый и легкий, а лед нет.
Общее: снег и лед - это вода, в твердом состоянии.
Опыт 3: Какую пользу приносит снег для растений?
Для опыта взять на прогулку две бутылки с одинаково теплой водой. Одну бутылку оставить на открытом воздухе, а вторую закопать в снег. Через некоторое время сравнить температуру воды в бутылках. Вода в бутылке, которая была закопана в снег, теплее.
Вывод: Значит, снег защищает растения от холода.
Опыт 4: Таянье льда в воде
Показать взаимосвязь количества и качества от размера. Поместить в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересоваться у детей, какая из них быстрее растает. Выслушать гипотезы детей.
Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.
Опыт 5: Прочность льда
Взять льдинку или сосульку, уронить ее на твердую поверхность. Что случилось? Лед раскололся.
Вывод: Лед - хрупкий.