Инга Кротова
Проект «В гости к красавице зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 городского округа Кинешма.
Проект
«В гости к красавице зиме».
Подготовила: Кротова Инга Георгиевна
2021г
Краткосрочный проект «В гости к красавице зиме»
в средней группе.
Вид проекта : познавательно – исследовательский, творческий.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Проект „В гости к красавице зиме“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Участники проекта : воспитанники, воспитатели, родители
Возрастная группа: средняя группа.
Продолжительность проекта : 3 недели с 01.12 по 21.12.2021 г.
Актуальность проекта :
У детей недостаточное представление о характерных явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный словарный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа.
Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым.
Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Цель: создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта.
Задачи:
- Конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период).
- Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
- Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей).
- Способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств.
Ожидаемый результат:
- По окончанию проекта дети смогут устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
- Узнают, как и где зимуют животные и птицы.
- Бережно относится к природе.
- Расширить знания о зимней природе.
- Познакомятся с зимними видами спорта.
- Расширят представления о зимних играх и забавах.
- Участие родителей в предложенных мероприятиях, выставках.
Формы реализации проекта :
1. НОД.
2. Чтение художественной литературы.
3. Беседы.
4. Наблюдения.
5. Игровая деятельность.
6. Продуктивная деятельность.
7. Исследовательская деятельность.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный:
1. Разработка и накопление методических материалов.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Создание развивающей среды.
4. Подбор необходимой художественной литературы по теме проекта.
2- этап – основной (практический)
Рисование: «Маленькой ёлочке холодно зимой»
Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке несложный сюжет, выделять главное. Учить рисовать ёлочку с удлиненными книзу ветками. Закреплять умение рисовать красками. Развивать образное восприятие, образные представления; желание создать красивый рисунок, дать ему эмоциональную оценку.
Рисование: «Снеговик».
Программное содержание: Продолжать развивать у детей навыки рисования предмета, состоящего из нескольких кругов; развивать умение передавать особенности изображаемого предмета, используя кисть и краски, и с помощью ватных палочек; воспитывать желание самостоятельно украсить образ; воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к созданию образа.
Рисование: «Зимнее дерево».
Программное содержание: Продолжать учить детей изображать дерево, точно передавая строение (ствол, ветви, ветки, веточки) и пропорции, показать способы изображения снега с помощью поролоновой губки. Развивать творческие способности детей.
Продолжать развивать умение правильно располагать рисунок на листе.
Совершенствовать умение аккуратно пользоваться гуашью.
Лепка: «Птичка-воробей»
Программное содержание. Учить детей лепить из пластилина птичку, передавая овальную форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений, радоваться им.
Лепка: «Девочка в красивой шубке»
Программное содержание. Учить детей передавать в лепке фигуру человека, соблюдать соотношение частей по величине. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями лепить пальцами, придавать фигуре нужную форму; соединять части, плотно прижимая их к другу, и сглаживать места скрепления.
Лепка: «Прилетели снегири»
Программное содержание: Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах (снегирях, их строении.
Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе, желание заботиться о птицах. Продолжать учить лепить птиц крупно. Закреплять знакомые приемы лепки: оттягивание, прищипывание, сплющивание. Радоваться от полученного результата.
Аппликация: «Снегирь» .
Программное содержание: Развивать у детей творческие способности и эстетическое восприятие, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира. Продолжать учить детей аккуратно складывать и наклеивать детали, пользоваться клеем и ножницами. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах; аккуратность и внимательность.
Аппликация: «Елочки — зелёные иголочки».
Программное содержание: Продолжать развивать у детей умение вырезать треугольники, составлять аппликацию из трёх предметов, располагая их рядом по центру листа, начиная снизу. Закреплять у детей умение пользоваться ножницами, правильно держать кисть, намазывать клей, прижимать на листе салфеткой, радоваться результату своей работы. Воспитывать у детей умение слышать и понимать воспитателя, воспитывать любознательность и интерес к аппликации.
Аппликация: «Зимушка-зима».
Программное содержание: Продолжать учить детей наклеивать на основу готовые формы из бумаги, формировать умение делать снежинки с помощью техники обрывной аппликации. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, внимание, фантазию, творческие способности.
Развивать умение отвечать на вопросы, способствовать активизации речи детей. Воспитывать любовь к зимнему времени года, к природе, к прекрасному.
Беседы.
Беседа: «Как узнать зиму?».
Цель: Обобщать и расширять знания детей о типичных зимних явлениях.
Беседа «Лыжный спорт».
Цель: актуализировать воспоминания детей о том, как в прошлом году они катались на лыжах, напомнить основные понятия «лыжи», «лыжник», «крепление», «ходьба на лыжах», уточнить правила ухода за спортивным инвентарем (очищать от снега, ставить в стойку после занятий закругленными концами вверх).
Беседа «Морозные деньки».
Цель: Формировать представление о временах года: зима; связях между временами года и погодой; называть основные приметы зимнего периода.
Беседа «Что нового и интересного вы видели по дороге в детский сад?» Цель: учить детей составлять рассказ по личным наблюдениям.
Беседа «Как зимуют птицы». Цель: Способствовать развитию связной речи.
Беседа «Что может случиться, когда катаешься на санках».
Цель: учить поддерживать разговор.
Беседа «Зимующие птицы».
Цель: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); воспитанию заботливого отношения к птицам.
Беседа «Зимние забавы».
Цель: Продолжать знакомить детей со временем года «Зима»; развивать речь, память; воспитывать любознательность.
Беседа «Виды спорта».
Цель: продолжать знакомить детей с летними и зимними видами спорта.
Беседа по ЗОЖ.
Проблемная ситуация «Чистый ли снег?».
Цель: предложить воспитанникам обсудить действия детей, которые едят снег, дать им оценку. Учить аргументировать своё мнение, корректно вести спор. Предложит взять снег в группу и проверить высказанные предположения.
Ситуативный разговор «Осторожно гололед».
Цель: знать правила безопасности в зимнее время- в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.
Ознакомление с природой «Стайка снегирей на ветках рябины».
Цель: Расширять представления детей о многообразии птиц; Учить детей выделять характерные особенности снегиря, узнавать их; Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их; Развивать интерес к жизни зимующих птиц; Воспитывать дружелюбное отношение к птицам.
Наблюдения за погодой, ветром, небом, зимним солнцем, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, легкий, летает, хрустящий, кружится, сверкает, тает, липкий, мокрый, сугробами, птицами (воробей, синицы, галки, голуби, за прохожими, как одеты, за деревьями, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, характерными, для зимы; иней, снег, гололед, метель, рассматривание следов на снегу.
Познавательно - исследовательская деятельность: «Где, чей след?».
Цель: развивать внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы: детские, взрослые, следы животных и птиц.
Познавательно - исследовательская деятельность: «Делаем фигурки из снега» . Цель: понаблюдать, описать вместе с детьми некоторые качества и свойства снега (белый, пушистый, холодный, тает, лепится). Познавательно-исследовательская деятельность: Таяние снега и льда. Цель: подвести к пониманию того, что снег тает быстрее, чем лед.
Экспериментирование - изготовление цветных льдинок.
Цель: закреплять знание свойств воды замерзать на морозе, приобретая форму ёмкости, развивать воображение, активизировать словарь.
Чтение сказок: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье», «Зимняя сказка», «Снегурочка», «Рукавичка».
Просмотр презентаций: «Зимние забавы», «Русская зимушка – зима», «Зимние виды спорта», «Птицы зимой», «Как звери готовятся к зиме».
Просмотр мультфильмов: «Когда зажигаются ёлки», «Новогодняя сказка», «Новогодняя ночь», «Времена года», «Снеговик почтовик», «Сказка о снегурочки», «Снегирь», «Зимняя сказка», «ЧТО ТАКОЕ ЗИМА?»
Подвижные игры: «Охотники и зайцы», «Ледяные фигуры», «У медведя во бору», «Передай рукавичку», «Я Мороз-красный нос», «Передай снежок», «Мишка по лесу гулял», «Совушка», «Кто выше подбросит снежок», «Попади в ком», «Передай снежок».
С/р игра «К доктору на прием с простудой гриппом». Цель: закреплять умение обращаться за помощью при заболевании, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью.
Театрализованная игра «Зимовье зверей». Цель: вовлечь в игровую ситуацию, развивать воображение при помощи театра картинок, пробудить эмоциональный отклик у детей.
Сюжетно-ролевая игра «Семья. Собираемся на прогулку». Цель: закреплять умение развивать сюжет, самостоятельно брать на себя роли.
Работа с родителями.
Оформление папок-передвижек для родителей:
1. «Зима пришла», «Давайте поиграем», «Развиваемся, играя», «Читаем дома вместе», «Учимся наблюдать». «Зимние подвижные игры».
2. Участие в пошиве зимней кукольной одежды.
3. Консультация «Одеваем детей по сезону».
4. Изготовление кормушек для птиц.
3-этап заключительный
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Выставка рисунков, поделок, аппликаций «Зимушка-зима».
3. Выставка детско-родительского творчества «Поделки из снега».
Результаты проекта :
- Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
- Дети владеют расширенным словарным запасом;
- Знакомятся с правилами безопасного поведения на улице в зимнее время года;
- Сформирован интерес детей к зимним видам спорта; зимующим птицам; зимним забавам;
- Разработаны рекомендации для родителей;
- Оформлена выставка работ «Зимушка-зима»;
- Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
Приложение 1.
Приложение 2.
Русская народная сказка «Зимовье».
Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу.
Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы вволю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюет, свинья под деревьями корешки да желуди роет. Только и худо бывало друзьям, ежели дождик пойдет.
Так лето прошло, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык прежде всех спохватился зимовье строить. Встретил в лесу барана:
— Давай, друг, зимовье строить! Я стану из лесу бревна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть.
— Ладно, — отвечает баран, — согласен.
Повстречали бык и баран свинью:
— Пойдем, Хавроньюшка, с нами зимовье строить. Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть.
Согласилась и свинья.
Увидели бык, баран и свинья кота:
— Здравствуй, Котофеич! Пойдем вместе зимовье строить! Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь мох таскать, стены конопатить.
Согласился и кот.
Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха:
— Здравствуй, Петя! Идем с нами зимовье строить! Мы будем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, стены конопатить, а ты — крышу крыть.
Согласился и петух.
Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили бревен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали — стали рубить избу.
Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.
Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился.
Живут друзья — не горюют.
А бродили по лесу семь голодных волков, увидели новое зимовье. Один, самый смелый волк, говорит:
— Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живет. Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку.
Вошел волк в зимовье и прямо на барана угодил.
Барану деваться некуда. Забился баран в угол, заблеял страшным голосом:
— Бэ-э-э. Бэ-э-э. Бэ-э-э.
Петух увидел волка, слетел с жердочки, крыльями захлопал:
— Ку-ка-ре-ку-у.
Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал:
— Мя-у-у. Мя-у-у. Мя-у-у.
Набежал бык, рогами волка в бок:
— У-у-у. У-у-у. У-у-у.
А свинья услыхала, что наверху бой идет, вылезла из подполья и кричит:
— Хрю. Хрю. Хрю! Кого тут съесть?
Туго пришлось волку, едва жив из беды вырвался. Бежит, товарищам кричит:
— Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите!
Услыхали волки, пустились наутек.
Бежали час, бежали два, присели отдохнуть, красные языки вывалили.
А старый волк отдышался, им говорит:
— Вошел я, братцы мои, в зимовье, вижу — уставился на меня, страшный да косматый.
Наверху захлопало, внизу зафыркало!
Выскочил из угла рогатый, бодатый — мне рогами в бок!
А снизу кричат: «Кого тут съесть?» Не взвидел я свету — и вон.
— Ой, бежимте, братцы.
Поднялись волки, хвосты трубой — только снег столбом.
Приложение 3.
Беседа «Чистый ли снег?»
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются).
(Раздается звук «Ой-ой-ой» (это крики Нолика из мультфильма про Фиксиков)
Воспитатель: Ой, что это за шум? Откуда он? (дети с воспитателем подходят к ноутбуку).
Дети: Это, наверное, Фиксики.
Воспитатель: Вот так чудеса под Новый год!
Воспитатель: А где же они сами, куда спрятались?
(Дети ищут Фиксиков по групповому помещению, идут в спальню, видят Фиксиков Нолика и Симку на кровати).
Воспитатель: Это кто здесь под одеялом (Это Фиксики)
Воспитатель: А что же они делают? (Они греются)
Воспитатель: Я поняла. Всю ночь ноутбук стоял у открытого окна, и на Фиксиков сыпало снежком. Вот они замерзли и убежали в спальню греться.
Воспитатель: Ребята, Фиксики мне сказали, что пришли к нам в гости для того, чтобы узнать, что мы знаем с вами о снеге. Расскажем им? (расскажем).
Воспитатель: Ну, тогда проходите и садитесь на ковер. А вы, Фиксики, устраивайтесь поудобнее и слушайте нас внимательно. Мы вместе будем выяснять, какой снег и каковы его свойства.
Воспитатель: Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом сейчас? (он растаял)
Воспитатель: Давайте возьмем и внимательно рассмотрим растаявший снег (ставит посередине емкость с растаявшим снегом).
Воспитатель: Что вы видите? (мы видим воду. Вода стала грязная).
Воспитатель: Ребята, а почему вода грязная? (На улице много грязи, дым от машин осел на снег. Снег серый, грязный).
Воспитатель: Ребята, а я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? (нет, не правильно)
Воспитатель: Почему нельзя есть снег? (снег холодный и грязный).
Воспитатель: Итак, снег тает, образуется вода. Чтобы нам запомнить это, я нарисую на карточке картинку капельки воды.
( на доску крепится снежинка с изображением первого свойства: снег тает в тепле).
Воспитатель: Ой, весь снег растаял, а как же дальше мы будем изучать его? Где нам его взять? (попросим младшего воспитателя принести нам снег с улицы)
Воспитатель: Ребята, проходите за большой общий стол, будем выяснять другие свойства снега.
(Емкость со снегом ставится посередине стола)
Воспитатель: Давайте потрогаем снег, какой он на ощупь? (холодный).
Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас на тарелочках лежат фигуры, назовите их (ежики и лисички). Какого они цвета? (серого, оранжевого)
Воспитатель: Положите лисичку в плоскую тарелку, сверху положите снежок, а ежика положите - в глубокую (воспитатель наливает в глубокую тарелку воду).
Воспитатель: Какую фигурку животного видно, а какую - нет? (видно ежика, а лисичку не видно)
Воспитатель: Почему? (снег – не прозрачный, через него ничего не видно, а водичка – прозрачная)
Воспитатель: Итак, снег не прозрачный. Чтобы нам запомнить это, я нарисую и прикреплю к снежинке вот такую карточку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в тарелочки и скажите какого цвета вода? (бесцветная) А снег? (снег белый)
Воспитатель: А что еще бывает белым? (вата, облака на небе, бумага для рисования)
Воспитатель: Итак, снег белый. Чтобы нам запомнить это, я нарисую на карточке вату и прикреплю к снежинке.
Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать).
Воспитатель: Понюхайте снег, а теперь понюхайте яблочко. Снег пахнет? (у снега нет запаха)
Воспитатель: Итак, снег не пахнет. Чтобы нам запомнить это, я нарисую на карточке нос и зачеркну его.
Воспитатель: Фиксики, а вы знаете, что у нас есть интересная игра, в которую мы любим играть с ребятами, и хотим вас в нее научить.
Музыкальная игра «Снег руками загребая…»
(дети под музыку в соответствии со словами выполняют вместе с воспитателем движения)
Воспитатель: Молодцы! Мы вместе столько опытов провели, а сейчас я хочу вам показать, еще один опыт.
Воспитатель: (за демонстрационным столом) Смотрите: у меня две баночки. В одну наливаем холодную воду (приглашается ребенок проверить
температуру воды - трогает, (холодная). Во вторую нальем –теплую (трогает емкость, убеждается что теплая). В эти баночки я опускаю одновременно снег (опускает двумя ложками снег).
Воспитатель: Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (в банке с теплой водой растаял быстрее).
Воспитатель: Правильно, чем теплее вода, тем быстрее тает снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Фиксикам о снеге (дети по опорным рисункам рассказывают о свойствах снега).
Воспитатель: А сейчас Фиксики приглашают Вас посмотреть маленький мультфильм, в котором познакомят всех нас с опасностями, поджидающими зимой.
Приложение 4.
Аппликация «Снегирь».
Ход занятия.
Я рада вас приветствовать, на нашем занятии, мы с вами сегодня создадим своими руками
а кого вы сейчас отгадаете,
Загадка:
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Вы совершенно все правильно отгадали загадку. Сегодня мы с вами создадим, вот такого красногрудого красавца - снегиря.
Мы начинаем.
Пожалуйста, назовите части тела снегиря. Вы все правильно назвали. А мы с вами начнем с туловища. Как вы думаете, какая геометрическая фигура может подойти для изображения туловища птицы. Молодцы, вот этот красный прямоугольник. А почему? Да он самого большого размера из всех предложенных фигур, да еще и красного цвета. В как вы думаете можно ли сразу его приклеить? А почему? Совершенно правильно – туловище у снегиря прямоугольной формы. И для этого нам нужно срезать у прямоугольника уголки, и получиться овал. Напоминаю вам об осторожности при работе с ножницами. Приступайте к работе.
(Самостоятельная работа детей).
Отлично получилось. Точно также вы превращаете квадрат в круг, срезая уголки. И получиться у птички – голова.
(Самостоятельная работа детей).
Отлично. Я открою вам секрет, если поищите, то найдете остальные части снегиря. Нашли? Предлагаю вам выложить всю фигурку снегиря.
(Самостоятельная работа детей).
Получилось?
Предлагаю немного отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой! (Имитация движения – сыплют крошки.)
Пусть со всех сторон (Разводят руки в стороны.)
К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут как крыльями)
Стайки на крыльцо (Показывают крышу дома.)
Приучите птиц в мороз («Сыплют» крошки.)
К своему окну. (Показать окно)
Что осталось сделать? С начало приклеиваем туловище, так как оно самое большое.
Приклеиваем голову.
На голову приклеиваем глаза и клюв.
Внизу туловища приклеиваем лапки.
Приклеиваем хвост.
Приклеиваем крылья, сначала одно крыло, затем другое.
А самое главное не забываем приклеить кормушку.
(Самостоятельная работа детей).
Какие красивые снегири у вас получились. Вы даже не забыли о кормушке.
Устали? Предлагаю отдохнуть.
Словесная игра «Скажи ласково»
Предлагаю вам поиграть в игру «Скажи ласково». Как можно ласково назвать снегиря? Я буду бросать вам мяч, а вы будете мне его возвращать, сказав ласковое слово. Согласны. И так начинаем…
Рефлексия. Вам понравилось занятие? А что особенно? Что нового вы узнали? Мне очень понравились ваши снегири, а вам? Что особенно вам понравилось? А что показалось очень сложным? Как хорошо, что вы преодолели все трудности и создали своими руками таких симпатичных снегирей. Вы большие молодцы и настоящие мастера. Не даром, говориться глаза бояться, а руки делают. Прекрасно.