Светлана Самойлик
Проект в ДОУ «В гости сказка к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в ДОУ на тему «В гости сказка к нам пришла». Старшая группа
Тема проекта : «В гости сказка к нам пришла»
Вид проекта : творческий, информационный
Продолжительность проекта : краткосрочный с 13.03.22г. – 28.03.22г.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект в ДОУ „В гости сказка к нам пришла“» размещена в разделах
Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. За фантастикой и вымыслом в сказке, скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети верят в сказку, а значит через неё легче обучать и воспитывать.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества теряется воспитательная ценность сказки.
Гипотеза проекта :
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Они с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если. ?».
Систематическое использование сказок в работе с детьми может стать источником формирования нравственных ценностей.
Цель проекта :
Формирование у детей положительных качеств характера и представлений о нормах поведения в обществе посредством ознакомления детей со сказками.
Задачи проекта
Воспитательные:
- поощрять стремление ребёнка совершать добрые поступки;
- воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что – то для других людей, принести им пользу;
Развивающие:
- развивать уверенность в себе;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;
- развивать устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства;
Образовательные:
- познакомить детей с жанровыми особенностями сказок;
- формировать умение и желание сочинять сказки;
- формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
Методы проекта :
- утренний круг;
- презентации;
- чтение и обсуждение русских народных и авторских сказок;
- рассматривание репродукций картин:
- изобразительная деятельность;
- лепка сказочных персонажей
- пантомимы;
- драматизация;
- конструирование сказочных замков;
- дидактические игры ;
- подвижные игры;
- сочинение сказок детьми;
- викторина «Угадай сказку»;
- изготовление книжек-самоделок ;
Содержание проекта :
1 этап – мотивация:
Во время утреннего круга мы играли с детьми в игру «Угадай из какой сказки фраза?», затем я предложила детям ситуацию: «Вы любите сказки? А что такое сказка? Знаете ли вы,как «рождается» сказка? Для чего сказки нужны?»
2 этап – разработка совместного плана работы над проектом :
Для составления плана работы над проектом были использованы модели трех вопросов Л. В. Михайловой – Свирской.
Что мы знаем о сказках? Что мы хотим узнать о сказках? Что нужно сделать, чтобы узнать?[/u]
- Сказка – это такие рассказы интересные, которые читают детям
- Сказка- это выдумки
- Сказки – это волшебный мир
- Со сказкой можно познакомится в книге.
- Сказку сочиняют сказочники
- Сказки можно читать перед сном
- Сказки это выдумка.
- Сказки нужны, чтобы их рассказывали
- Как делают сказки?
- Кто пишет сказки?
- Как зовут тех, кто пишет сказки?
- Как придумывают персонажей сказки?
- Зачем сказки нужны?
- Как придумать сказку?
- Можно прочитать об этом в книге
- Посмотреть в телевизоре передачу про сказки.
- Поискать в интернете.
- Посмотреть в планшете
- Спросить у взрослых
- Спросить у родителей
На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом для каждого центра. Свои предложения вносили дети, педагог, родители.
Центр науки:
• Просмотр презентаций: «Какие бывают сказки», «Репродукции картин художников к русским народным сказкам»
• Просмотр мультфильмов
• Слушание аудиосказок
Центр книги и общения:
• Чтение сказок
• Рассматривание иллюстраций к сказкам
• Составление сказок с помощью мнемотаблиц
• Рассматривание репродукций картин художников к русским народным сказкам
Центр игры:
• Д/и «Угадай сказку»;
• Д/и «Что сначала, что потом»
• Д/и «Назови сказку по предмету»
• Д/игра «Какие сказки перепутались?
• Д/игра «Кто лишний?»
• Настольные игры «Собери сказку»
• Настольная игра «Угадай сказочного персонажа»
• Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Костюмеры»
Центр математики:
- Посчитать персонажей в сказке;
- Игры на внимание «Найди отличия»;
- Дидактическая игра «Сложи из геометрических фигур»
Центр конструирования:
Построить сказочный замок из конструктора
• Сделать с помощью конструктора сказочных персонажей
• Сконструировать домики трех поросят
Центр творческая мастерская:
- Раскрашивание раскрасок по теме «Сказки»
- НОД: рисование «Моя любимая сказка». «Конек горбунок»
• Слепить сказочных персонажей
• Нарисовать картинки к сказке
• Сделать оригами сказочных персонажей
• Изготовление книжек- самоделок
Театральный центр:
• Показ сказок в разных видах театра (дети)
• Сочинение сказок детьми с помощью персонажей театра
• Драматизация сказки детьми
• Пантомима
Взаимодействие с семьей:
- Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
- Конкурс «Книжка- самоделка»
- Сочинение сказки с ребенком. (дети)
3 этап Практический
Просмотрев презентации по теме проекта дети узнали о том, что сказки на Руси появились задолго до того, как люди научились читать и писать. Сказки передаются из поколения в поколение. Их популярность заключается в том, что они придуманы обо всем, что известно человеку и даже неизвестно. Дети узнали, что сказки делятся на : сказки о животных, на волшебные сказки и бытовые. Но все сказки объединяет одно- каждая сказка преподносит нам урок.
На следующем этапе, мы уделили внимание коллективному и индивидуальному сочинению сказок. Вначале детям предлагалось готовое название сказки, место действия и количество персонажей для нового произведения или модификации знакомого. После этого деятельность детей приобрела полную самостоятельность – они сами придумывали название сказки, персонажей, их количество, место действия, смысловую нагрузку, наделяя каждого из них соответствующими нравственными качествами.
На ежедневных утренних сборах рассказывала детям о том,какие материалы и пособия приготовлены в каждом центре. Наблюдения за детьми показали, что наиболее востребованы оказались: центр науки, центр творческая мастерская, центр общения и книги, центр игры.
Центр «Творческая мастерская»
- рисование «Моя любимая сказка», «конек горбунок»
- Конструирование из бумаги –оригами
- раскраски на тему «Сказки»
- рисование иллюстраций к сказкам
Центр книги и общения
Чтение сказок
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Составление сказок с помощью мнемотаблиц
Рассматривание репродукций картин художников к русским народным сказкам
Театральный центр:
Сочинение сказок детьми с помощью персонажей театра
Показ сказок в разных видах театра
Драматизация сказки детьми
4 этап итоговый
Итоговое мероприятие проекта :
- Сочинение сказок детьми и родителями, изготовление книжек- самоделок
- Викторина «Угадай сказку»
- Инсценировка сказки «Репка»
Вопросы детям:
1. Сумеете ли вы теперь рассказать для чего нужны сказки?
2. Что нового узнали о сказках?
3. Чему научили вас сказки?
4. Чему вы научились в ходе реализации нашего проекта?
5. Что больше всего вас удивило в ходе проекта?
Вопросы родителям:
1. Как вы считаете, чему научились дети?
2. Трудно ли сочинять сказки вместе с ребенком?
3. Будете ли Вы продолжать сочинять сказки совместно с ребенком?
Ожидаемые результаты по проекту
Полученные результаты по проекту
для детей:
1. Развитие умения понимать смысл сказки, чему она учит;
2. Приобщение к общепринятым в обществе нормам поведения, создание модели поведения.
3. Умение передавать эмоциональное состояние героя сказки
4. Умение использовать различные средства выразительности
5. Сплочение детского коллектива
Гипотеза проекта подтвердилась :
В ходе проекта было доказано, что предназначение сказки : не только развлекать,но и учить. В сказках читатели получают урок доброты и мудрости. Наши предки вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего можно вразумить и воспитать. Систематическое использование сказок в работе с детьми может стать важнейшим источником формир «Двенадцать месяцев». «Ты катись, катись колечко на весеннее крылечко…». Прокатывая гимнастический обруч по полу, добежать до поворотной стойки и так же вернутся к старту, где произвести передачу эстафеты следующему участнику.
«Колобок». Прокатывая баскетбольный или набивной мяч по полу, добежать до стойки и вернуться так же обратно. Мяч бросать нельзя, можно только толкать его вперёд.
«Курочка Ряба». «Мышка хвостиком махнула, яйцо и разбилось». Игрок, добежав до черты, держит один конец скакалки в руке, а второй конец метает в булавы (имитируют яйца) и старается сбить одну из них. Расстояние от черты до булав 2-2,5 м. Метание игрок выполняет, пока не собьёт одну булаву. Если он случайно сбил несколько булав, то должен поднять и поставить на место лишние.
«Малыш и Карлсон». Команды построены в колонны по два. Задание выполняется вдвоём, взявшись за руки. Пара, разъединившая руки, наказывается штрафными очками. Два игрока держась за руки, бегут к поворотной стойке. Один изображает Карлсона и во время бега вращает скакалкой (пропеллер) сложенной в четверо. Второй – это Малыш, во время передвижения прижимает баскетбольный мяч (банка варенья) к туловищу. Обратно возвращаются, но уже поменявшись ролями.
«Бременские музыканты». Построить гимнастические пирамиды. Этот конкурс проводится как домашнее задание (заранее подготовленные композиции) или командам даётся 5 минут на совещание и подготовку к выступлению с последующей демонстрацией гимнастической пирамиды.
«Маленький Мук». Первый игрок бежит к черте, обувает медицинские бахилы и в них возвращается обратно. Вторые игроки повторяют то же задание и т. д.
«Крокодил Гена и Чебурашка». Команды построены в колонну по одному перед стартовой линией. Сбоку от направляющих сложены деревянные или пластмассовые кирпичи (кубики). По сигналу первые номера берут по кирпичику и бегут 8-10 м к обозначенному месту, где ставят кубик. Затем быстро возвращаются назад и, сделав хлопок двумя руками о ладони следующего участника, становятся в конец колонны. Второй номер повторяет то же. Постепенно команда возводит из кирпичиков какое-либо здание. Задача для команды построить из кубиков домик («Дом друзей»). Выигрывает команда, первой закончившая «постройку дома». За плохое качество постройки можно начислять штрафные очки.
«Репка». Перетягивание каната различными способами, парами и командами ования нравственных и патриотических ценностей.