Котова Екатерина
Проект «В детский сад без слез» для детей первой группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сроки проекта : 2-4 месяца.
На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость и т. д.
Актуальность
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
Темочки:
Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация - это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
Цель:
- создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи:
- создать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения;
работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
- повышение коммуникабельности между родителями;
- формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
- закладывать основы взаимодействия друг с другом, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
- побуждать детей к эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности (окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка и т. д.).
Ожидаемые результаты:
Дети:
• Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;
• Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.
Родители:
• Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
• Стремление родителей к сотрудничеству.
Воспитатели:
• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
• Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ :
1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
2. постепенное заполнение группы;
3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;
5. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
6. протекание адаптации.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду
3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
4. Беседы.
Основные направления проекта :
1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.
Этапы проекта :
1. Подготовительный
- Изучение методической литературы;
- Повышение уровня педагогической компетенции;
- Подбор диагностического материала, анкетирование родителей;
- Составление планов работы с детьми, родителями;
- Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
- Повышение педагогической компетенции родителей;
- Прогноз вероятной степени адаптации детей.
2. Основной
- Постепенное заполнение группы (прием 2—3 малышей в неделю);
- Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
- Учёт индивидуальных особенностей ребенка;
- Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»);
- Работа с детьми.
3. Заключительный
Анализ проведенной работы, определение степени адаптации ребёнка, подведение итогов адаптации на родительском собрании.
Этапы и сроки реализации проекта
Содержание совместной деятельности с детьми.
Содержание совместной деятельности с родителями.
Материалы и оборудование (обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы, работа по обобщению педагогического опыта
Подготовительный
Сентябрь 1, 2 неделя 2023
Наблюдение, беседа
Опрос родителей.
Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.
Подбор литературы, пособий, сбор информации из разных источников по теме, диагностирование участников проекта.
Организационный
Сентябрь 3 неделя 2023
Разработка плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта.
Подготовка документационного, материально-технического, программно-методического обеспечения организации проектной деятельности.
Формирующий
Сентябрь 4 неделя
Беседы («Кто у нас хороший?» (игра у зеркала). Беседа "Давайте познакомимся". Беседа о животных, живущих у детей дома. Беседа с ребенком на интересующую его тему (о папиной машине, старших детях в семье, об игрушке, мультике). Рассказ-импровизация воспитателя «Как мы с Зайкой ждали Машу, Катю, …»
Рассказ-импровизация воспитателя о жизни игрушек и ребят.
Беседа на интересующие детей темы.)
Адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко»,«Мы шли, шли, шли и что-то нашли»,«Автобус»)
Музыкальные игры («Отгадай, что звенит»)
Подвижные игры («Солнышко и дождик», «Мишка косолапый», «Догоню тебя» и т. д.)
Хороводные игры («Пузырь», «Каравай», «Карусели»)
Пальчиковые игры («Этот пальчик», "Мы капусту рубим", "Замок", "Мы делили апельсин")
Словесные игры («У кого какая мама - домашние животные», «Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду».)
Конструктивная деятельность: Разнообразные конструкторы
Задания («Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим в кровать больную куклу», «Посадим птенчика на башню».)
Изодеятельность:
Рисование («Нарисуем для Тани мячик», «Украсим платье - пальчиками», «Мостик для бычка».)
Лепка («Мячик для Тани», «Колобок», «Рябинка».)
Аппликация («Тарелочка с ягодами», «Клубочки».)
Художественная литература: Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки»
Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Произведения К. Чуковского «Муха-цокотуха», Стихотворение С. Михалкова «Щенок», Е. Благининой «Котенок».
Печатная консультация на тему
·“Возрастные особенности детей раннего возраста”.
·Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;
Обеспечение условий для реализации проекта.
Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций.
Творческо – оформительская деятельность.
Внедрение в практику работы с детьми игр
Привлечение родителей к участию в мероприятиях группы по осуществлению проектной деятельности.
Итоговый
4 неделя 2023 сентябрь
Подведение итогов.