Ольга Гаприндашвили
Проект «В Дагестан пришла весна»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность
Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его намного добрее, будит в нем лучшие чувства. На основе приобретенных знаний у ребенка формируются такие качества, как любознательность, наблюдательность, восприятие явлений природы.
Публикация «Проект „В Дагестан пришла весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Дагестан
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет исследовательская деятельность. В процессе исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, делать выводы и обобщения. И таким образом у него развиваются познавательные способности.
Дети с интересом осваивают труд в природе: подготовка клумб, посадка цветов, их полив, рыхление.
Весна – красивое время года. Ярче светит солнышко, цветут деревья, появляется первая травка.
Весна в горах другая, нежели в городе. Другой запах весны, другое восприятие весны. Свежий и чистый воздух наполняет радостью нового дня.
Просыпается вся природа. И вот она, вся перед тобой: птицы, разная живность, первые цветы. Оживляется работа на огороде, в поле. Горы становятся более приветливыми.
Ко всему этому нельзя привыкнуть. Красота весны завораживает человека. И потом, если он и уедет куда-нибудь, это видение останется в его сердце на всю жизнь.
Поэтому надо обращать внимание ребенка на эту красоту, способствовать восприятию ее, прислушиваться к звукам природы и ценить свой родной край.
Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.
Красота природы, воспетая в музыке, задевает самые тонкие струны души, оставляя в сердце неизгладимый след. Все это формирует в дальнейшем бережное отношение к окружающему нас миру, способствует формированию экологической культуры.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации проекта : 3 месяца (март, апрель, май).
Цель проекта : расширять представления детей о временах года и их смене; способствовать умениям наблюдать природу, делать сравнения и выводы.
Вызывать у детей приятные эмоции при восприятии весенней красоты родного края, музыки, живописи, художественных произведений на тему весны.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать у детей представления о времени года – весне.
2. Расширять знания о приспособленности и животных, растений к различным изменениям в природе.
3. Углублять знания детей о связи между явлениями живой и неживой природы.
4. Формировать представления о сезонных видах труда на селе, в саду и огороде.
Развивающие:
Умения вести сезонные наблюдения.
Воспитательные:
1. Получать радость от посильного труда на участке детского сада, в цветнике.
2. Закрепить представления о правилах безопасного поведения в природе.
Ожидаемые результаты:
1. Наблюдать за природой родного края, любоваться её красотой в весенний период. Расширить кругозор детей.
2. С желанием и интересом заниматься исследовательской деятельностью.
3. Уметь передавать свои знания и наблюдения в изобразительной деятельности.
4. Закрепить названия деревьев, цветов, животных, птиц, насекомых.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1 этап. Подготовительный
- мотивация детей к деятельности по проекту;
- подбор методической и художественной литературы по теме,
- отбор картин, иллюстраций на тему «Весна в горах».
2 этап. Основной
Реализация мероприятий.
3 этап. Итоговый. Презентация проекта :
- Выставка детских рисунков «Весенний горный пейзаж»;
- Фотостенд с изображением детей в момент экскурсий, работы детей на участке детского сада – посадки цветов;
- Комплексное занятие «Весна в горах».
Реализация мероприятий
Образовательные области Мероприятия
Познавательное развитие Беседы:
- о наступлении весны,
- о птицах,
- о животных,
- о первоцветах,
- о явлениях природы (идет дождик, солнышко припекает и т. п. ,
- о деревьях и кустарниках,
- о сезонных видах труда в поле, в саду и огороде,
- о насекомых (пчёлы, муравьи и др).
Экспериментирование и опыты (на прогулке) :
- с солнечными лучами;
- с песком (сухой, мокрый, ветром.
Речевое развитие Развитие связной речи:
- подбор определений к слову «весна»;
- придумывание предложений из 2-3 слов о весне, дождике, траве, цветах;
- составление описательного рассказа по картине с изображением весны;
- придумывание конца рассказа воспитателя на тему «Как мы работали на участке».
Чтение художественной литературы:
К. Ушинский «Весна»;
М. Пришвин «Разговор деревьев»;
С. Гильмутдинова «Одуванчик».
А. Плещеев «Чиста небесная лазурь», «Ласточка», А. Фет «Весна», Р. Валеева «Воробей», К. Быкова «Апрель», Е. Серова «Садовод».
Разучивание стихов о весне :
А. Плещеев «Весна», Ф. Тютчев «Весна», Е. Баратынский «Весна! Весна!», С. Маршак «Весенняя песенка».
Дагестанский фольклор :
«Дождик, дождик, лейся смело» (дарг.);
«Храбрый козлик» (сказка – дарг.);
«На льду барашек танцевал» (считалка – авар.);
«Солнышко, солнышко» (кум.);
«Радуга» (дарг.);
«Солнце» (лезг.).
Художественно-эстетическое развитие Рассматривание картин, иллюстраций художников-пейзажистов:
- И. Левитан «Март»;
- К. Юон «Мартовское солнце», «Весенний день»;
- А. Саврасов «Грачи прилетели»;
- Б. Кустодиев «Весна»;
- Х. Алишева «Весна пришла»;
- Н. Дамаданов «Горная река;
- З. Идрисов. «Весна в горах»; «Утро чабана»; «Горная река»;
- Б. Зайналабидов. «Горный пейзаж».
Изодеятельность (рисунки, аппликация) на тему: «Весеннее настроение».
Слушание музыки:
- П. И. Чайковский «Весна» (из альбома «Времена года»);
- М. Гусейнов «Птицы»;
- К. Шамасов «Песня пастуха»;
- М. Кажлаев «Солнце».
Пение:
- М. Гусейнов «Наш сад», «Горная река», «Весной»;
- «Весенний дождик» (авар. н. м.);
- Ш. Шамхалов «К нам летят журавли»;
- Р. Фаталиев «Дождик над Каспием», «В нашем крае весна».
Социально-коммуникативное развитие Наблюдения в природе:
- за погодой, деревьями, кустарниками, птицами;
- за солнцем, облаками, ветром,
- за распусканием почек, первыми растениями (мать-и-мачеха, подорожник, одуванчик, птицами, насекомыми (пчелы, муравьи, майский жук).
Труд в уголке природы:
- посадка лука, зелени (наблюдение, уход);
- посев семян цветов: астры, бархатки (наблюдение, уход)
Труд на участке:
- уборка территории от прошлогоднего мусора: веточек, листьев; назвать орудия труда (грабли, лопата, рассказать правила безопасного обращения с ними;
- посильная помощь в посадке рассады в цветник;
Поделки из подручного материала (нитки, шерсть, бусины, ткань, проволока, песок, крупа и др.) на тему «Весна».
Физическое развитие Утренняя гимнастика:
- «Птичья зарядка»
- «Косолапый Мишка»
- «Жуки»
Подвижные игры:
- «Птичья суматоха»
- «Совушка»
- «Птички и кошка»
- «Через ручеёк»
- «Жуки»
- «Воробушки»
- «Слепой медведь» (Сокъур аюв. Бецаб ци)
- «Бег к реке» (Татавулгъа багъып чабыв. Г/орухъе рекери)
- «Журавли-журавли» (Къру-къру).
Работа с родителями:
- Оформление вместе с детьми книжки-малышки «Приметы весны».
- Подбор картотеки «Пословицы и поговорки о весне».
- Подбор загадок о весенних явлениях природы.
- Прогулки с детьми на природу.
- Совместный труд в огороде.
Заключение
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно уже в дошкольном возрасте. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В селе и даже на участке детского сада можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Размышляя о природе с помощью взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, будит в нем лучшие чувства. На основе приобретенных знаний у ребенка формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет исследовательская деятельность в природе. В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности.
Музыкальное искусство, отражая жизнь во всем ее разнообразии, расширяет кругозор, развивает познавательный интерес, эстетический вкус. В песнях для дошкольников природа показана во всем богатстве ее проявлений, отражающих ее природные явления. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, способствует активному сопереживанию.
Воспитание посредством музыки - это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек - часть Природы», тем дольше сохранится жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать.