Елена Некрасова
Проект «Увлекательная водичка»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
• Актуальность проекта
• Цели, задачи проекта
• Этапы реализации проектной деятельности.
• Предварительная работа
• Игры с водой
• Итог
• Литература
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Тип проекта : познавательный, исследовательский;
Автор проекта : Некрасова Е. А.
Участники проекта : дети 1 младшей группы, воспитатель группы.
Публикация «Проект „Увлекательная водичка“» размещена в разделах
Актуальность проекта : Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.
Все дети любят играть с водой, но они практически про неё ничего не знают. Какие свойства есть у обыкновенной и такой вроде знакомой нам воды?
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников – один из основных путей познания детьми окружающего мира. Именно через опыты и эксперименты ребёнок может получить ценные знания об окружающей действительности об объектах живой и неживой природы.
Именно данный проект познакомит ребят с самыми простыми свойствами такой простой и такой загадочной воде:
- Есть ли у воды цвет и запах?
- Какая вода на вкус?
- Можно ли окрасить воду в разные цвета?
- Тонет или не тонет?
- Поплывёт ли кораблик?
Проведя эти опыты и эксперименты с помощью воспитателя, ребята узнают новую для себя информацию о воде. Экспериментирование - прямой путь к воспитанию неординарных, смышленых детей.
Для малышей игры с водой:
1. Вода дает ребенку приятное ощущение, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
2. Обладает психотерапевтическими свойствами: снимает напряжение, способствует релаксации.
3. Вода – это удивительный объект познания. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится малыш.
Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Цель проекта : Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знаний детей о свойствах воды. Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу.
Задачи проекта :
Для детей:
Познавательное развитие:
• Стимулировать интерес к играм с водой.
• Формировать элементарные исследовательские умения.
Социально – коммуникативное развитие:
• Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
• Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы.
Физическое развитие:
• Сохранять и укреплять здоровье детей.
• Развивать двигательную активность, мелкую моторику пальцев рук.
Для педагогов:
• Повышение профессионального уровня в проектной деятельности.
Предмет исследования:
• Вода
Этапы реализации проектной деятельности.
Подготовительный этап
• Определение цели, задач проекта;
• Сбор информации;
Основной этап.
• Работа с детьми;
• беседы, чтение художественной литературы;
• игры – эксперименты, продуктивная деятельность;
Заключительный
• Фото - отчёт;
• Расширить исследовательские умения в соответствии с возрастом;
Предварительная работа:
• Подбор дидактических игр по теме;
• Изучение методической литературы
Ресурсное обеспечение:
• чистая вода; молоко;
• мелкие игрушки; коктейльные трубочки;
• вода в детских лейках, пластиковые стаканчики;
• цветные губки; детское ведёрко;
• краски; кисточки; камешки;
Реализация проекта :
• Подготовить иллюстрации о воде;
• Беседа «Для чего нужна вода?»
• Опыты с водой: «Горячо- холодно», «Цветная водичка», «Плавает - тонет», «Вода жидкая – она может течь»;
• Игры с водой «Погружение предметов и их вылавливание», «Пузыри», «Выжималки»;
• Чтение потешек «Водичка, водичка», «Ай лады, лады, лады», «Дождик, дождик, кап-кап-кап» ; стихотворения «Плывёт, плывёт кораблик», «Девочка чумазая», «Щечки? Мыли!», «Кто знает, откуда берется вода?».
Игры-эксперименты с водой
Игра – экспериментирование «Пузыри»
Цель: формировать сильный ротовой выдох, обучать умению дуть через трубочку, развивать мышцы губ.
Материал: стакан с водой, трубочки
Ход: в стакан, наполовину наполненный водой, опустить трубочку и подуть в неё – пузыри будут подниматься на поверхность. Затем дети берут стаканы с водой и трубочкой и воспитатель предлагает подуть в них: «Давайте сделаем весёлые пузыри. Возьмите трубочки опустите в стакан с водой и подуйте. Буль-буль! Если дуть слабо – получаются маленькие пузыри, а если подуть сильно, то получается целая буря. Давайте устроим бурю»
Игра – экспериментирование «Цветная вода»
Цель: научить разводить краску в воде, закреплять знания цветов, формировать интерес и положительное отношение к рисованию
Материал: набор акварельных красок, прозрачные пластиковые стаканчики, кисточки, салфетки.
Ход: На столе стоят стаканчики, наполненные водой и краски.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем растворять краску в воде. Сейчас я возьму на кисточку красную краску, опускаю кисточку в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотрите, как красиво! Предлагается детям выбрать понравившуюся краску и развести её в воде, перемешать. Вот какая красивая цветная вода у нас получилась.
Игра – экспериментирование «Переливание воды»
Цель: развивать осязание, знакомить со свойствами жидкости.
Материал: воронки, бутылки, чашки, лейка, вода, большой таз, тряпки
Ход: воспитатель предлагает детям поиграть с водой, сначала опускаем руки в воду, рассказываем какая вода (холодная, тёплая, мокрая). Затем детям раздаются различные ёмкости, воронки, лейка. Предлагается перелить воду из тазика в какую – то ёмкость (бутылку, ведёрко, чашку).
Игра – экспериментирование «Горячо – холодно»
Цель: развивать осязание
Материал: вода разной температуры, миски
Ход: Предлагается детям по очереди опустить руки в воду и определить, какая вода – холодная или тёплая. В какой воде наиболее приятно опускать ручки.
Игра – экспериментирование «Плавает - тонет»
Цель: закрепить знания о свойствах воды, отметить ее влияние на здоровье человека, порадовать детей, научить детей делать несложные выводы, развивать пытливость и любознательность.
Капелька спрашивает детей, знают ли они такую поговорку: солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Предлагает поиграть с водой. Дети совершают разные опыты с предметами разного веса и качества, наблюдают, как ведут себя на воде разные предметы.
Игра – экспериментирование «Вылови шарик».
Цель: учить детей держать ситечко правой рукой, развивать мелкую, моторику, аккуратность, ловкость.
Ход: В таз с водой помещают маленькие пластмассовые шарики. Ребенку дают ситечко с ручкой и предлагают выловить шарики из воды. Приготовьте второй пустой таз, в который ребенок будет складывать выловленные шарики.
Художественная литература
Стихи, потешки.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
….
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл ротик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
….
Матросская шапка, веревка в руке.
Тяну я кораблик по быстрой реке.
И скачут лягушки за мной по пятам
И просят меня: «Прокати, капитан!»
….
Ладушки, ладушки,
Веселые ладошки,
Ладушки, ладушки,
Звонкие хлопошки.
Горят глазки у ребят,
Брызги в стороны летят!
…
Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.
….
Ой, лады, лады, лады! (хлопают в ладоши)
Не боимся мы воды! (разводят руки в стороны)
Чисто умываемся – вот так! (имитируют умывание)
Маме улыбаемся – вот так! (опускают руки, улыбаются)
….
Капли медленно катились,
Никуда не торопилась.
Кап – кап, кап – кап!
Стали капельки играть,
Капля каплю догонять!
Кап – кап, кап – кап!
….
Ручеек бежит по лесенке,
По ступенькам ледяным.
И весны живые песенки
Звонко скачут вслед за ним!
…
Вдоль обочины дороги
Мы бежим, звеним, журчим!
Рассказать друзьям хотим,
Что весенние деньки
Очень любят ручейки.
…
Не мешайте мне трудиться,
Я водицы притащу!
И колодезной водицей
Вас, конечно, угощу!
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте –
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
…
По утрам и вечерам
Открываю в ванной кран.
Я воды не пожалею,
Уши вымою и шею.
Пусть течет водица –
Я хочу умыться!
…
Воду в тазик я налью,
Горстку соли растворю,
Лучше соли не простой,
А особенно морской!
Мама мягкой рукавицей
Оботрет меня водицей,
Спину, руки, шею, грудь.
Скажет мне: «Здоровым будь»!
….
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается
Никак не называется. (Петр Синявский)
Загадки
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без. (Вода)
Течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без. (Воды)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море. (Река)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой? (Ручей)
Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт. (Лёд на реке)
Дидактические игры
• «Куда спряталась вода?»
Цель: закреплять представления о свойствах воды, развивать воображение.
• «Мемос».
Цель: знакомство с обитателями моря.
• «Парные картинки».
Цель: закреплять свойства воды, льда, снега.
• «Дом для кота»
Цель: Помочь котенку построить дом, который попал под дождь.
• «Что изменилось?»
Цель: Формировать умение детей находить отличия на картинке (аквариум).
• «Лужи и дождик»
Цель: Развивать мышление, учить правильно отвечать на вопросы.
• «Куда спряталась вода»
Цель: закреплять представления о свойствах воды.
Динамические паузы
• Льется чистая водица. (наклоны вперед)
Мы умеем сами мыться. (изображаем умывание лица)
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем. (сгибают и разгибают руки в локтях)
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше. (изображают движения вытирания полотенцем)
Поверни головку влево,
Поверни головку право,
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
• Как приятно в лодке плавать:
Берег слева, берег справа (повороты корпуса влево, вправо)
Речка лентой голубой
Разлилась перед тобой (вытягивают руки перед собой)
Под мостом мы проплывем (наклоны вперед)
Руки в воду опускаем (опускаем руки)
По волнам гребем руками
Кто угонится за нами? (движения руками способом кроля)
Опыты
• «Вода прозрачная». Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или камешки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стакане с молоком камешек не видно, а в воде видно).
• Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если речная вода была бы не прозрачная. Например, в сказке «Гуси – лебеди» говорится о молочной речке с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных речках?
• «У воды нет вкуса». Предложить детям через соломинку попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Дать для сравнения молоко и сок. Если они не убедились, пусть ещё попробуют воду.
• «У воды нет запаха». Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть понюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн). Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
• «Вода жидкая, может течь». Дать детям два стакана – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и в ручейках, не текла бы из крана.
• Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, то ее называют жидкостью. Сравнить с киселем, он густой.
• «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые нет». Например, сахар и краски растворяются, простой песок и камушки нет.
• «Вода бывает теплой, холодной, горячей». Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросить детей, как получить теплую воду? Проделать это вместе с ними. Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже вода бывает разная: теплая и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, то какую бы они воду выбрали: теплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных: теплых или холодных морях? Сказать, что в холодных морях живет меньше животных.
«Всегда ли вода бывает прозрачной?» Почему она бывает мутной? Прозрачная ли вода в реке, озере, луже? Бросаем в воду камешки или другой материал (кусочек земли, песка).
Вывод: чистя вода – прозрачная, грязная и мутная – непрозрачная.
Пальчиковые игры
«Ладошки»
Мыли мылом ушки, (руками моем ушки)
Мыли мылом ножки. (моем ножки)
Ах, какие ладушки, (поднимаем руки вверх, делаем «Фонарики»)
Ладушки – ладошки.
«Кораблики»
Плывет, плывет кораблик по речкам и морям. (обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижать друг к другу, большие пальцы поднять вверх) Плывет, плывет кораблик на нем я капитан.
«Рыбки»
Рыбки плавали, ныряли (имитируют движения пловца)
В чистой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся, (обхватывают себя руками, затем разводят руки в сторону)
То зароются в песке. (садятся на корточки)
Беседа на тему: "Для чего нужна вода?"
Цель: Рассказать о значении воды в нашей жизни; показать где и в каком виде существует вода; подводить к пониманию заботливого отношения к своему здоровью. Придерживаться правил пользования водой, не загрязнять её, использовать по назначению. Воспитывать бережное отношение к воде. Ход занятия: - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки. Ты один не умывался и грязнулею остался. И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки.
Восп: Ребята, надо по утрам умываться? А что ещё вы делаете, когда просыпаетесь? (зубы чистим, зарядку делаем). А когда приходите с прогулки, после туалета? (моем руки с мылом).
Восп: Дети, а для чего вода нужна? (Купаться, поливать растения, стирать, готовить пищу, пить). Вот какая волшебница – вода, а без неё мы бы не смогли жить. А ещё есть игры с водой. Вы хотите поиграть? Игра называется «Ходят капельки по кругу». Я буду тучка – мама, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, как шум дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. (Мама – тучка подсказывает, что им делать). Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (взялись за руки, как «Ручеёк»). Встретились ручейки и стали большой речкой (встают в цепочку). Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети встают в хоровод и идут по кругу). Плавали капельки в океане и вспомнили, что мама – тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело (Появилось солнышко). Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами Солнышка и вернулись к маме – тучке.
Восп: Дети, как надо беречь воду? (Проверять кран, не оставлять открытым, не бросать мусор, стёкла в речку, пруд).
Восп: Дети, а кто живёт, что обитает в воде? (Рыбы, ракушки, водоросли, лягушки). Правильно.
Восп: Вот такая полезная вода.
Итог:
Во время проведения проекта «Увлекательная капелька» дети всесторонне исследовали воду: на прогулке и в группе в экспериментальной зоне, все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы. В ходе проекта у детей возник интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о воде. Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению холодный – тёплый. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат, не только в познавательном, речевом, но и в социально – коммуникативном развитии детей.
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2007 г.
4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные челны, 2009 г.
5. Интернет ресурсы.
Хрестоматия для маленьких: «Мальчик и вода», с. 222, И. Ангелов «Послушный дождь», с. 201; Н. Калинина «Как Вася рыбу ловил», с. 184; К. Чуковский «Мой додыр», «Федорино горе»; З. Александрова «Дождик», с. 155; К. Ушинский «Уточки», с. 145; Э. Шим «Солнечная капля», с. 366; В. Бианки «Купание медвежат», с. 397; В. Сутеев «Под грибом», с. 400
Сказки С. Прокофьевой «Серая тучка», «Волшебная корзина»; А. Барто «Девочка чумазая», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».
«Разноцветная вода».
Цель: уточнить знания детей о свойствах воды; показать, как можно сделать
воду цветной; воспитывать бережное отношение к воде.