Наталья Гирчак
Проект «Успех каждого ребенка, в развитии сенсорики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад село Ястребовка.
«Успех каждого ребенка, в развитии сенсорики».
Проект долгосрочный с 1.09.2020 по 30.04.2021г.
Автор воспитатель: Гирчак Наталья Владимировна.
Аннотация
Проект выполняет воспитатель младшей группы «Ягодка» Гирчак. Н. В.
Публикация «Проект „Успех каждого ребенка, в развитии сенсорики“» размещена в разделах
Сенсорные способности детей закладываются в раннем возрасте. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития.
Я считаю, что эта тема актуальна потому что:
успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов;
дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;
дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей;
дидактические игры являются одним из наиболее важных занятий для развития детей дошкольного возраста, потому как ребенок практически все в этом мире познает через игру.
Этот проект необходим и детям, и педагогам, для улучшения работы и эффективности развития детей младшего возраста.
Цель: обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью. Развитие сенсорных представлений у детей посредством дидактических игр.
Задачи:
- Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- Создание предметно-развивающей среды для обогащения и накопления сенсорного опыта детей.
- Использование дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности.
- Применение сенсорных эталонов в самостоятельной практической деятельности детей.
- Взаимодействие с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей.
Сроки проекта : сентябрь 2020г. – апрель 2021 год
Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатель.
Актуальность
Я взяла тему проекта по так как : Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен.
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый, психолог, доктор медицинских наук Николай Матвеевич Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Л. А. Венгер считал, что «сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка».
Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори,, ., и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Принципы построения проекта.
- Системность
- Учёт возрастных особенностей детей
- Дифференцированный подход
- Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний, постепенного и постоянного усложнения материала
- Поэтапное использование игр
Формы организации детской деятельности.
1. Логико-математические игры.
2. Интегрированные игровые занятия.
3. Совместная деятельность педагога и детей.
4. Самостоятельная игровая деятельность.
Вид проекта : познавательно – игровой.
Ожидаемый результат:
• повышение уровня сенсорного развития детей;
• пополнение уголка дидактическими играми и играми В. Воскобовича;
• консультации на тему «Что такое сенсорное развитие»
• совместные игры;
• беседы;
• фото о работе (наши успехи).
Этапы реализации проекта
I этап подготовительный
Задачи:
-Пробудить интерес к дидактическим играм по сенсорике детей дошкольного возраста
Содержание работы: Изучение литературы;
II этап практический
Задачи:
-Ознакомление детей с дидактическими играми по сенсорике;
-Формировать у детей умение различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
-Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Содержание работы:
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми;
Подбор и изготовление дидактических игр;
Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»;
Консультации для родителей: «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 3- 4 лет»;
Дидактические игры:
«Ежики на поляне», «Солнышко», «Цветочная поляна», «Сестрички кисточки», «Найди свое место», «Разложи по форме», «Большой, маленький», «Тактильные мешочки», «Цветные крышки», «Волшебный безиборд», «Дорисуй картинку», «Привяжи ленточку к бабочке», «Собери целое», «Где лежит кубик», «Лото вкладыш», «Три медведя» и т. д.
Проведение с детьми НОД по сенсорному развитию детей : Путешествие «На лесной поляне»;
III этап итоговый
Задачи:
- закрепить знания к дидактическим играм по сенсорике.
Содержание работы: Презентация проекта.
Реализация:
Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей;
Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
Проведение дидактических игр и игр-занятий;
Исследовательская деятельность детей.
Перспективный план по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры на 2020-2021 учебный год в группе «Ягодка»
Месяц Дидактические игры
Сентябрь «Ежики на поляне» развитие тактильных ощущений. «Солнышко» развитие мелкой моторики
«Цветочная поляна» изучение цветов.
Октябрь «Сестрички кисточки» изучение цвета.
«Найди свое место» ориентировка в пространстве
«Разложи по форме большой, маленький» величина.
Ноябрь «Тактильные мешочки» тактильное восприятие
«Цветные крышки» развивают творческие способности
Декабрь «Игры с крупами» развитие мелкой моторики, мышление
«Волшебный безиборд» развивает память, внимание, мышление.
Январь «Дорисуй картинку» Определение цвета, формы геометрических фигур.
«Привяжи ленточки к бабочкам» Восприятие цвета.
«Собери целое» Умение выделять части, соединять в целое.
Февраль «Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве.
«Лото вкладыш» На формирование целостного образа предмета, умение находить недостающий элемент.
Март «Три медведя» Умение соотносить величину предметов.
«Что нарисовано» Умение переносить пространственные отношения с плоскостного на объемное.
«Цветные автомобили» Ориентировка на цветовой сигнал
Апрель «Строим по описанию» Умение соотносить объекты по величине.
«Светофор» Ориентировка на цветовой сигнал.
«Рисование палочками» Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек.
Ожидаемые результаты
В ходе применения вышеуказанных методов и приемов в работе с детьми предполагается достичь некоторых результатов:
- повышение уровня сенсорного развития детей;
- пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми и материалом;
- формирование интереса детей к обследованию окружающих предметов;
- формирование умения выделять существенные признаки и свойства предметов: их цвет, форму, величину, положение в пространстве и т. д.
- обеспечение преемственности семейного воспитания в вопросах сенсорного развития детей и повышение уровня педагогических знаний родителей по данной теме. Проект предоставит каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. У родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Прожение 1.
Игра путешествие.
«На лесной поляне».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Воспитатель: Гирчак Н. В.
Цель- развивать сенсорные способности детей через разработанные мною дидактические игры. Научить детей узнавать и запоминать цвета. Развивать мелкую моторику.
Задачи
Обучающие- продолжать знакомить со свойствами предметов и их признаками.
Развивающие – развивать внимание, логическое мышление, память, мелкую и общую моторику рук, знание основных цветов, тактильные ощущения, речь, умение отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательные- создавать у детей радостное настроение воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и бережное отношение к игрушкам. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, отзывчивости, добра, вызывать у детей эмоциональный отклик на совместную деятельность с воспитателем. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Вид деятельности- игровая, двигательная, коммуникативная.
Формы организации- совместная деятельность.
Методические приемы: словесные, практические, игровые.
Предварительная работа
Игры с дидактическими играми.
Материалы и оборудование.
Д/И «Подбери по цвету», Д/И «Солнышко», д\и «Цветочные полянки», д\и «Ежики на полянке» д\и «Наполни корзинки». Игра «Паровозик». Д\И «Разложи по форме, большой, маленький».
ИКТ
Корзинка.
Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Вводная часть
Воспитатель- здравствуйте ребята
Здравствуйте ладошки, хлоп, хлоп.
Здравствуйте ножки топ, топ.
Здравствуйте щечки плюх, плюх.
Пухленькие щечки плюх, плюх.
Здравствуйте губки, чмок, чмок.
Здравствуйте зубки, ам- ам- ам.
Здравствуй, мой носик, биб, биб.
Дети -здороваются
Повторяют действия за воспитателем.
Основная часть
Заиграла музыка.
Воспитатель- ребята нам звонят по скайпу давайте ответим.
На экране видео обращение Старичка- лесовика.
«Здравствуйте ребята! Я старичок- лесовик, приглашаю вас в гости на лесную поляну. По дороге ко мне вас ожидают различные игры и сюрпризы.»
Воспитатель- Ребята какое замечательное приглашение на лесную поляну. Я думаю, что это будет веселое путешествие.
Ну что примем приглашение от Лесовика.
Воспитатель- Ребята где живет Старичок- лесовик?
Воспитатель - Ой, а как же мы доберемся до леса?
Воспитатель- На чем же мы поедем?
Воспитатель- давайте поедем на паровозике.
Воспитатель- ребята наш паровозик сломан. Как же мы поедем? Что нужно сделать?
Д\И «Подбери по цвету»
Воспитатель- молодцы ребята, починили паровозик. Теперь я вам раздам билеты с изображением фигур разного цвета.
Д\И «Найди свое место»
Играет музыка «Паровозик»
Мы выезжаем на лесную поляну.
Воспитатель- Вот мы и приехали в лес. Дети посмотрите здесь лежит письмо что же в нем написано? Открываем письмо. От старичка- лесовика. Ребята вы приехали на лесную поляну. Но здесь не весело, наше солнышко загрустило. Развеселите пожалуйста Солнышко.
Д\И «Солнышко»
Воспитатель- Молодцы! Теперь солнышко веселое и светит ярко.
Воспитатель- детки пойдемте дальше.
Передними на столе полянка с ежиками.
Воспитатель- ребята посмотрите какие замечательные, ежики.
Ежиха просит вас поиграйте с моими ежатами!
Д\И. «Ежики на поляне»
Воспитатель завязывает глаза детям они на ощупь определяют какая у ежонка шубка.
Ежиха- спасибо ребята, зато что поиграли с моими ежатами. До свидания ребята.
Дети и воспитатель идут дальше и подходят к полянке с цветами.
Находят письмо с просьбой.
Воспитатель читает «Ребята помогите цветам найти свои полянки».
Д\и «Цветочные полянки»
Физкультминутка «Мы на луг ходили».
Воспитатель- Ой ребята нам встретились два мостика (на полу лежат две дорожки- широкая и узкая). Это два мостика через речку: один широкий, а другой узкий. Давайте пойдем по широкому мостику. Видите, как нам удобно по нему идти. А теперь пойдем по узкому мостику: по нему нужно осторожно идти иначе мы с него упадем. Уточняю по какому мостику иду с детьми (широкий, узкий).
Воспитатель- Ребята посмотрите здесь живут сестрички кисточки. Все они разного цвета. Вот кисточка красного цвета. Что бывает красного цвета?
Вторая кисточка желтого цвета. Что бывает желтого цвета?
Третья кисточка зеленого цвета. Что бывает зеленого цвета?
Воспитатель-Кисточки знают, что мы идем к старичку- лесовику и хотели нам помочь с подарками. Но у них случилась беда, в их красочный сад прилетел ветер шалун. И все перепутал в саду. Нам нужно помочь привести сад в порядок. Тогда они могут дать нам с собой корзину фруктов.
Воспитатель- Ребята поможем кисточкам?
Д\И. «Разложи по форме, большой, маленький»
Воспитатель подводит детей к столику где разложены силуэты деревьев большие и маленькие. Рядом крзиина, в которой находятся силуэты яблок – красные и желтые, большие и маленькие.
Дети помогли краскам привести сад в порядок, и они дали им корзину яблок.
И вот наконец то мы дошли до домика старика- лесовика.
Картина на проекторе.
Здравствуйте дети обрадовался старичок- лесовик. Вам понравилось путешествие по нашему лесу?
Воспитатель- Ребята расскажите старичку- лесовику что нам пришлось делать по дороге к нему. На чем мы приехали в лес? Как нам пришлось ремонтировать автобус. Как веселили солнышко. Кого еще встретили?
Старичок - луковичек. У меня тоже есть для вас сладкий подарок. Дарит им конфеты.
Ответ детей- давайте
Ответ детей- да.
Ответ детей- в лесу!
Ответ детей- доедем.
Ответ детей - На машине, паровозике или автобусе.
Дети подходят к паровозику, у паровозика нет колес. Рядом стоят из картона разного цвета круги- это колеса, и крышки от бутылок соответствующих цветов.
Ответ детей- починить колеса.
Дети чинят колеса, прикручивая крышки к кругам в соответствии с цветом.
Дети садятся в паровозик в соответствии своих карточек.
Дети играют с солнышком.
Ответ детей- пойдемте.
Ответ детей- поиграем.
Ответ детей- до свидания, ежики.
Дети по цвету подбирают цветы к полянкам.
Дети выполняют действия с воспитателем.
Дети выполняют действия с воспитателем.
Ответы детей- яблоко, помидор.
Ответ детей- солнышко, цветочки, яблочки.
Ответы детей- трава, листья.
Ответ детей- да.
Ответ детей- да и мы пришли с корзиной яблок
Ответ детей- нам было очень весело.
Ответ детей- Спасибо тебе старичок- лесовик. До свидания.
Дети садятся в поезд и едут в детский сад. (Играет музыка)
3. Заключительная часть.
Воспитатель- Ну вот мы и в своем детском саду.
Мне очень понравилось с вами путешествовать и играть в разные игры. Ну а сейчас пойдемте мыть руки и будем пить чай с угощениями от старичка-лесовичка.
Приложение 2.
Дидактические игры
«Ежики на поляне». Цель: развитие тактильных ощущений.
«Цветочная поляна» Цель: изучение цвета.
«Тактильные мешочки» Цель: тактильное восприятие.
«Цветные крышки» развивают творческие способности
«Сестрички кисточки» изучение цвета.
«Найди свое место» ориентировка в пространстве
«Разложи по форме большой, маленький» величина.
«Игры с крупами» развитие мелкой моторики, мышление
«Волшебный безиборд» развивает память, внимание, мышление.
«Дорисуй картинку» Определение цвета, формы геометрических фигур.
«Привяжи ленточки к бабочкам» Восприятие цвета.
«Собери целое» Умение выделять части, соединять в целое.
«Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве.
«Лото вкладыш» На формирование целостного образа предмета, умение находить недостающий элемент.
«Три медведя» Умение соотносить величину предметов.
«Что нарисовано» Умение переносить пространственные отношения с плоскостного на объемное.
«Цветные автомобили» Ориентировка на цветовой сигнал
«Строим по описанию» Умение соотносить объекты по величине.
«Светофор» Ориентировка на цветовой сигнал.
«Рисование палочками» Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек.