Людмила Рыженкова
Проект «Удивительный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
«Удивительный мир насекомых»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 «Колокольчик»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«В траве сидел кузнечик
или
таинственный мир насекомых»
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Подгототовила: Л. В. Рыженкова
Воспитатель МБДОУ ДС №15
Паспорт проекта
Тема: «Таинственный мир насекомых»
Тип проекта : познавательно-исследовательский
По времени: краткосрочный (2 недели)
Публикация «Проект „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
По количеству участников: групповой
Участники проекта :
- Воспитанники подготовительной группы
- Воспитатели МБДОУ
-Родители
Актуальность темы:
«Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце.»
В. А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Они часто задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Участие дошкольников в проекте позволит узнать детям больше о насекомых, их пользе или вреде; научиться беречь и любить окружающий мир; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.
Гипотеза: Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.
Аннотация проекта : Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи.
Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.
Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Таинственный мир насекомых».
Предполагаемый результат:
1. Дети должны знать и называть насекомых (кузнечик, божья коровка, жужелица, пчела, стрекоза, муравей, бабочка);
2. Иметь представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, ног, наличие крыльев); способов передвижения (прыгает, летает, бегает, ползает); издаваемых звуках (жжужит, стрекочет).
3. Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям, находить сходства и различия.
4. У детей должно развиваться чувство бережного отношения к живым объектам и в целом к природе.
Задачи проекта :
Общеобразовательные:
- Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения, условиях жизни.
- Формировать умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой природы.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к насекомым. Развивать речь детей, активизировать словарный запас. Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (организационный) этап
-Определение темы проекта;
-Формулировка цели и определение задач;
-Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
-Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов; фото – и видео материалов, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек, подбор художественной и энциклопедической литературы; предварительное чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т. п. ; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности: материалы для изготовления книжек-самоделок по теме проекта.
- Составление плана основного этапа проекта.
2. Основной этап.
Образовательные
области Планируемая деятельность
Социально-коммуникативное
развитие - Формирование основ безопасного поведения в природе беседы с детьми на темы: «Что делать если укусила пчела?»
«Правила поведения при встрече с опасными насекомыми»; «Почему нельзя ловить бабочек».
-Воспитание бережного отношения к природе: НОД «Путешествие в царство насекомых».
-Составление рассказов о насекомых;
-Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом».
Познавательное развитие - Дидактические игры: «Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочки и цветок», «Нелепицы», «Сложи картинку», «Карточная викторина», лабиринт «Друзья спешат на день рождения к паучку», «Найди 10 отличий», лото «Насекомые».
-Просмотр видео- фото- сюжетов, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых».
-Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т. д.).
-Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» Чуковского.
-Конструирование оригами «Бабочка».
-НОД «Путешествие в царство насекомых».
НОД: «Комар», «Кузнечик», «Божья коровка», «Волшебницы пчёлки», «Стрекоза», «Муравей», «Бабочки».
НОД «Польза и вред насекомых».
-Рассматривание иллюстраций на тему «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом.
Речевое развитие Дидактические игры: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые», «Назови насекомых по описанию».
-Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен, частушек.
-Составление описательных загадок про насекомых.
-Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок про насекомых.
Чтение произведений («К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и мохнатого Мишу – короткий хвост», басня Крылова «Стрекоза и муравей», Ю. Аракчеев «Сидел в траве «Кузнечик».
-Пересказ «Стрекоза и муравьи».
Художественно- эстетическое развитие -НОД по рисованию «Ох уж эта стрекоза»;
-НОД по лепке «Муравьи»;
-НОД по аппликации «Пчела».
-Оригами «Бабочка».
-Биссероплетение «Божья коровка».
-Пение песен о насекомых.
-Разучивание танца «Полька жуков и бабочек».
Физическое развитие -Пальчиковые игры: «Жук»; «Бабочка»; «Пчела»; «Улей»; «Майский жук».
-Артикуляционная гимнастика: «Комарик»; «Насекомые».
-Гимнастика для глаз: «Бабочка», «Стрекоза».
-Физкультминутки: «Кузнечик», «Весёлые насекомые», «Бабочка», «Жук», «Пчёлка».
-Подвижные игры: «Поймай комара», «Бабочки», «Пчёлки», «Медведь и пчёлы».
Работа с родителями.
- Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.
- Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
- Проведение консультаций на тему: «Что читать детям про насекомых», «На природу с ребёнком». «Что делать при укусе насекомого».
-Участие в оформлении музыкального зала к развлечению «Бал насекомых».
-Оформление стенгазеты «Берегите насекомых».
- Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
3. Заключительный этап (результаты проектной деятельности)
Продукт проектной деятельности :
- «Лесная газета. Берегите насекомых».
-Презентация «Таинственный мир насекомых».
-Итоговое мероприятие: развлечение «Бал насекомых».
Выводы по проекту :
- Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
-Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
-В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с таинственным миром насекомых.
-По результатам проекта было выявлено, что: 1. Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания; 2. У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т. д. ; 3. У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
- На основании проведё нных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведённой работе, наш дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
-Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
-В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищество, уважения друг к другу.
-Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бонтаренко К. Ю., Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002;
2. Веракса Н. Е., Работа над проектами в детском саду, Современное дошкольное образованиею-2008. -№5;
3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников, Дошкольная педагогика- 20006. - №3;
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, 2015;
5. Павлова Л. ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет, 2014;
6. Плешаков А. А. ,Великан на полянке, или Первые уроки экологической этики., 2008;
7. Рыжова Н., О программах экологического образования дошкольников, Дошкольное образование, 2004;
upload/blogs/detsad-2258720-1592308207.jpg[/IMG]