Анастасия Михайловна Федорова
Проект «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Удивительные камни»
Познавательно - исследовательский,
старшая группа
2019г
Тип проекта : познавательно - исследовательский.
Признак проекта : экологический.
По характеру контактов: дети, воспитатели, родители.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный.
Предмет изучения: предметы неживой природы – камни.
Основные направления проекта :
- познавательно-исследовательское.
- речевое развитие.
- художественно-эстетическое.
Публикация «Проект „Удивительные камни“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Цели и задачи:
1. Познакомить детей со свойствами разных камней.
2. Научить выделять признаки камней, классифицировать по разным основаниям, учиться подбирать точные определения для характеристики их особенностей.
3. Узнать о многообразном использовании камней человеком.
4. Познакомить детей с камнями натурального и искусственного происхождения.
5. Познакомиться с новым - модульным - видом изобразительной техники.
6. Научиться создавать художественные образы на основе природных форм (камешков).
7. Научиться конструировать постройки по элементарному чертежу из камней.
8. Расширить представление детей об уральских самоцветах, природе и людях этого края.
Методы, используемые в реализации проекта :
• Исследовательские: наблюдения в природе;
• Наглядные: иллюстрации, фото, природные объекты;
• Слушание музыкальных произведений;
• Презентации, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы;
• Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)
Формы организации по реализации проекта :
• игровая деятельность: дидактические, подвижные игры;
• художественно-творческая деятельность детей и родителей, воспитанников (пластилинография, бумагопластика, творческие конкурсы.);
• трудовая деятельность (сбор камней на участке детского сада);
• НОД.
Ресурсное обеспечение проекта :
• Методический инструментарий.
• Наглядный материал:
• а) камни настоящие и искусственные, на иллюстрациях;
• б) настольно-печатные игры по экологии;
• в) дидактические игры по экологии;
План реализации проекта :
1 ЭТАП – подготовительный
Деятельность педагога. Деятельность детей. Взаимодействие с семьёй.
1. Подбор литературы о камнях.
2. Выявление уровня знания детей о разнообразии камней.
3. Создание предметно развивающей среды по теме проекта :
- предложить родителям принести для мини-музея поделку из камняи краткую информацию о камне, из которого сделана поделка.
2 ЭТАП – реализация проекта
Этапы Формы работы дата
Беседы «Мир камней»,
«Какие разные камни»,
«Эти удивительные камни»,
Опыты «Волшебный мир камня и дерева»,
«Самый твёрдый или мягкий»,
Самый большой и самый маленький.
Чтение художественной литературы П. П. Бажова "Каменный цветок".
И. Н. Рыжова «О чем шептались камешки»
П. П. Бажов «Серебряное копытце».
П. П. Бажов «Хозяйка медной горы».
Рассказ воспитателя о профессии строитель;
Загадывание загадок о камнях;
Дидактические игры «Опиши камень»,
«Что лишнее?»,
«Гора и камешки»,
«Найди свой камень»
Художественное творчество Выкладывание контурных рисунков камешками.
Конструктивное творчество «Из чего построить дом?».
Итог: Организация мини-музея «Мир камней».
3 ЭТАП – заключительный.
- Организация мини-музея «Мир камней».
приложение
Тема: «Какие разные камни».
Задачи:
Образовательные: Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам, совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов.
Развивающие: Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.
Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.
Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
Воспитательная: Воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Методы и приемы:
• Словесные: вопросы, художественное слово.
• Наглядные: презентация, посылка с камнями.
• Практические: физминутка, исследование предметов.
Предварительная работа: чтение произведения «Серебряное копытце» П. П. Бажова, Рассматривание детской познавательной энциклопедии. Рассматривание различных иллюстраций гор, камней.
Продуктивная деятельность:
* Экспериментирование «Какие бывают камешки»
*Рисование
Оборудование:
Посылка с камнями, фартуки, письмо, конфеты “Морские камушки», оборудование для проведения исследовательской деятельности: лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка для рук, гвоздик, камни разной величины, одноразовая посуда, деревянный кубик, листы бумаги, цветные карандаши. Компьютерная презентация «Камни».
Ход
Воспитатель приглашает детей в лабораторию, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся…
И друг другу улыбнёмся.
Стук в дверь. Воспитатель идёт к двери и берёт посылку.
- Ребята! Что это?
Дети: посылка
А давайте прочитаем для кого эта посылка?
От кого?
(Открываем, достаём шкатулку и письмо)
Предлагаю детям присесть на коврик я прочитаю письмо
«В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Зорко слежу я - Хозяйка Медной горы - за порядком в горах. Я знаю, что вы всё любите исследовать и рассматривать. В эту шкатулку я положила свои богатства и предлагаю отгадать, что это за богатства. А поможет в этом моя загадка:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
(камень)
Воспитатель. - Давайте рассмотрим камни в посылке.
Воспитатель. Ребята! Как вы думаете, для чего нужны камни человеку?
Дети. Они нужны для строительства домов, дорог.
- Сейчас я включу музыку, а вы закроете глаза и будете слушать ее и представлять себе картину, которую вам подскажет музыка.
- Что вы слышите? Расскажите свое представление.
Дети. Шумит море, волны, берег, камешки на берегу перекатываются с места на место, стучат друг о друга.
Воспитатель. 1. Кто-нибудь из вас был на море?
2. Какой берег там был: каменистый или покрытый песком?
3. Вы брали в руки камешки, рассматривали их?
Сегодня мы с вами, будем тоже рассматривать разные камни, и узнавать о них кое-что новое и интересное.
Воспитатель. Я предлагаю вам отправится в лабораторию и провести некоторые эксперименты. Сесть за стол.
(На столах стоит поднос, на нем камни - по 2 на каждого ребенка) .
Воспитатель. Найдите на подносе морские камешки и положите на салфетку.
1. Что помогло узнать, что это морские камешки?
2. Посмотрите на них и скажите, какие они, какого цвета, какая у них поверхность?
Дети. Они гладкие, красивые, разного цвета.
- Почему они такие? Гладкими их делает вода. Нахлынувшие волны бьют камни друг о друга, вода со временем оттачивает у них края.
Воспитатель. – А теперь предлагаю вам найти обычные камешки и рассмотреть. Что можно сказать об этом камне.
Дети. Они шершавые, неровные, с острыми углами, разной формы.
- Постучите, камень о камень, что происходит?
Дети. Мы слышим звук.
- Приложите камешек к щеке, какой он? Можно ли согреть его? Как это сделать?
Дети. Положить на солнышко, согреть в ладонях.
Воспитатель. Так есть отличие между морскими и обычными камнями? (Ответы детей)
Давайте немного отдохнем и проведем игру-эстафету.
Подвижная игра-эстафета «Обычные и морские камни»
Воспитатель. Разделимся на две команды. В обруче рассыпаны камешки, среди них есть и обычные и морские камешки, их одинаковое количество. Когда зазвучит музыка, одновременно 1комада будет собирать морские камни и складывать их в свою коробочку, а 2-ая команда собирает только обычные камешки и относит их в свою коробочку. Игра будет продолжаться до тех пор, пока все камешки не окажутся в своих коробочках.
Выигрывает команда быстрее и правильнее справившаяся с заданием.
Звучит музыка с быстрым темпом.
По окончании игры проверить точность выполненного задания.
Воспитатель. Я предлагаю немножко отдохнуть и всем размяться.
Физкультминутка “Гора”
Стоит гора – старушка,
До небес макушка
Её ветер обдувает,
Её дождик поливает,
Стоит гора, страдает, камешки теряет
И каждый день, и каждую ночь
Катятся, катятся камешки прочь.
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы!
Ребята! Подойдите к столу и встаньте вокруг него. Возьмите в руку камень и крепко сожмите его… Камень изменил форму?
Почему?
Как вы думаете, дерево тверже, чем камень? (ответы детей) Я возьму деревянный брусочек, молоток и гвоздь. Попробую в дерево вбить гвоздь. Получилось? (ответы детей)Теперь я попробую вбить гвоздь в камень. Я смогла забить в камень гвоздь. (ответы детей) Что произошло с гвоздем? (ответы детей) А что произошло с камнем? (ответы детей) А теперь предлагаю вам опустить камень в воду. Что произошло с камнем? (ответы детей) А теперь возьмите деревянный кубик и опустите его в воду. Что с ним происходит? (ответы детей) Почему? (ответы детей) А почему деревянный брусочек плавает? (ответы детей) Обратите внимание на камень, который находится в воде. Какой он? (ответы детей) Правильно, он мокрый. Сравните его с камнем на салфетке. Чем они отличаются? (подвести детей к выводу, что они отличаются цветом, мокрый камень более темный, чем сухой. Правильно!
Итак, с помощью различных экспериментов мы многое узнали о свойствах камней.
Предлагаю вам присесть и поиграть в игру «Правильно - не правильно»!
1. Камень тонет в воде?
2. Камень прозрачный как стекло?
3. Камень легкий как пух?
4. Мокрый камень темнее, чем сухой?
5. Камень тянется в разные стороны как резинка?
6. Обычный камень шершавый, а морской гладкий?
7. Из камня можно вылепить любую форму?
8. Камень может плавать в воде как дерево?
9. Камень рвется как бумага?
10. Мокрый камень становится мягким?
11. Все камни одинакового размера?
12. Камень можно разрезать ножницами?
Воспитатель:- Хозяйка Медной горы приготовила ещё один сюрприз
Презентация «В мире камня».
Воспитатель: - Да, красивые камни у Хозяйки Медной горы, недаром она их охраняет. А что, ребята, давайте Хозяйке Медной горы подарок сделаем? Что она любит?
Дети: камни
Воспитатель: Она любит все камни! А вы нарисуйте камни, какие вам нравятся!
Приглашаю детей за стол.
Продуктивная деятельность
Давайте покажем наши разноцветные камни, пусть гости полюбуются.
Дети встают в круг.
Итог: 1. Для чего нужны камни?
2. Где можно встретить, увидеть камни?
3. Итак, какие бывают камни?
Рефлексия:
1. Вам понравился наш эксперимент?
2. А что больше всего вам понравилось?
3. А что интересного вы узнали?
4. Вам понравилась наша работа?
5. Вы активно работали?
(Дети отвечают). Молодцы! И в нашей посылке есть особенные камушки. Угощаю конфетами «Морские камушки»
Тема: «Эти удивительные камни»
Программное содержание:
Совершенствовать умение детей наблюдать, выделять сходство и различие признаков в предметах.
Учить детей классифицировать камни по признакам : размер (большой, средний, маленький); рельеф (гладкий, ровный, шероховатый, шершавый); температура (теплый, холодный, горячий); вес (лёгкий, тяжелый, цвет (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д., форма (круглые, овальные, треугольные, квадратные, место (речной, морской, горный).
Закрепить представление детей об органах чувств, и их назначении: орган зрения - глаза помогают определить цвет, размер, форму предметов, материал; орган осязания - рука помогает определить структуру, форму, вес, температуру, размер предметов; орган слуха - уши помогают услышать различные звуки; орган обоняния - нос определяет различные запахи. Активизация словаря: коллекция, коллекционер, экспонаты.
Предварительная работа: Сбор различных камней для коллекции, рассматривание камней, иллюстраций из книг, энциклопедий. Организация музея камней в группе. Беседа с детьми о том, где можно встретить камни, где камни принесенные нашли. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение и обсуждение сказки П. П. Бажова "Каменный цветок", игры с пуговицами, ракушками.
Ход:
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение? Дети: Хорошее!
Воспитатель: Какое у тебя настроение по цвету?
Какое у тебя настроение по цвету?
Какое у тебя настроение по вкусу?
Какое у тебя настроение по вкусу?
Какое у тебя настроение по запаху?
Какое у тебя настроение по запаху?
Воспитатель: Замечательно! У нас получилась целая коллекция настроений.
-Ребята, а вы знаете, что такое коллекция?
Коллекция - это систематизированное собирание, каких либо предметов.
А коллекционирование- это целенаправленное собирание, собирательство каких либо предметов. Что можно коллекционировать?
Дети: фантики, значки, книги, марки, значки, игрушки, магнитики, картины, оружие.
Воспитатель: Кого называют коллекционерами? Да людей, которые что-то собирают. Ребята, а чтобы узнать о какой коллекции мы сегодня с вами будем говорить (на столе стоит большая коробка с камнями, покрытая салфеткой, нужно отгадать загадку:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли у дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать.
Тяжелый, большой - одному не поднять.
Кто дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)
Воспитатель: Вы правильно догадались наши экспонаты сегодня - камни.
-Ребята, а откуда у нас столько камней?
Дети: Это мы собрали, принесли.
Воспитатель: А где вы нашли такие камни?
Дети: На море, на дороге, на речке, в горах.
Воспитатель: Нас можно назвать коллекционерами?
Дети: Да мы тоже коллекционеры.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите внимательно камни и выберите себе любой.
Подумайте, что вы можете о нём рассказать?
Камни все одинаковые?
Если затрудняетесь, можно взять в помощники карточку (модель обследования объекта (Один ребёнок рассказывает, остальные дети слушают и задают уточняющие вопросы, если рассказывающий ребёнок о чём-то не сказал).
Воспитатель: Дети, скажите, какие помощники помогали нам рассматривать камни и определять признаки?
Дети: Глаза помогли определить, цвет, размер, форму камней.
Руки, помогли определить какие камни на ощупь по рельефу, форме, весу, температуре, помогли определить размер камней.
А какие ещё органы чувств помогают нам обследовать объекты?
Дети: Уши, нос, язык. (Воспитатель уточняет.)
Физминутка. Вместе с мамой, вместе с папой Мы пойдем сейчас гулять!
Будем в парке вдоль тропинки, чудо камни собирать.
Вот камень круглый, словно мяч.
А этот точно блин.
Вот тот на зайчика похож
А этот как дельфин.
Мы чудо камни соберём
И в детский садик отнесем.
Воспитатель: Ребята, а удобно нашу коллекцию рассматривать? Почему?
Дети: Потому что она хранится, лежит в одной коробке и некоторые камни не видно.
Воспитатель: А что вы можете предложить?
Дети: Разложить в разные коробочки, разделить, высыпать камни.
Воспитатель: А как вы предлагаете разложить камни, как можно разделить камни, по каким признакам?
Дети: Камни можно разложить по цвету, размеру, форме.
Воспитатель: - Ребята, а по месту нахождения камни все одинаковые?
-Камни были найдены в одном месте?
А как ещё можно разделить наши камни по месту нахождения? (речные, морские, горные).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие коробочки я для вас приготовила. Коробочки разные или одинаковые? Разные коробочки, по какому признаку? А что у них одинаковое? Я вам предлагаю разложить в них камни. (Дети раскладывают камешки по указанным на коробочке признакам, в каждой коробочке разные камни).
Итог занятия (вопросы к детям) :
Ребята, что вы сейчас делали?
Кому хочется рассказать о своей коллекции?
Кто такие коллекционеры?
Расскажи, какие бывают камни по признаку места?
Какие помощники нам помогали рассказать о признаках камня?
Ты собирала камни в коробочку, по каким признакам?
Для чего нужны камни?
Тема: «Камни и свойство камней»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Цели: Дать понятие о камнях и их свойствах.
Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.
Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Воспитывать стремление добиваться хорошего результата; развивать речь. Активизация словаря: аметист, сапфир, малахит, яшма, гранит, агат. Выполнять задуманное до конца.
Планируемые результаты: Самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей, гуашь, кисти, салфетки, заготовки из гипса по количеству детей.
Предварительная работа: чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы», сбор коллекции камней, наблюдения на прогулках.
Содержание организованной деятельности детей
Стук в дверь.
Воспитатель: - Ребята кто к нам пришел, давайте посмотрим. В группу входит гостья.
Хозяйка горы: Здравствуйте, дети! Я - хозяйка горы. Узнала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Может вы сможете помочь моей беде. Злой маг превратил все мои камни самоцветы в золу, и пока я не узнаю главную тайну камней, какие у них свойства колдовство не рассеются.
Воспитатель: Ну что же, мы поможем тебе, поспешим, ребята, в нашу исследовательскую лабораторию. Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.
Дети подходят к столу. На столе лежат камни разные. Будем исследовать камни, посмотрите, чем они различаются (ответы детей). Правильно, одни гладкие, круглые – морские, такими их сделало море, волны. Другие – горные неровные, острые. Воспитатель показывает камни и знакомит с названиями детей.
Индивидуальная работа с несколькими детьми. - Катя посмотри на этот камень он называется? Опиши его какой он (ребенок описывает форму, цвет, окрас, размер)
А теперь давайте теперь проведё м несколько опытов:
1. Меняет ли камень форму? Почему? Как это проверить? (Сжать, ударить молотком. Проводим эксперимент на 2 – 3 камнях).
2. Есть ли в камне воздух? Как это проверить? (Опустить в воду, посмотреть идут ли пузырьки. Проводим эксперимент на 2 – 3 камнях).
Мы исследовали свойства камня, какой сделаем вывод? (ответы детей)
Молодцы, а теперь давайте поиграем!
Физминутка.
Вот идем мы по дороге (ходьба на месте)
Иу нас устали у нас ноги.
Мы нагнемся раза три (наклоны из стороны в сторону)
Повернемся раза три (повороты из стороны в сторону)
Руки к солнышку потянем (руки в верх потянуть)
На носочки сразу встанем (встать на носочки)
А теперь уже присядем (присесть на корточки)
Повторить 2 - 3 раза.
Воспитатель: - А теперь ребята проходите за наши столы и посмотрите, что у нас здесь лежит интересное. Перед вами формы круглые, овальные сделанные из гипса посмотрите они все белые.
И сегодня мы с вами будем раскрашивать их в разные цвета. Хотите, что бы они были яркие и красивые. Дети выбирают «камни» которые нравятся и раскрашивают по своему желанию. Индивидуальная работа детей.
Итог занятия.
Выставка работ - Посмотрите ребята, какие у нас красивые камешки получились! Что мы сегодня делали? (ответы детей) Дети, вам интересно было сегодня? (ответы детей)
Хозяйка горы благодарит детей за помощь, угощает их конфетами «морские камушки». - Мне пора уходить, но мы еще встретимся.
Молодцы! Занятие закончено.
Задание 1.
А нам, какие камни оставили гномы, давайте посмотрим? Это драгоценные камни? Какие? Кто знает?
Опыт№1
Каждому предлагается по 2 камня.
Как вы считаете, из чего состоят камни? (варианты)
Давайте проверим.
- Постучим камушками друг о друга. От них отталкиваются маленькие кусочки, песчинки. Значит, из чего состоит камень? (песка, глины, земли, растений).
Ваши предположения подтвердились.
Таким же образом мы с детьми проводим исследовательские действия и узнаем, из чего состоят камни.
Задание №2
Как вы считаете, камни бывают одинаковые? Чем они отличаются?
Могут ли быть камни разноцветными?
Хотите узнать, почему камни бывают разноцветными? (варианты ответов)
Опыт № 2: предлагается три кусочка пластилина разного цвета. Из них нужно скатать шарики и поставить их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Рассказываем: «Проходило, время… миллионы лет… каменные пласты давили, друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один…»
С помощью стеки разрезают пластилин и рассматривают полосатые срезы. Найдите на подносе камни, которые образовались подобным образом.
Через такой опыт мы подводим детей к выводу, как в природе образовываются разноцветные камни.
Задание №3.
Игра «Найди свой камень»
Каждый выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции, внимательно рассматривает, запоминает цвет, название, трогает его поверхность. Затем все камни перемешиваются, складываются в одну кучу. Задание - найди свой камень с закрытыми глазами.
Такие игры с камнями способствуют формированию представлений об особенностях камней и развивают тактильные ощущение у детей, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями.
Задание №4.
Как вы думаете, что есть, на морском дне? Что еще кроме камней? (Ракушки)
Как вы думаете, из чего они состоят? Где используется известняк? Зарисуйте каждый пиктограммой.
Игра «Гора и камешки»
Стоит гора - старушка Поднимают руки вверх
До небес макушка Тянутся на цыпочках
Её ветер обдувает Обмахивают себя кистями рук
Её дождик поливает Встряхиваю кистями рук
Стоит гора, страдает Прикладывают ладошки к щекам и качают головой
И камешки теряет Встряхивают в воздухе руками
Раскатились камешки
И с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы Развести руки в стороны