Елена Олейникова
Проект «Учимся-играя». Логические игры с блоками Дьенеша» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«УЧИМСЯ - ИГРАЯ»
(ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША)
ВОСПИТАТЕЛЬ
ОЛЕЙНИКОВА Е. А.
Краткая аннотация проекта.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Публикация «Проект „Учимся-играя“, Логические игры с блоками Дьенеша“ в старшей группе» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Геометрические блоки Дьенеша –познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся – выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение, группировка, кодирование свойств, логические операции с использованием отрицания. В упражнениях с блоками Дьенеша дети развивают цветовосприятие и остроту зрения, формируют представления о сенсорных эталонах, совершенствуют пространственную ориентировку.
Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать все задачи воспитательно-образовательного, в частности для реализации познавательного и речевого развития.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами:
•формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные,
•цветом (красные, жёлтые, синие,
•размером (большие и маленькие,
•толщиной (толстые и тонкие).В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, которая связана с развитием мыслительных процессов детей — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы, решение которой сможет обеспечить готовность ребенка к школе.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Последнее десятилетие он завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. Выбранная тема является актуальной, так как, создавая оптимальные условия для развития логического мышления у детей посредством использования блоков Дьенеша, происходит формирование аналитических способностей, комбинаторики. Формируются навыки, необходимые для решения логических задач : умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам.
Цель проекта : формирование у детей умения решать логические задачи на разбиение по свойствам, предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи:
Образовательные:
закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах;
накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации;
формирование основ алгоритмического мышления.
Развивающие: совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей;
Воспитательные: воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности.
Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.
Основные принципы:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
В проекте предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
На восприятие формы, цвета, размера;
На восприятие качеств величины;
На количество предметов;
На развитие речи, мышления;
На развитие способности действия наглядного моделирования.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Ресурсное обеспечение: набор «блоки Дьенеша», игровые карточки, схемы.
Тип проекта : информационный, творческий, игровой.
Сроки реализации проекта : краткосрочный
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
Определение цели и задач проекта, участников проекта.
Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для занятий, и индивидуальной работы с детьми вне занятий.
Разработка методических пособий. (Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша. Приложение № 1)
2. Основной этап
Занятия с детьми с блоками Дьенеша;
Игровая деятельность детей с блоками Дьенеша; (Приложение № 2)
Консультация для родителей «Логические игры с блоками Дьенеша» (Приложение № 3)
3. Итоговый
Анализ итогов результата;
Отчет на педагогическом Совете ДОУ.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
Изучение качественной и количественной классификации, усвоение определенного круга математических понятий, развитие логического и абстрактного мышления, приобретение навыков измерения, счета, представлений о размере, форме и массе предметов, об ориентировке во времени и в пространстве.
Ожидаемый результат
Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
Ресурсное обеспечение проекта
Административно-организационная группа • Воспитатели
Консультативная, научно-методическая группа Методическая литература:
математические игры для детей 5-6 лет. Под редакцией А. А. Столяра
Инициативная группа и участники проекта • воспитатели ДОУ
• дети
• родители (законные представители)
Оборудование
Наименование оборудования Количество
компьютер 1
ламинатор 1
ксерокс 1
брошюратор 1
фотоаппарат 1
телевизор 1
цветной принтер 1
Расходные материалы
Наименование статьи затрат Стоимость Количество
(шт) Всего Имеется Требуется
Бумага для принтера 300 1 300 300 300
Пленка для ламинирования 250 1 250 250 250
Результат проекта.
• У детей стали лучше развиты мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).
• Играя с блоками Дьенеша, дети научились выполнять разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).
Вывод
Использование «Логических блоков Дьенеша» положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Приложение № 2
Логические блоки Дьенеша
«Карточки-схемы»
д/игра «Собери по схеме»
Цель: учить выкладывать узор по заданной схеме.
д/игра «Засели жильцов»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
д/игра «Отрицание цвета
Цель: Развивать умение подбирать фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания цвета.
д/игра «Какую фигуру, я задумал»
Цель: умение загадывать фигуру с помощью обозначающих свойства блоков.
д/игра «Найди лишнее»
Цель: группировать геометрические фигуры по различным признакам.
д/игра «Сколько»
Цель: развивать умение задавать вопросы, умение выделять свойства блоков и называть их.
Логические блоки на физкультуре
Приложение № 2
Фото детей
Приложение №1
Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша.
Сентябрь
Дидактическая игра «Давайте познакомимся»
Цель: правильно называет весь объем свойств у предмета.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Дидактическая игра «Дружат» - «не дружат»
Цель: находит сходство и различие между предметами.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Дидактическая игра «Найди свой домик»
Цель: умеет группировать предметы по наличию и отсутствию одного свойства.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Октябрь
Дидактическая игра «Собери бусы для куклы»
Цель: умеет находить фигуру по знаково – символическим обозначениям свойств.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания).
Ход игры.
«Ребята, у куклы Маши скоро день рождения, она очень хочет, чтобы ей подарили красивые бусы. Давайте соберем бусы для Маши».
Воспитатель показывает карточку с обозначением свойств (кроме отрицания, а дети находят соответствующую фигуру и выкладывают последовательно на столе.
Дидактическая игра «Помогите Мишке собрать фигуры»
Цель: определяет символику свойств.
Материал: игрушка – мишка, корзина, набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания).
Ход игры.
У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с другими фигурами. Мишка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине. Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки – символы. Воспитатель показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину.
Дидактическая игра «Два обруча»
Цель: разделяет фигуры на две группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и», «или».
Материал: 2 обруча, набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (Эти области нужно обвести указкой).
Правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.
После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча. Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
Дидактическая игра «Хоровод»
Цель: классифицирует блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.
Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.
НОЯБРЬ
Дидактическая игра «Отрицание цвета»
Цель: подбирает фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания цвета.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки обозначающие отрицание цвета, игрушка зайца, коробка.
Ход игры.
В гости к детям приходит зайчик, у него в лапках коробка в которой лежат карточки, обозначающие цвет, форму, размет, толщину, но все они перечеркнуты. Зайчик не может понять, почему они перечеркнуты. На первом занятии воспитатель знакомит с карточками, обозначающими отрицание цвета (воспитатель достает из коробки зайчика, карточки с перечеркнутыми обозначениями цвета).
Упражнения на закрепление:
«Покажи фигуру» : - не красную и не синюю;
- не синюю и не желтую;
- не желтую и не красную;
- прямоугольную, не синюю и не красную;
- треугольную, не желтую и не красную;
- квадратную, большую, не желтую и не синюю;
- прямоугольную, маленькую, не красную и не желтую;
- треугольную, тонкую, не синюю и не желтую;
- круглую, толстую, не синюю и не красную.
Дидактическая игра «Отрицание формы»
Цель: использует детали в соответствии с символикой отрицания формы.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, каточки обозначающие отрицание формы, игрушка зайца, коробка.
Ход игры.
Воспитатель достает из коробки зайчика карточки с перечеркнутыми обозначениями формы и объясняет, что каждая карточка обозначает.
Упражнения на закрепление:
«Покажи фигуру» : - не прямоугольные, не круглые, не треугольные;
- не квадратные, не прямоугольные, не круглые;
- не прямоугольные, не квадратные, не треугольные;
- не треугольные, не круглые, не квадратные.