Мария Бурцева
Проект «Учимся быть вежливыми»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Дети не владеют навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности, и следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации в школе. Усвоение норм вежливости – одна из составляющих нравственного развития детей. Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.
Публикация «Проект „Учимся быть вежливыми“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Цель: Создание условий для формирования и сохранения психологического здоровья детей, сформировать элементарные знания о нравственном поведении и культуре общения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к окружающему.
Задачи:
1. Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими;
2. Овладение детьми правилами хорошего тона, для построения межличностных отношений.
3. Воспитать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих, любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям.,
4. Закреплять навыки культурного поведения человека.
5. Создание предметно – развивающей среды, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков детей.
Тип проекта : кратковременный, поисково-творческий.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель Куликова Д. С., воспитатель-специалист по ИЗО Воробьева Е. В., воспитатель-специалист по ФК Корниенко Г. В.
Ожидаемый результат:
1. Сформированность у детей чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.
2. Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе.
3. Появление способности разрешать конфликтные ситуации.
4. Повысить уровень культуры детей и педагогический уровень родителей.
5. Беседы родителей с детьми и чтение книг по данной теме.
Способы оценки результатов: Участие в коллективном анализе проекта и самооценке.
Поэтапный план реализации:
Этапы Формы работы Задачи
I
Подготовительный (разработка проекта)
1. Постановка целей и задач, прогнозирование результатов.
2 Составление плана реализации проекта.
3. Изучение проблемы по данному вопросу через специальную методическую литературу.
4. Подбор детской литературы, дидактических и словесных игр в соответствии с возрастом детей.
5. Наблюдения за детьми во время чтения, игр, занятий.
6. Изготовление картотек, игр, подбор художественного слова по данной проблеме (загадки, стихи, пословицы и поговорки, проблемные ситуации и т. д.).
7. Подготовка консультаций, рекомендаций, буклетов для родителей.
8. Оснащение развивающей среды.
Определить цель и задачи.
Распределить обязанности между участниками проекта.
II
Основной Взаимодействие с семьей
- объявление о начале проекта «Учимся быть вежливыми», его продолжительности;
- консультация «Маленький словарь добрых слов и выражений»;
-подбор материала, необходимых для реализации проекта;
- изготовление совместно с родителями книги волшебных слов «Добрые слова»;
- изготовление буклетов для родителей «Как помочь ребёнку стать вежливым», «Словарик вежливых слов»;
- изготовление совместно с родителями настольной игры о культуре поведения «Что такое хорошо, что такое плохо»;
- организация фотовыставки «Наши добрые дела»;
- изготовление альбома с пословицами и поговорками о дружбе и друзьях.
включить родителей в работу по реализации проекта (фотографирование, видеосъёмка, поиск информации).
Коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы
-заучивание пословиц и поговорок о дружбе.
-чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово», Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», С. Мирошниченко «Злая волшебница», «Неизвеняйка». Чтение произведений В. Осеева «Просто старушка», : Кузнецов «Мы поссорились с подружкой», Г. Цыферов» Когда не хватает игрушек»,“Дочь и падчерица” (русская народная сказка);
“Морозко” (русская народная сказка); “Привередница” (русская народная сказка); В. Одоевский “Мороз Иванович”, Мошковская “Вежливое слово”, “Вежливый кролик” (мексиканская сказка,
А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”, А. В. Сухомлинский “Как ежиха приласкала своих детей”, “Как зайчик грелся при луне”, Г. Остер «Вредные советы». В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
-Образовательная деятельность:
- Познавательно – этические беседы
«Как можно обратиться к другому человеку с просьбой», «В мире вежливых слов»
-обобщить знания детей о вежливости и этикете. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.
Вызывать у детей желание быть вежливыми,упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях; расширить словарный запас вежливых слов; формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других.
Познавательно-исследовательская деятельность
-решение проблемных ситуаций «Можно ли обойтись без вежливых слов»;
-беседа «Доставим людям радость добрыми делами»;
-этюд «Поссорились, помирились»;
-конкурс между дежурными «Накрой стол к празднику»;
-рассматривание иллюстраций «Правильно-неправильно».
-викторина «Школа вежливых наук»;
-развлечение (итоговое) «В мире вежливых слов».
Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения.
Игровая деятельность
-сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья», «Отправляемся мы в гости», «Театр», «Путешествие в общественном транспорте»;
-дидактические игры: «Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек»;
-д/и «Телефон». Закреплять умение общаться с невидимым собеседником, используя различные ролевые позиции;
-дидактические игры: «Мне нравится с тобой дружить», «Вежливо или невежливо». «Вежливый трамвайчик», «Назови ласково».
-игра-драматизация «Угощения».
- пальчиковая игра «Руки ссорятся, руки мирятся».
учить детей быть вежливыми и отзывчивыми, с готовностью и добротой приходить на помощь, уважать друг друга как личность. Развивать полоролевое воспитание дошкольников с позицией этикета. развивать уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально-одобряемым нормам поведения. Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, воспитывать уважение к старшим.
Музыкальная деятельность
-игры-имитации, этюды, элементы драматизации, ритмическая пластика, перевоплощения;
-пальчиковый театр «Не обзывайся»;
-игры – инсценировки «Телефонный разговор», «Невоспитанный Незнайка»;
-разучивание и пение песен о дружбе «Если с другом вышел в путь», «Улыбка», «Настоящий друг».
-учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
-аппликация «Волшебный цветик – семицветик»;
-лепка «Красная шапочка несёт бабушке гостинцы»;
-оригами (Салфетки для сервировки стола)
-рисование «Нарисуй настроение», «Цветные страницы» — через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления.
-развивать творческие способности детей, учить доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе; развитие образного эстетического восприятия, формирование представления о взаимосвязи этикета и эстетики.
Двигательная деятельность
-инструктор по физической деятельности: проведение подвижных игр Приобщить детей к здоровому образу жизни
III Заключительный
(презентация проекта) Этическая беседа «Урок вежливости»
Беседа на тему «Умение тот, кто уступает»
Игра-инсценировка «Учимся вежливости»
Познавательно – этические беседа
«Как можно обратиться к другому человеку с просьбой».
Развлечение (итоговое) «В мире вежливых слов».
-составить конспект, привлечь родителей к подготовке и проведению,
-закрепить знания детей о культуре поведения и вежливости
Вывод:
проведенная итоговая беседа показала усвоение знаний детей о том, что вежливые слова помогают в общении со сверстниками и другими людьми дружней, значительно уменьшается число ссор;
наблюдая за детьми в повседневной жизни, удалось выявить, что дети используют вежливые слова и правила поведения в повседневной жизни, научились взаимодействовать друг с другом, договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь;
повысился уровень культуры поведения детей – это выразилось в том, что дети без напоминания стали употреблять «волшебные» слова;
в ходе реализации проекта возрос интерес родителей к жизни детей в детском саду – это выразилось в их помощи в создании книги «Добрые слова» и организации фотовыставки «Наши добрые дела», родители проводят беседы с родителями на этические темы, читают детям книги по данной теме;
работа в рамках проекта позволила пополнить предметно-развивающую среду группы настольными играми «Что такое хорошо…» и «»Вежливость».