Анастасия Меркулова
Проект «У Дона — батюшки реки, живут ребята-казаки»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместный проект воспитателей группы №4
и музыкального руководителя
для детей подготовительной группы
Тема: «У Дона- батюшки реки, живут ребята- казаки»
«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком
тот «уголок земли», где мы родились и выросли»
(Н. Смирнов)
ПАСПОТР ПРОЕКТА
Участники проекта : Дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта : Информационно – познавательно - творческий, долгосрочный
Публикация «Проект „У Дона — батюшки реки, живут ребята-казаки“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Проекты. Проектная деятельность
- Речные обитатели, кто живет в реке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Вид проекта : смешанный
Срок реализации: долгосрочный (ноябрь - май 2019)
Авторы проекта : воспитатели Малышева Е. П, Меркулова А. С, музыкальный руководитель: Яковенко Т. И.
База внедрения проекта : МБДОУ ДС «Голубые дорожки» г. Волгодонска, группа №4
Образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность темы:
С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае, области и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.
Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является ориентация на национально – культурные ценности. Поэтому такой подход к дошкольному образованию требует создание условий для приобщения ребенка 21века к национальным ценностям, истории родного края. Основополагающие принципы обновления содержания образования, как личностная ориентация, культуросообразности,гуманизация, предполагает приобщение детей к национальным ценностям, формирования у него толерантного сознания, разнообразных познавательных интересов.
История и культура донского казачества определяет специфику Ростовской области в целом и наполняет в качестве регионального компонента содержания образования. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, принадлежности к великому народу, дать
детям то ценное, что создано казачеством за его историю!
Цель проекта :
Создать систему работы по приобщению дошкольников к национальным традициям и обычаям донского казачества, к духовному богатству многих поколений,творчеству и декоративно-прикладному искусству казаков средствами проектной деятельности :
Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с Донским казачеством и реализация содержания регионального компонента в художественно - эстетическом развитии детей. Задачи проекта :
1. Формировать у детей дошкольного возраста интерес к истории Донского края,привлечь внимание к изучению истории развития донского казачества.
2. Познакомить детей с особенностями жизни и быта казачества, традициями, обычаями, праздниками. Приобщать детей к национальным ценностям (костюмы, танцы, песни, игры);
3. Развивать творческий потенциал детей в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной и игровой деятельности средствами фольклора, музыки и словотворчества, связанных с передачей традиций, бытующих на Дону.
4. Обеспечить условия и формы освоения дошкольниками способов практического применения народной мудрости в самостоятельной деятельности в ДОУ и семье.
5. Воспитание чувства любви к малой Родине. Знакомство с родным городом, с историей его возникновения, местонахождения, истории названия улиц, достопримечательностями города.
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта :
месяц тема Цель и задачи Работа с детьми Работа с родителями Продукт деятельности
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
ноябрь Знакомство с темой проекта
Составление плана схемы мероприятий;
Сбор информации по проблеме проекта Паспорт проекта
Основной этап
ноябрь Мой любимый город Развитие познавательного
интереса к истории Донского края.
Воспитание чувства любви к малой Родине.
Знакомство с родным городом, с историей
возникновения,
местонахождения, историей названия улиц, достопримечательностями
города Знакомство детей с историей возникновения города Волгодонска, посредствам бесед, рассматривания иллюстраций, показа презентаций, видео-материалов.
Познавательная викторина «Знаю ли я свой город»
Выставка рисунков
«Любимый уголок моего города».
Создание фотоальбома
«Мой любимый город»
Презентация с видеоматериалами, историческими фактами о городе Волгодонске.
декабрь История казачьего быта Приобщать детей к национальным ценностям
(одежда, быт, культура казаков). Формировать
представления детей об устройстве казачьего жилья и
предметов домашнего обихода.
Расширять представления детей о традициях и обычаях казаков Познавательные беседы «Происхождение казачества»,
«Одежда казаков», «Ремесла на Дону».
Разучивание пословиц и поговорок.
Разучивание казачьих песен и их исполнение, загадывание загадок,
Просмотр мультфильма «Казаки»
Аппликация
Тема :Украшение национального костюма казачки».
Детские рисунки :
«Казачий костюм»,
Посещение Волгодонского эколого-исторического музея на тему «Всё о Донских казаках»
Консультация
«Знакомство с историей и культурой Донского края»
Буклет:
«Как развивать у детей интерес к казачьим сказкам».
Помощь родителей в пополнении уголка по казачеству.
(старинные казачьи принадлежности) Создание макета
«Казачий быт»
Картотеки:
«Казачьи пословицы и поговорки»
«Казачьи загадки»
«Казачьи песни»
Презентация «История казачьего быта»
Оформление фотовыставки о посещении музея.
Оформление уголка по казачеству:
«Мы живём на Дону»
январь «Пришла коляда – отворяй ворота» Создание условий для познавательного отношения к традициям и обрядам донских казаков. Разучивание рождественских колядок. Разыгрывание сценок колядования. Рассказ об обычае колядования.
Проведение подвижных игр.
Развлечение
«Пришла коляда – накануне Рождества»
«Рождественские гадания»
Посещение эколого-исторического музея
«Щедрый вечерок» Консультация
«Развитие казачьей культуры»
Создание семейных газет «Новый год в моей семье»
Лепка сувенирных вареников-
раскрашивание
Фотовыставка
«Рождественские гадания»
Сценарий проведения развлечения
«Пришла коляда – накануне Рождества»
Выставка семейных газет «Новый год в моей семье»
февраль «Казак рождается воином» Воспитывать гражданско - патриотические чувства детей, любовь к Родине. Рассказ о военной жизни казаков, о воспитании мальчиков в казачьей семье, как будущих воинов.
Знакомство с патриотическими песнями донского края. Рассказ о казаках – героях.
Праздник, посвященный 23 февраля с приглашением представителей казачьей дружины
«Казаки-защитники страны»
Праздник «Масленица» (как его праздновали на Дону).
Разучивание масленичных закличем
Коллективная работа из разных сортов круп «Казачий герб – раненый олень».
Коллективная работа из разных сортов круп «Казачий герб – раненый олень».
Консультация «Они прославили наш город».
Приглашение пап для участия в празднике
«Казаки-защитники страны»
Презентация «История возникновения
казачьего герба
«Раненый олень».
Выставка коллективной работы
«Казачий герб – раненый олень».
Фото –выставка «Мой папа – защитник Отечества».
март «Нет такого
друга, как
родная матушка» Приобщать детей к культуре
донского края. Воспитывать
любовь и уважение к матери.
Воспитывать бережное отношение к народным традициям Рассматривание старинных и
современных фотографий.
Экскурсия в казачий курень музея в Красном Яру
Рассказ о происхождении куреня. Сюжетно – ролевые игры, отражающие быт казаков.
Праздник «Донская красавица с любым делом
справится».
. Анкетирование «Воспитываю ли я в своем ребёнке гражданина и
патриота своей малой Родины».
Групповое собрание «Приобщаем детей к культуре и истории донского края».
Конкурс семейных газет «Мамины помощники»
Альбом старинных и современных фотографий
«Бабушки-пробабушки-тоже все хозяюшки»
Кулинарная книга
«Казачьи рецепты нашей семьи»
Апрель «Донской
театр и его
традиции Развивать у детей
музыкальное творчество,
посредством музыкально –
театрального искусства Чтение и просмотр казачьих сказок
С. Макаров:
«Казак и солнце» «Как казак с хищниками справился»
Е. Ерилкина:
«Казаки мир спасали»
Знакомство с казачьей сказкой
«Доброе сердце — дороже красоты».
Распределение ролей
Работа по эпизодам
Пение казачьих песен, частушек
Развлечение
«Казачья игра всегда весела»
Консультация «Народные гуляния» Музыкальная гостиная «Композиторы
Дона»
«Казачьи игры: досуг для детей»
Оказание помощи в изготовлении атрибутов, элементов костюмов. Сценарий казачьей сказки «Доброе сердце — дороже красоты».
май «На казачьем
кругу» Воспитывать гражданско - патриотические чувства, любовь к Родине. Приобщать
к истокам донской культуры. Показ казачьей сказки «Доброе сердце — дороже красоты»
воспитанникам других групп старшего дошкольного возраста. Показ казачьей сказки «Доброе сердце — дороже красоты»
родителям Отчётная презентация по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
«У Дона - батюшки реки, живут ребята- казаки»
Месяц Содержание работы
Ответственные
Совместная деятельность с детьми Участники проекта
родители Продукт деятельности
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Ноябрь Определение темы: (проблемы проекта)
Составление плана схемы проекта;
Сбор информации по проблеме проекта
Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений, развитей способностей и логического мышления детей, посредством музыкальных занятий.
Паспорт проекта Воспитатели :
Малышева Е. П.
Меркулова А. С.
Муз. рук.
Яковенко Т. И.
Проведение цикла занятий и мероприятий по реализации содержания регионального компонента в ДОУ «У Дона – батюшки реки, живут лихие казаки».
Знакомство с казачьим фольклором, с разнообразием его жанров.
Разучивание стихотворений, загадок, песен, поговорок; игр; конкурсов.
Распределение ролей.
Работа с родителями (пошив декораций, костюмов);
Организация выставки творческих работ детей и родителей.
Проведение праздника.
Рассматривание иллюстрированного материала
и видеосюжетов.
Предварительное чтение литературы, сказок, загадок и
пословиц.
Консультации
«Знакомство с историей и культурой Донского края»
Буклеты:
«Казачьи игры и забавы»;
«Как развивать у детей интерес к казачьим сказкам».
Созданы альбомы:
«Казачьи игры»;
«Казачьи костюмы»;
«Казачьи пословицы и поговорки».
Оформление родительского уголка, Консультации для родителей
Фотовыставка «Мой любимый город».
Выставка рисунков
«Любимый уголок моего города». Презентации для детей: «»,
Картотека стихов, пословиц и потешек о числах
для детей и родителей
Консультация «Они прославили наш город». Воспитатели:
Малышева Е. П.
Меркулова А. С.
Муз. рук.
Яковенко Т. И.
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
Разучивание казачьих песен и их исполнение, загадывание загадок, знакомство с казачьими подвижными играми.
Беседа с детьми:»Наша малая Родина –Донской край».
Познавательные беседы «Происхождение казачества»,
«Одежда казаков», «Ремесла на Дону». Слушание и разучивание казачьих песен, заучивание пословиц и поговорок о труде. Помощь родителей в оформлении альбомов «Казачья одежда», «Казачий уклад».
Посещение с детьми и родителями музея Донского казачества
Выставка рисунков «Мамы всякие нужны – мамы всякие
важны».
Создание презентации
«»
Картотека музыкальных считалок и песен о
Творческий макет «Наш курень». Воспитатели:
Малышева Е. П.
Меркулова А. С.
Муз. рук.
Яковенко Т. И.
Беседа: Из истории казачей символики –гимн
и флаг Всевеликого Войска Донского.
Аппликация
Тема :Украшение национального костюма казачки».
Детские рисунки :
«Казачий костюм»,
«Казачья утварь»,
«Казачий курень».
Знакомство с казачьим фольклором,сказками
«Митяй –казак бесстрашный», «Горе –злосчастье»,»Иван Светильник».
Знакомство с устоями казачьей жизни :
«Маленькая казачка –
главная помощница своей матери», «Обычаи посадки маленького казака на коня».
Разработка консультаций для родителей «Воспитание
детей в казачьих семьях»,
«Казачьи праздники».
Выставка – ярмарка
«Щедрая осень».
Создание мини –
музея «Предметы
быта казаков» Консультация для родителей
«».
Воспитатели: Малышева Е. П.
Меркулова А. С
Играем в игры с детьми
МДИ:
Подборка рецептов
1. казачьей кухни для родителей. Создали с родителями альбомы: «Азбука казака», «Казачья посуда», «Донские пословицы и поговорки».
Создание электронной базы игр для детей и настольно-печатных пособий. Воспитатели:
Малышева Е. П.
Меркулова А. С.
Муз. рук.
Яковенко Т. И.
Обучающие мультфильмы для детей:
«Просмотр мультфильма чтение сказки
«Муха Цокотуха»
распределение ролей Родительское собрание:
Тема : «Роль отца и матери в казачьей семье,
Развлечение : «Казачьи посиделки Электронная база математических мультфильмов
Разработка сценария сказки Воспитатели:
Малышева Е. П.
Меркулова А. С.
Муз. рук.
Яковенко Т. И
Пополнение предметно-развивающей среды
Оказание помощи родителей по оформлению и пополнению Предметно-развивающая среда оформлена в соответствии с возрастными
особенностями детей. Воспитатели:
Малышева Е. П.
Меркулова А. С.
Проведение развлечения с применением интерактивных игр Подготовка элементов костюмов к развлечению Презентация с играми Воспитатели:
Малышева Е. П.
Меркулова А. С.
Муз. рук.
Яковенко Т. И
Работа по инсценировке сказки ролям и сюжетам сказки.
Изготовление декораций, костюмов героев и атрибутов. Взаимодействие с родителями по подготовке костюмов и декораций. Папка-передвижка
«Роль сказки в воспитании ребёнка» Воспитатели:
Малышева Е. П.
Меркулова А. С.
Муз. рук.
Яковенко Т. И
Воспитатели:
Малышева Е. П.
Меркулова А. С.
Яковенко Т. И
Играем с детьми в подвижные игры на улице:
«Консультация в родительский уголок
«» Картотека подвижных игр Воспитатели:
Малышева Е. П.
Меркулова А. С.
Инсценировка сказки
Взаимодействие с родителями по подготовке к открытому показу сказки. Открытый показ сказки для детей из других групп и родителей. Воспитатели: Меркулова А. С.
Малышева Е. П.
Муз. рук
Яковенко Т. И
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Май
Отчет - Презентация проекта на итоговом пед. совете. Презентация отчётных мероприятий по проекту группы на итоговом родительском собрании. Презентация отчё тных мероприятий Воспитатели: Меркулова А. С.
Малышева Е. П.
Муз. рук
Яковенко Т. И
Предполагаемый результат:
Должны знать
1. Знать историю и традиции народа, устное народное
творчество казаков, праздники и народные игры.
2. Предметы деревенского быта, домашней утвари,
кухни.
3. Особенности народного костюма, музыкальный фольклор.
4. Исконно-народные слова и понятия Донских казаков.
Должны уметь
1. Осознавать свою национальную принадлежность.
2. Украшать национальными декоративными элементами
поделки, посуду, костюмы.
3. Применять полученные знания о культуре Донского казачества в разных видах деятельности и самостоятельном творчестве.