Наталья Попова
Фотоочерк «XI фестиваль «Кукла Дона»
▼ Скачать + Заказать документы
Традиции крепнут
Очень долго думала, имеет ли смысл снова делать публикацию по ставшей уже традиционной выставке кукол в ДГПБ. Ведь год назад, и ещё год назад я уже рассказывала о фестивале кукол, что завоевал большое число почитателей. За одиннадцать лет значительно возросло число увлекающихся людей, сделавших создание кукол своим главным делом жизни. Да и любителей здесь немало! И, откровенно говоря, не уверена, что авторов этих изысканных или простоватых, народных или светских, шаржевых или портретных кукол можно называть любителями.
Публикация «Фотоочерк „XI фестиваль „Кукла Дона“» размещена в разделах
Но очень надеюсь, что решение всё же рассказать об очередном фестивале найдёт своих читателей, и вы меня не осудите, увидев то великолепие, с которым я встретилась на очередной выставке.
Как всегда в выставке принимали участие и профессиональные художники, и студенты, учащиеся художественных школ и просто любители искусства.
Есть момент, на котором я раньше не останавливалась. Это творческие встречи с мастерами, мастер-классы и лекции на кукольные темы.
Не претендуя на абсолютную новизну, попытаюсь пересказать, о чём же, в общих словах, шла речь.
Мастер авторской народной куклы Л. А. Видавская рассказывала на своей творческой встрече о куклах Севера, в частности Архангельской губернии, какими они были в XIX веке. Доктор философских наук, доцент ДГТУ Е. Г. Тихомирова прочитала лекцию о куклах в истории мировой культуры. Анализ фольклорной сказки в мировой культуре помог обнаружить факт существования единой сказочной традиции, присущей всему пространству мировой культуры. Рассказала она и об отличиях субкультурных выражений данного феномена. Раскрывались темы куклы в контексте игровых практик, говорили о куклотерапии, как исцеляющем искусстве. А доцент кафедры «Дизайн» Академии архитектуры и искусства ЮФУ И. А. Ягуза рассказывала о кукольной миниатюре, ей истории и изготовлении.
На выставке была представлена кукла ритуальная и интерьерная. Куклы ритуальные несут на себе определённую семантическую нагрузку, когда нити и ткани несут в себе цветовую символику. Основные цвета ритуальных кукол выбираются не просто так и выступают символами жизни, радости, красоты. Эта кукла присутствует в культуре всех народов. Она более значима и распространена. Сначала куклы эти сопровождали различные обряды и несли в себе смысловую и социальную нагрузку того или иной эпохи. Особенно это касалось кукол, похожих на человека. Но с течением времени, они постепенно утрачивали эту функцию, превращаясь в арт-объекты, становясь инсталляциями. И вот тут-то и выступает основное отличие кукол от скульптуры. Скульптура – объект застывший, неподвижный, тогда как кукла предполагает различные манипуляции. Её основная способность – это способность к движению. Куклу можно одевать, раздевать, производить с ней различные действия, её можно наделять определёнными качествами. Эта способность является игровой провокацией, требованием от зрителя не пассивного, а эмоционального контакта и восприятия.
Кукла для человека едва ли не первая попытка познать свою природу, раскрыть соотношение телесного и духовного, попытаться постичь смысл самой жизни.
Кукла как архетип игрушки даёт нам возможность погрузиться в мир детства, в какой-то степени почувствовать себя создателем жизни. Автор куклы создаёт ещё одну жизнь, а покупатель, если, конечно, таковой имеется, выбирает эту жизнь, и тем самым удваивает эмоции. Фактически создаётся своеобразный параллельный мир, некая репетиция, которой в реальной жизни места нет. Но – нет ли? Вспомните, как используются куклы в определённых субкультурах в магических ритуалах. Обойдём этот момент молчанием.
Кукла в наше время заняла особое место в культуре, предоставляя человеку то, чего в реальной жизни он иметь не может.
В каждой кукле живёт частица души её создателя, что делает её настоящим произведением искусства. Уникальны они и тем, что созданы в единственном экземпляре.
А теперь предлагаю пройтись со мной по выставке.
Гурская Тина "Бабье лето"
Некрасова Ирина "Провинциалка"
Кретова Наталья "У нас на Дону"
Савенкова Анна "Кубаночка"
Анаева Ирина, Синельникова Оксана, традиционный девичий обряд кумления
Каменева Лариса, весенний хоровод "Радуга"
Назаренко Владимир "Лель"
Алфёрова Елена, работы из талаша, кочана кукурузы "Семья казака", "Материнство"
Чуб Ирина, 13 лет "Подружки"
Рогозина Елена, 14 лет. "Пасха" и "Домовушка"
Калинкина Оксана "Филин"
Гусева Наталья "Кореец"
Шинакова Алла "Мэри"
Тавровская Оксана, "Вильгельм"
Тавровская Оксана "Три поросёнка"
Глущенко Людмила "Есть женщина в русских селеньях"
Григорьева Валентина "Кукла в народном костюме второй половины XIX века с. Парахино Касимовскогоуезда"
Люфа Светлана "Слава роду моему", идея композиции позаимствованная.
Абакумова Ольга "Кукла для сна"
Абакумова Ольга "Невесты России"
Гулевская Анна "Октябрина"
Назарова Ирина, костюм из коллекции
Калинкина Оксана "Бабушка Сарра"
Друзья, вы помните прошлогоднего "Еврейского портного"? Это парная к нему кукла. Удивительное лицо у неё! Смотришь с разных ракурсов и меняется выражение лица!
Сибгатулина Сирафима "Сын гор"
Черняеа Наталья "Фаина"
Реппу Анна "Бурановские бабушки"
Гусева Наталья "Попутчики"
Автору куклы 14 лет, фамилии не было. "Король тромбон"
Карасёва Лариса "Молодая семья"
Совместная работа детей 11-12 лет, "Карусель женской судьбы"
Понедельников Константин 12 лет "Забивака"
Солдатова Александра "Хозяйка медной горы"
Зуева Екатерина "Узбечка"
Спасибо всем, кто добрался до конца публикации. надеюсь, вам было интересно!