Котельникова Ирина Вячеславовна
Проект «Труд — это радость»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 общеразвивающего вида»
Республика Коми, г. Ухта
Разработали воспитатели Котельникова Ирина Вячеславовна, Корюненко Ирина Сергеевна
Проект
«Труд – это радость»
Вторая младшая группа
Разработали воспитатели
высшей квалификационной категории:
Котельникова И. В.
Корюненко И. С.
2018
«Возможность труда и любовь к нему –
Публикация «Проект „Труд — это радость“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
лучшее наследство, которое может оставить
своим детям и бедный, и богач».
К. Д. Ушинский
Проект
«Труд – это радость»
(вторая младшая группа)
Тема проекта: «Труд – это радость»
Тип проекта: познавательно-практический, игровой, многофункциональный.
Вид проекта: социальный, групповой, краткосрочный.
Проблема: не все дети готовы к практической трудовой деятельности, так как имеют недостаточный опыт.
Актуальность проекта.
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста, в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Благодаря умению трудится дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически сильными и здоровыми
В дошкольном возрасте ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей. Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественной собственности. Наблюдая за деятельностью взрослых, ребенок размышляет о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес к труду, требовательность к качеству выполняемой работы.
Цель проекта: формирование устойчивого положительного отношения к труду у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта.
Для детей:
- формирование представлений дошкольников о видах детского труда; о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
- развитие трудовых навыков и умений;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и результатам труда.
Для родителей:
- содействие установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
- ознакомление родителей с разными видами и формами проведения детского труда;
- повышение родительской компетенции по теме проекта.
Для педагогов:
- реализация обучающих, развивающих, воспитательных задач через освоение детьми образовательных областей по теме проекта;
- подбор методической, справочной, художественной литературы по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта.
Паспорт проектной работы
Возраст детей: дети 3-4 лет.
Направленность: разные виды детской деятельности (речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие).
Участники проекта: дети 2 младшей группы №1 «Огонёк», воспитатели, родители, сотрудники ДОУ.
Формы проведения: беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно- ролевых игр, организация посильного труда. продуктивные виды деятельности; работа с родителями.
Продолжительность проекта: краткосрочный
(срок реализации: с 3 мая – по 18 мая 2018г.).
Предполагаемые результаты:
- формирование положительного отношения к труду;
- формирование ответственного отношения к полученному заданию;
- выполнение коллективных и индивидуальных поручений, понимание значения результатов своего труда, забота о своевременном завершении совместного задания;
-. уважение к труду старших и желание помогать им;
- знания о профессиях близких людей, понимание значимости их труда;
- повышение родительских знаний в вопросах трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Взаимодействие с родителями:
- консультация «Дошкольник и труд», «Правила, которые должны соблюдать родители дома»; анкетирование родителей
- размещение информации в родительском уголке «Как мы трудимся в саду»;
- родительское собрание «Дошкольник и труд» (совместное обсуждение воспитателями и родителями видеозаписи коллективного труда детей «Стираем…»).
Продукт проекта:
1. Презентация «Кто заботится о нас» (о труде работников прачечной в детском саду).
2. Презентация «Наши руки не для скуки» для показа на родительском собрании и для странички группы «Огонек» на сайте детского сада.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
- выявление проблем по теме проекта
- исследование проблем: анкетирование родителей на тему «Трудовое воспитание в семье»
- постановка целей и задач проекта
- подбор материалов для консультирования родителей по теме «Трудовое воспитание младших дошкольников»
- проведение родительского собрания с использование презентации «Наши руки – не для скуки»
- оформление бюллетеня для родителей «Что мы умеем и чему мы учимся»
- образовательная деятельность с детьми в ходе режимных моментов
(ежедневная уборка игрушек в игровой форме с участием игрового персонажа (Мишка и поощрение детей, самообслуживание во время приема пищи, умывания, одевания и т. д.)
- ежедневное сопровождение процесса умывания чтением потешек и коротких стихов по данной теме, использование макета «Моем руки»
- использование макета «Одеваемся по - порядку»
- коллективный труд на прогулке: «Разбрасывание снега», «Кормление птиц»;
- ежедневные поручения для детей.
- подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
- подбор литературных произведений для чтения детям;
- разработка плана проведения мероприятий проекта;
- размещение информации о начале реализации проекта.
Виды труда дошкольников:
- Самообслуживание
- Труд в природе
- Ручной труд
- Хозяйственно-бытовой труд
(+ знакомство с трудом взрослых)
Формы организации труда:
(проводятся по технологии «Детский сад – дом радости» Н. М. Крыловой)
- Поручения
- Дежурства
- Коллективный труд (фронтально).
II этап проекта – основной
Реализация проекта по образовательным областям в ходе индивидуальной, совместной, самостоятельной и дополнительной деятельности.
Виды труда дошкольников:
Самообслуживание
Воспитатели по-прежнему учат детей выполнять работу по самообслуживанию, но теперь не только помогают им правильно подойти к реализации сложной задачи, а показывают, как проще и лучше выполнить её (игровой прием «Я открою вам маленький секрет, как сделать самому лучше, быстрее, больше!»). Воспитатели стараются научить детей проверять самих себя.
Труд в природе
Дошкольников необходимо приучать выполнять трудовые поручения во все времена года. Осенью сгребать листья на участке для прогулок. Зимой подкармливать птиц, принимать посильное участие в расчистке дорожек от снега. Весной сажать лук, чеснок и т. д. в «огороде на окошке». Летом ухаживать за растениями на клумбах (помогать поливать, рыхлить землю, выдергивать сорняки). Дети нужно научить правильно пользоваться рабочим инвентарём: лопатой, совком, лейкой, граблями. Важно формировать привычку работать по собственному желанию, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, беречь материалы и предметы труда.
Ручной труд
Ручной и художественный труд – это труд, направленный на удовлетворение эстетических потребностей человека.
Хозяйственно-бытовой труд
В группе систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка игрушек в групповой комнате).
Коллективный труд возможен только при наличии ряда условий:
- объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.
- определяя содержание общей работы, воспитатель включает в неё только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей.
Ознакомление с трудом взрослых
Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года. Дать первоначальные представления о разнообразии профессий, о роли машин, оборудования, орудиях труда, современной техники и аппаратуры в трудовой деятельности взрослых. О рационализаторских предложениях с целью ускорения получения результатов труда, улучшения качества, разнообразия, облегчения труда человека. Учить оценивать результаты своей работы с помощью взрослого. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.
1. Познавательное развитие
Рассматривание картинок и иллюстраций:
- «Электроприборы»
- «Бытовые предметы для стирки»
Беседы:
- «Правила безопасного поведения дома» (ППБ, ОБЖ)
- «Кто делает белье чистым» (о профессиях)
Труд в природе:
- «Наш огород на окошке». Посадка лука-севка, чеснока- для «стрелок». Верхушек моркови и свеклы –для ботвы. - Игра- лото «Что сначала, что потом?» (алгоритм роста растения)
- помощь детей при поливе комнатных растений, опрыскивании растений водой.
- показ, а затем посадка луковицы и чеснока каждым ребенком, наблюдение за посадкой верхушек моркови, свеклы.
- ситуативный разговор «Для чего мы посадили растения на нашем «огороде на окошке?».
Игры:
«Что из чего?» (ткань, кожа, дерево, бумага, поролон, резина и др.)
Ситуативный разговор:
- «Игры и игрушки» (уборка игрушек) с. 24
- «Покажем Мишке» наш огород
- «Почему у каждого своя расческа, полотенце»
- «Нужна ли кошке или собаке салфетка?»
- «Почему поникли листья у нашей «китайской розы»?»
«Как мы можем помогать взрослым?»
Опыты с мылом и водой.
Пословицы и поговорки (гигиена, труд, профессии)
Загадки (чтение и отгадывание) про бытовые предметы, про труд.
ООД:
«Урок гигиены»:
- учить основам правил личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, учить чистоте и аккуратности;
- прививать навыки здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
2. Речевое развитие
ООД «Экскурсия в прачечную детского сада» (знакомство с профессией «прачка» -оператор машинной стирки, словарная работа)
Чтение рассказов из сборника «Волшебный мир вещей»:
- Л. Деляну «Носовой платок» с. 122
- В. Степанов «Зубная щетка» с. 90
-Я. Аким «Ложка» с. 108
- Ю. Тувим «Мыло» с. 116
- И. Демьянов «Тарелка» с. 164
- М. Драч «Песенка иголки»
Чтение:
- Г. Глушков «Фарфоровая чашка»
- Л. Воронкова «Маша-растеряша»
- Е. Пермяк «Как Маша стала большой»
- Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»
- М. Майн «Пуговица»
- Г. Ладонщиков «Кукла и Катя»
- Ю. Ефремов «Как много вокруг очень добрых вещей»
Рассказывание сказок:
- «Кукушка» (ненецкая н. сказка)
- «Колосок» (украинская н. сказка)
- «» (татарская н. сказка)
Заучивание стихотворений:
- «Я один у мамы сын»
- «»
Игры:
- «Одень куклу». Цель: словарная работа (надевать, одевать и т. д.)
- «Наша квартира». Цель:
3. Художественно – эстетическое развитие
Слушание музыкальных произведений
Лепка «Луковичка» (пластилин)
Рисование «Лук», «Большая стирка» (гуашь)
Аппликация «Я флажок держу в руке» (картон, бумага)
Ручной труд
- «Коробочка». «Волшебница-бумага» (показ воспитателем изготовления коробочки –способом оригами)
- ситуация: «О чём мечтают порванные книжки?» (чиним книги)
Конструирование «Стиральная машина с центрифугой» (настольный строитель)
4. Социально – коммуникативное развитие
Игры:
- игра с бизибордом - «Застегни пуговицы»
- настольные (лото, домино) - «Моя квартира», «Третий лишний», «Четвертый лишний»
- сюжетно-ролевые («Семья», «Прачечная в детском саду»)
Хозяйственно-бытовой труд:
- «Мастерская» (нарежем салфетки для сервировки столов на завтра»)
- ООД «Стираем салфетку для рисования» (фронтальное занятие)
- ООД «Стираем салфетку для аппликации»
Игры:
- «Когда вещи ложатся спать». Цель: учить правильно складывать вещи.
- «Для чего нужны эти предметы?» (нитки, иголка, напёрсток, ножницы, сантиметр, пяльцы и др.)
Прогулка: разбрасывание лопатами снега на участке, чтобы быстрее растаяли сугробы, быстрее появились проталины, а на них - первые травинки и первоцветы (мать и мачеха).
5. Физическое развитие
Игры-разминки:
- «Стираем, стираем, стираем целый день…»
- «Звериная гимнастика» («У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…»)
Игры:
- с мячом («Живое-неживое»)
- эстафета «Чья команда быстрее развесит белье» (игра с прищепками)
- танец «Стирка»
- эстафета «Собери цветок»
III этап – заключительный
Выставки творческих работ детей (по лепке, рисованию, аппликации, ручному труду, конструированию)
Показ ООД по труду родителям (видео «Стираем…»)
Презентации для родителей:
- «Наши руки не для скуки»
- «Как делать опыты с детьми дома».