Татьяна Жмака
Проект «Тематический буккроссинг в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Тематический буккроссинг в детском саду».
Проект «Тематический буккроссинг в детском саду» был инициирован самими детьми нашей подготовительной к школе группе. После экскурсии в детскую библиотеку нашей станицы, в коридоре, дети заметили полку с книгами и забавной иллюстрацией – бегущей книгой. У сотрудников библиотеки мы выяснили, что это полка «буккроссинга» или раздача книг или книговорот. Сюда люди, прочитав свою книгу, оставляют ее, для того, чтобы другой человек мог эту книгу найти и прочитать; предполагается, что тот в свою очередь, повторит это действие. Дети были очень заинтересованы и нам, воспитателям, пришлось поближе ознакомиться с этой темой.
Темочки:
«Буккроссинг», раздача книг или книговорот - хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флэшмобу. Идею буккроссинга предложил специалист по интернет-технологиям Рон Хорнбекер в марте 2001 года. Символ буккроссинга - бегущая книга и девиз движения «Прочел книгу - отдай другому».
В наше время, в век современных технологий снижается интерес к чтению. А ведь совсем еще недавно наша страна считалась самой читающей страной в мире.
Актуальным во все времена является формирование читательской компетенции у дошкольников, которое необходимо строить с учётом современных требований и подходов. Многими исследователями доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Через чтение художественной литературы ребёнок учиться анализировать, знакомиться с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.
И чтобы решить эту проблему мы в содружестве с педагогами, родителями и сотрудниками детской библиотеки решили, что следует повысить интерес детей и их родителей к чтению, да и к самой книге. Для этой цели нами был разработан групповой долгосрочный проект «Тематический буккроссинг в детском саду». Этот проект разработан для знакомства дошкольников с книгой, ее произведениями, иллюстрациями, с разными способами и возможностями найти «свою» книгу, для осознания всех участников проекта важности взаимодействия для получения результата.
Проблема.
Книги играют важную роль в развитии и обучения ребенка, т. к. открывают для него яркий, неизведанный, увлекательный мир. Но на пути приобщения детей к книге существует немало препятствий разного рода:
- современные дети, к сожалению, проводят большую часть времени с компьютером или, смотрят телевизор;
- не каждая семья, в современных экономических условиях,
может купить в достаточном количестве детскую художественную и научно-популярную литературу, а если в семье книг много, то они лежат в шкафу и после прочтения уже вряд ли кому-то понадобятся;
- многие родители, ввиду нехватки времени, не используют книгу, как средство общения с ребенком, развития его речи или наоборот заинтересованности в прочтении увлекательных детских рассказов. Они перестали читать своим детям перед сном, да и вообще читать, т. к. им легче оставить ребенка один на один с компьютером (планшетом) или телевизором.
- библиотека, для многих родителей, не является интересным местом, куда можно привести ребенка для знакомства с детской книгой, а зачастую они даже не знают, где находится детская библиотека.
Ведь задача взрослых состоит в приобщении своего ребенка к книге, чтению. Если в семье любят и много читают, родители сами ходят в библиотеку и водят туда своих детей, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи. С помощью чтения книг можно развить у ребенка умение мыслить, развивать речь, проявлять творческое мышление, сообразительность, внимательность, память. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, ждать праздника ума и души от общения с нею.
Цель проекта: формировать у детей и родителей устойчивый интерес к общению с детской книгой; развивать творческие, познавательные способностей детей.
Задачи:
- формировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой;
- развивать коммуникативные, познавательные умения детей, умения слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции; умения вести диалог, выразительного рассказывания, умения импровизировать;
- развивать творческие способности, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, культуру общения и поведения в социуме;
- воспитывать интерес, любовь к книге, произведениям художественной литературы, как источнику знаний, бережного отношения к книге;
-воспитывать у детей эмпатию;
- возрождать традиции семейного чтения;
-продвигать идеи буккроссинга среди детей, родителей, сотрудников детского сада;
- повышать компетентность родителей в вопросах ознакомления детей с детской художественной литературой;
- вовлекать родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе.
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, педагоги группы, специалисты детской библиотеки.
Вид проекта: практико - ориентированый, открытый, долгосрочный.
Продолжительность проекта: 1 год.
Содержание проекта.
I этап. Подготовительный.
1. Составление картотеки детской художественной литературы по лексическим темам в соответствии с возрастом детей.
2. Подбор детской художественной и научно-познавательной литературы по лексическим темам
2. Определение уровня заинтересованности сотрудников детской библиотеки станицы по освещению проблемы буккроссинга («книгообмена»).
3. Проведение ситуативных бесед с детьми: «Что такое библиотека?», «Для чего нужна книга?», «Правила обращения с книгой», «Твоя любимая книга», «Когда и про что тебе читает мама (папа?», «Какие книги есть у тебя дома?».
4. Акция с родителями «Книга в подарок детскому саду», приуроченная к Международному дню книгодарения (14 февраля).
5. Опрос родителей: «Роль книги в воспитании детей».
6. Опрос родителей «Где находится библиотека?» (с вручением медалей «Я знаю, где находится детская библиотека!»)
6. Консультация учителя-логопеда «Художественная литература в речевом развитии дошкольников».
7. Выявление уровня владения родителями воспитанников группы
информацией о социальном движении «Буккроссинг»
8. Анкетирование «Семейное чтение», с целью выявления самой читающей семьи.
II этап. Практический.
1. Создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности.
2. Приобщение родителей к пополнению картотеки по лексическим темам в соответствии с возрастом детей.
2. Посещение детской библиотеки станицы воспитателей с детьми, родителей с детьми.
3. Проведение в группе сотрудниками детской библиотеки станицы открытого мероприятия «Подарим книге вторую жизнь».
4. Организация обмена произведениями детской художественной литературы между родителями группы, родителями и воспитателями группы.
5. Организация в приемной группы «Безопасной полки» (полки книгообмена) в соответствии с тематикой недели.
6. Консультации для родителей и педагогов «Что такое «Буккроссинг?», «Вечернее чтение (20 книг перед сном)», «Как же приучить ребенка к чтению?», «Тематический буккроссинг в группе «Пчелки», «Праздники книги».
7. Изготовление с детьми листовок с логотипом социального движения (бегущая книга).
8. Проведение акции с детьми и родителями других групп на территории детского сада «Что такое «Буккроссинг?»
8. Участие детей группы в конкурсе чтецов, приуроченного к Международному дню детской книги (2 апреля, на уровне группы и детского сада.
9. Регулярное чтение родителями перед сном и в свободное время.
10. Изобразительная деятельность: рисование «Как мы ходили в библиотеку», «Иллюстрация к любимой сказке», «Мама читает перед сном»; ручной труд «Изготовление книжек-малышек», «Книжкина больница (ремонт книг)», «Изготовление формуляров для сюжетно-ролевой игры «Библиотека».
11. Сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Семья», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская».
12. Игры драматизации и театрализованные игры по сюжетам знакомых сказок.
13. Проведение акции с детьми и родителями «Отпусти книгу на волю» на «Аллее Славы» станицы.
III этап. Заключительный.
1. Презентация детьми и педагогами различных форм творческой деятельности (рисунки, поделки) в своей группе, музыкальном зале, в детской библиотеке станицы.
2. Оформление фотовыставки и презентации по итогам проекта.
3. Отражение мнения родителей по данному направлению работы в тетради отзывов.
4. Театрализованные постановки, игры.
Результаты:
- Повышение у детей интереса к книге, произведениям художественной литературы.
- Активное участие родителей в совместной творческой и продуктивной деятельности, в совместных посещениях с детьми детской библиотеки, читального зала, организации вечеров семейного чтения, в акциях, организуемых в группе.
- Развитие инициативы, стремления к самостоятельному, добровольному обращению ребенка к книге;
- Формирование у детей заинтересованного слушания чтения и активного участия в беседах по обсуждению прочитанного;
- Формирование умение общаться с детской книгой «один на один»;
- Широкое использование детьми речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
- Расширение кругозора детей, пополнение и активизация словарного запаса;
- Ускорение процесса усвоения грамматических категорий;
- Развитие усидчивости, внимания, памяти, мышления.
- Формирование самостоятельности детей в художественно-речевой деятельности, ценностное отношение к окружающему миру.
После реализации проекта мы убедились в очередной раз, что только совместная работа по принципу "педагог - ребенок - родитель" способствует достижению положительных результатов в литературном образовании дошкольников и идеи буккросинга помогают нам в достижении результата.